Важно: Илья Кяльвияйнен рассказал о планах по развитию Новгородской областной больницы
Здравоохранение России переходит на новый уровень в лечении пациентов. Разработанную масштабную Программу по борьбе с онкологическими заболеваниями министр отрасли называет эпохальной. Она создаёт новые принципы профилактики и работы первичного звена, диагностики и лечения, учёта и наблюдения. Идея с внедрением сети сосудистых центров, которая ещё десять лет назад казалась неподъемной, воплощается в жизнь. Сегодня мы уже не представляем другого подхода к помощи людям с инфарктами и инсультами, настолько он оправдал себя. Впервые в стране громко заговорили о необходимости развивать паллиативную медицину.
В медицине Новгородской области тоже происходят структурные изменения. На смену привычным формам оказания помощи приходят современные и продуктивные. Перемены ожидаются и в Новгородской областной клинической больнице. О них нам рассказал исполняющий обязанности главного врача НОКБ, Илья Кяльвияйнен.
- Илья Михайлович, что нового будет происходить в больнице в наступившем году?
И. К. На своем уровне мы тоже развиваем помощь онкологическим пациентам. Планируем получить лицензии на оказание этого вида помощи для отделений общей хирургии, челюстно-лицевой хирургии, колопроктологии, торакальной хирургии. Сегодня онкологический пациент с тяжелой сопутствующей патологией не всегда имеет возможность четкой маршрутизации. Наши специалисты могут им помочь, задачу такую мы перед собой поставили.
- Что еще в приоритете?
И.К. Два месяца, как я работаю исполняющим обязанности главного врача. Познакомился со всеми отделениями и службами больницы. На первом плане - сложности, связанные с отсутствием достаточных помещений у консультативной поликлиники. Пациенты, особенно из отдаленных районов не всегда успевают попасть на прием – они «привязаны» к расписанию автобусов. Жалоб на организацию амбулаторного приема сейчас немало. Специфика и ценность консультативной поликлиники в том, что прием в ней ведут практикующие в стационаре специалисты. Их мнение зачастую решающее в выборе тактики лечения. В идеале нам нужна поликлиника, куда смог бы обратиться житель любого района области - пройти обследование, посетить врача, понять план лечения - и все это, в перспективе, за один день. И сейчас мы выстраиваем оптимальную модель ее работы.
Не менее важен вопрос материально-технической базы отделений. В первую очередь – операционного блока, можно сказать, сердца больницы.
Продолжается работа по улучшению логистики внутри больницы, решаем вопрос создания операционного блока в приемном покое для экстренных ситуаций.
Идёт работа в одной из операционных НОКБ
Рассчитываем на поддержку регионального министерства – больнице очень нужен ангиограф для работы сосудистого центра. Команда эндоваскулярных хирургов у нас сильная, способна выполнять большие задачи. Работа по освоению новых технологий в больнице идет постоянно и в 2019 мы усилим это направление. Продолжаются проекты с коллегами из Петербурга, в том числе по развитию нейрохирургии и челюстно-лицевой хирургии.
Стартует интересный проект – исследование вопроса антибиотикорезистентности на базе урологического отделения. Также на базе этого отделения начинаем работу по формированию алгоритма помощи пациентам с сосудистой патологией. Люди после инсульта часто имеют сложности с мочеиспусканием. Результатом проекта должно стать появление специалиста в этом вопросе.
Кстати, недавно старшая медицинская сестра отделения, Зоя Алексеевна Поплавская, получила звание «Заслуженный работник здравоохранения РФ» - повод гордости за коллегу для всех нас.
Практически завершена работа по приданию статуса служебного жилья помещениям нового общежития. Капитальный ремонт здания окончен, но квартир и комнат в нем меньше, чем потребность сотрудников. Здесь нужно очень тактично подойти к распределению ресурса.
В целом, показатели работы больницы хорошие, и потенциал у нашей команды большой. Думаю, можем конкурировать с другими областными больницами. Дух соревнования должен присутствовать, он всегда на пользу рабочим процессам. Стремиться быть лучшими, в первую очередь лучше себя вчерашних, только так!
