Театр «На Литейном»: «Война – это позор и бесчестие людей. Вот наш единственный месседж»
Вчера на сцене Новгородской областной филармонии завершился VII Международный фестиваль «Театральное Вече». Его финальной точкой стал спектакль «Гекатомба. Блокадный дневник» петербургского театра «На Литейном».
Режиссёр Яна Тумина передаёт судьбу блокадного города и его жителей через особый формат: сочетание драматической игры, пластики, театра кукол и объектов. Это – первый опыт сотрудничества театра с Яной Туминой. Можно долго рассказывать о художественных особенностях спектакля, а можно процитировать директора театра «На Литейном» Сергея Морозова:
«Яна – оригинальный режиссёр, который создаёт синтетическое искусство между живым артистом, музыкой, пространством, куклой, со сценическим лаконизмом, но очень многозначным. Это сочетание нам показалось очень современным. Тем более, что наш театр находится в самом центре города, в непосредственной близости мест, где происходили события в те страшные блокадные дни. Тема блокады независимо от даты будет будоражить умы людей. Уверен, к этой теме русский театр будет возвращаться всегда».
На генеральном прогоне нам удалось пообщаться с режиссёром.
- Яна, расскажите немного о концепции спектакля.
- В спектакле собраны дневники ленинградцев, это – наш личный эмоциональный отклик на определённые тексты, актёры в какой-то степени здесь тоже соавторы. Хотя композиция сделана полностью из дневниковых записей. Мы не прибавили ни одного своего слова.
- В спектакле заняты несколько приглашённых артистов. Расскажите о них.
- В команду спектакля вошли несколько актеров, с которыми я работаю постоянно. Это Марина Солопченко, Андрей Шимко, Ринат Шавалиев. Первый раз сотрудничаю с Ефимом Каменецким, легендарным актёром для Петербурга. Он служит в театре Комиссаржевской.
- Главный герой спектакля – блокадный город глазами архитектора. Его исполняет Ефим Александрович?
- У спектакля есть протагонист, человек, который ведёт основную линию. За основу мы взяли дневник – это десять ученических тетрадей, исписанных архитектором Львом Ильиным во время блокады Ленинграда. Если у нас сейчас есть возможность всё сфотографировать, то он записывал и зарисовывал. Понимал, что каждого из этих зданий может завтра не стать. Считал своим долгом, может, спасительным моментом для себя. Он не прекращал свои прогулки всю блокаду, в одну из бомбёжек был смертельно ранен. Каменецкий играет именно этого человека. Он создаёт особую атмосферу, есть ощущение документального героя.
- Какие были трудности при создании спектакля?
- Эмоционально очень сложный спектакль. Но нам работалось очень счастливо. В таком тяжёлом материале мы нашли столько света и любви. Но это была огромная нагрузка для всех. Каждый день город заново открывался для каждого из нас, появлялись новые точки соприкосновения. Для многих актёров испытанием стала работа с куклой. Для большей части актёров стало испытанием. Сложность была и в том, что материал состоит из разрозненных дискретных кусков, нужно было объединить их. Работа происходит командой, все были так включены – это просто счастье.
- Чему учит ваш спектакль?
- Точно не учит. Нельзя научить ни терпению, ни доброте. Назидательность, надеюсь, в нём отсутствует. Есть реплика в этом спектакле: «Война – это позор и бесчестие людей». Вот наш единственный месседж. Это – наше обращение сегодняшнему дню. Война политизируется, к ней относятся с патетическим чувством. Но любая война - это бесчестие.
- Почему ограничение 16+?
- В спектакле очень много смерти, мы понимаем, что подростки могут быть к этому не готовы. Тема гибели человека достаточно серьёзное давление производит на зрителя. Конечно, приходят дети и младше и уходят потрясёнными. Иногда дети понимают лучше, чем взрослые.
Читайте также о белорусском моноспектакле «Незаживающая рана» и о других постановках фестиваля.
Источник: 53 новости