Путин серьёзно ответил на вопрос об угрозе ядерной войны
В эти минуты в Москве продолжается пресс-конференция Владимира Путина.
Журналист Первого канала Антон Верницкий задал главе государства вопрос о ядерной войне. Он напомнил о том, как в советском детстве все боялись ядерной войны, а теперь этот страх возвращается, сценарии обмена ядерными ударами печатают крупные СМИ по обе стороны океана, а слово «война» всё чаще звучит на кухнях. «Как вы, президент, можете успокоить и моего маленького сына, который также, как и я, теперь боится ядерной войны, меня и всех нас? Какими действиями и словами?»
Президент начал ответ с глубокого вздоха.
«Вы знаете, я думаю, что вы правы, - начал глава государства. - ...Опасность подобного развития событий в мире затушевывается, уходит, это кажется невозможным или чем-то уже не таким важным. А между тем, если не дай Бог, что-то подобное возникнет, это может привести к гибели всей цивилизации, а может быть, и планеты. Поэтому вопросы серьезные, и очень жаль, что вот такая тенденция недооценки имеет место быть и даже нарастает. Есть и особенности сегодняшнего дня, есть и опасности.
В чем они заключаются? Первое. Это развал международной системы сдерживания вооружений, гонки вооружений. После выхода Соединенных Штатов из договора по противоракетной обороне, который являлся краеугольным камнем в сфере нераспространения ядерного оружия и сдерживания гонки вооружений, мы вынуждены были ответить созданием новых систем оружия по преодолению этих систем ПРО. Теперь мы слышим, что Россия получила преимущество. Да, это правда, таких систем оружия пока в мире нет. Они будут у ведущих держав, но пока нет. И в этом смысле есть определенное преимущество. Но в целом в стратегическом балансе это просто элемент сдерживания, уравнивания паритета. Вот это что: сохранение паритета. Не более того.
Сейчас делают еще один шаг: выходят из договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Что будет с этим? Очень трудно себе представить, как будет развиваться ситуация дальше. А если эти ракеты появятся в Европе? Что нам делать? Конечно, надо будет обеспечить свою безопасность какими-то шагами.
Пусть потом не пищат по поводу того, что мы добиваемся каких-то преимуществ. Мы не преимуществ добиваемся, а баланс сохраняем, мы обеспечиваем свою безопасность. Тоже самое по договору о СНВ-3. Тоже самое! Вот в 21 году он заканчивает существование. Никаких переговоров пока не ведется по этому вопросу. Не интересно, не нужно? Мы проживем, мы свою безопасность обеспечим. Мы знаем, как это сделать. Но в целом для человечества это очень плохо, потому что это подводит нас к очень опасной черте.
Ну и, наконец, есть еще одно обстоятельство, на которое я не могу не обратить внимания. Существует тенденция понижения порога применения. Есть идеи создать ядерные заряды малой мощности. И это уже не глобальное, а тактическое применение. И уже у некоторых аналитиков на Западе звучат такие идейки: «Ничего страшного, можно и применить». Но снижение порога может привести к глобальной ядерной катастрофе. Это одна опасность сегодняшнего дня.
Вторая — применение баллистических ракет в неядерном исполнении. Правда, американские партнеры вроде бы от этого отказались, но сама идея существует. А что это значит? Баллистическая ракета стартовала, в ядерном она, в неядерном исполнении… Система предупреждения о ракетном нападении фиксирует место старта, через несколько секунд определяет траекторию полета и возможные территории падения головных частей. Но все это на грани возможной ошибки. Это ужасно, до этого нельзя доводить!… Но тем не менее такая идея использования баллистических ракет в неядерном исполнении существует. Ну, из мирового океана стрельнула подводная лодка баллистической ракетой, да хрен её знает — в ядерном она или не в ядерном. Попробуй разберись. Это очень опасная вещь. И все это муссируется, обсуждается. И это опасно.
Но я всё-таки исхожу из того, что у человечества хватит здравого смысла и чувства самосохранения для того, чтобы не доводить до крайности».
Фото 2: скрин трансляции Первого канала
Источник: 53 новости