- Не секрет, что от руководителя во многом зависит атмосфера внутри коллектива, да и стиль общения с пациентами тоже. На Ваш взгляд, нужно над этим работать?
И. К. Пациент приходит к врачу в сложной для себя ситуации. Мы видим слабость - не только физическую, но и душевную. Для лечения неважно, какая профессия у больного. Но особенности личности мы обязательно должны учитывать, чтобы наши предложения стали бы поводом к действию, а не к отрицанию. Если взаимопонимание найдено, то врач не просто лечит болезнь, а становится союзником, способным настроить на правильный лад. Случается, что ты не знаешь, что сказать пациенту или как сказать… Тогда нужно суметь обратиться за помощью к коллегам. Сегодня основная идея жалоб пациентов это дефект коммуникации. Врач не уделил достаточно времени, был невнимателен, невежлив, не достаточно ясно разъяснил, как быть дальше, к кому обратиться. Но мы единый коллектив, с едиными задачами, а значит, прийти на помощь не только пациенту, но и коллеге в трудностях общения или постановки диагноза – норма. Понимание и поддержка очень важны.
Пациентов тоже нужно «подпитывать». Наука дает нам новые возможности, но есть еще и много неизлечимого.
В наших силах создать такое пространство, где у больного рождается уверенность - здесь выздоравливают! И чтобы такой настрой появился, должно совпасть несколько факторов – впечатление от самого здания, от сотрудников справочной и регистратуры, от врача – его внешнего вида, его речи.
Многих проблем в медицине можно избежать, если у пациента есть вера в выздоровление. И волю к победе никто не отменял. Это очевидные, в принципе, вещи, и помнить о них мы должны.
- Врачи сетуют на то, что бумажной работы так много, что она забирает и время, которое можно посвятить пациенту. Эта реальность подлежит коррекции?
- Электронная медицинская карта как возможное решение проблемы. Она и создана для того, чтобы освободить время врача для общения с больным. Да, документооборот растет, но ЭМК – это реальный, удобный инструмент для экономии времени врача. К примеру, выписной эпикриз – в нем диагноз, проведенное лечение, рекомендации, дальнейшая маршрутизация. Это очень важный документ для пациента и возможных дальнейших этапов лечения. Он составляется тщательно, и времени требует немало, а ЭМК позволяет сократить время его составления без ущерба для содержания.
- Из практикующих врачей - в управление. В телесериалах о больницах мы видим, что эффективный руководитель - это эффективный менеджер. Чем полезен будет опыт врачебной практики?
И. К. Управление – это не только менеджмент, к управленческой деятельности меня готовили в Военно-медицинской академии. Годы практической работы подтвердили уверенность в том, что основной принцип медицины – благо пациента. Качество и доступность медицинской помощи – вот что должно быть критерием управленческих решений, в том числе и на уровне нашей больницы. Сложна и задача управлением хозяйством больницы – но команда у нас сильная, опытная. В идеале выстраивается такая система, где на каждом этапе есть ответственный, а центр системы – врач, у которого одна задача - лечить больного. Понятно, что рамки наших возможностей задаются бюджетом, равно как и объемы выполняемой помощи. Кстати, в 2019 году больница увеличит количество консультаций на амбулаторном приеме, а еще мы чаще станем выезжать в районы.
- Это «мобильная» версия работы консультативной поликлиники?
И. К. Гораздо шире. В первую очередь да, консультации – здесь принимаются решения об оперативном вмешательстве, назначается конкретная дата. Приглашаются и больные для возможной коррекции лечения, контроля динамики выздоровления. Также проводится большая организационно-методическая работа. Консультации специалистами областной больницы районных коллег - ценный момент для улучшения помощи пациентам. Есть телемедицина, есть круглосуточная возможность отправки электрокардиограммы пациента в наш консультативный центр, но личное общение - важно.
Выезды в районы – перспективное направление. Я и сам планирую участвовать в них и как специалист торакальный хирург, и как руководитель областной больницы. Буду знакомиться с главными врачами - нам вместе предстоит реализовать приказ министерства по маршрутизации пациентов – она должна эффективно и бесперебойно. Очень рад, что в 2019 году Правительство Новгородской области содействовало развитию санитарной авиации – транспортировка «тяжелого» пациента вертолетом позволяет спасать больше жизней.
- Дальше ехать, но больше возможностей для лечения – суть перемен последних месяцев в новгородской медицине. Жители районов с опасением воспринимают новую логистику. Нужно время?
- Уверен, что люди, независимо от места проживания, знают, чем отличаются возможности лечения в сельской и в областной больнице. Возможно, это связано с тем, что пожилые люди, которые в основном живут сейчас в деревнях, больше склонны принимать болезни, как данность. Нам нужно больше рассказывать, о том, как сегодня лечат те же инфаркты, инсульты – давать уверенность в том, что качественное лечение улучшает и качество жизни. Где-то и настойчивость детей и внуков важна – чтобы было и хозяйство на кого оставить, и к врачу вместе поехать.
Взять, к примеру, наше отделение офтальмологии – там возвращают зрение людям и 80, и 90 лет. И старики перестают себя чувствовать обузой для родных, радость жизни возвращается. Думаю, когда маршрутизация пациентов и транспортировка, которая тоже предполагается министерством, будет работать по области так, как это задумано, изменения станут понятнее. Кадровые решения, которые сейчас принимаются, в том числе и назначение опытных практиков на руководящие посты, – тоже часть продуманной реорганизации отрасли.
- Медицинские услуги часто становятся поводом для критики граждан, как изменить ситуацию и нужно ли это делать?
- Медицина - очень емкое слово. Обыватель, не будучи пациентом, видит ее сквозь призму историй в СМИ. Когда становится им – медицина приобретает для него другие очертания. Кто-то навсегда проникается уважением к профессии и людям в ней. В школе нам не расскажут, что медицина бывает ургентная - экстренная, а бывает плановая, что есть орфанные - редкие заболевания и может случиться так, что никто из твоих коллег с ними не сталкивался, и надо перелопатить гору литературы, чтобы приблизиться к постановке диагноза. А есть случаи, когда мы не знаем, что происходит с человеком и только «предполагаем с высокой долей вероятности». И во всем этом множестве ситуаций и диагнозов разбирается и находит выход человек с медицинским образованием.
Можно ли считать медицинскую помощь только услугой? Думаю, что это понятие гораздо большее, чем просто услуга. То, что делает врач - ни в какие регламенты и положения не втиснуть. Лечит человек, а не абстрактная трудовая единица в медицинском учреждении. Большинство врачей и медицинских сестер - герои. В этом меня никто не переубедит и это то, что я вижу каждый день вокруг себя.
Нерадивые люди есть, они встречаются, и всегда так было. Но в этом, в том числе, и состоит задача руководителя - создать коллектив единомышленников.
Работа врача– это концентрация внимания, постоянные размышления, сопоставление фактов, оценка обстановки, принятие решений, за каждое из которых ты несешь ответственность, в том числе и юридическую. И так каждый день. При этом мы постоянно ведем работу над правильностью решений – критикуем себя, а бывает и коллег, учимся и учим.
- Может быть, врачам нужно больше о своей работе рассказывать?
- Куда же им больше? У врачей – колоссальная нагрузка! Наблюдал вчера - после суток дежурства стоит доктор на парковке, машину от снега чистит и это далеко не тот человек, который выспался ночью и готов к новому дню, понимаете? Хорошо, если он домой сейчас поедет, а часто - на консультацию в другую больницу или просто не заснуть ему будет, потому как мысли о пациентах не отпускают - нужно искать решения… Но что говорить, работать надо.
За месяц работы исполняющий обязанности главного врача ГОБУЗ «Новгородская областная клиническая больница» Илья Кяльвияйнен познакомился с коллективами отделений, узнал потребности каждого из них. В ежедневном режиме решаются насущные вопросы, идет долгосрочное планирование. Активность нового руководителя исходит из собственного врачебного опыта, навыков, полученных в Военно-медицинской академии и готовности коллектива больницы к совместной работе. Мы обязательно будем рассказывать новгородцам обо всех новостях крупнейшей больницы региона.
Фото: НОКБ, Национальная служба санитарной авиации
Источник: 53 новости