Не стало Марлена Хуциева. Вспомним три его фильма
Сегодня не стало режиссера Марлена Хуциева. Марлен Мартынович прожил долгую жизнь, целых 93 года. И всё равно, когда сегодня в утреннем выпуске новостей сказали, что он ушёл из жизни, стало так грустно, словно ушёл родной человек. А ведь, наверное, так и есть. Он стал родным для всех, кто навсегда принял в свое сердце его фильмы.
Я хочу сказать несколько слов про дорогие для меня киноленты Марлена Хуциева.
Совсем недавно, 8 марта, по Первому каналу повторяли «Весну на Заречной улице» (1956). И я уже в который раз не могла от неё оторваться. А ведь и по телевизору многократно смотрела этот фильм, и на DVD он у меня есть, но переключиться, когда идёт «Весна», невозможно. Она вся притягивает к себе, как магнит. Но некоторые моменты особенно дороги. Например, эпизод под весенним ливнем, когда Татьяна Сергеевна, выслушав подшучивания в беседке, произносит, не глядя на Сашу, но обращаясь к нему: «Недавно я видела человека, который умеет работать так, что приятно смотреть на его работу. Мне казалось, что у него есть ум, душа, характер…». Этот момент и последующая за ним сцена, когда Саша (прекрасный Николай Рыбников) шагает под дождь и отдает свой пиджак Валентине, расставаясь с ней, просто чудо. Или финальная сцена, когда ветер вместе с Сашей врывается в кабинет и начинает кружить листочки, которые проверяла учительница. А помните жест Саши в самом конце, когда он прощается и хочет помахать Татьяне Сергеевне, но стесняется и касается рукой головы? Как всё это прекрасно, чисто, целомудренно, тепло…
«Два Фёдора» (1958) - фильм, который открыл Василия Шукшина. Это была его первая главная роль в кино. Василий Макарович в то время был студентом ВГИКа, только начинал свой творческий путь и как актер, и как писатель. До этого фильма был только крохотный эпизод в «Тихом Доне» и роль боксера в короткометражке – курсовой работе. Помню молчаливый диалог в финале, когда Фёдор-большой с Фёдор-малый говорят без слов, только взглядами, вспоминая, как нашли друг друга в первые дни после войны - солдат и ребенок, лишенный детства. В этот момент их приходит Наташа и зовёт своих Фёдоров домой, и мы понимаем, что теперь они – настоящая семья.
Говорят. что Марлен Хуциев открыл Шукшина. Напомню, что 25 июля нынешнего года исполнится 90 лет со дня рождения Василия Макаровича.
Телефильм «Был месяц май» (1970) стал для меня глубоким потрясением. Так получилось, я посмотрела его в очень важный момент моей судьбы, когда происходило переосмысление всего, и когда я начала особенно остро понимать ценность человеческой жизни, особенно детской. Помните слова юного Тиля Уленшпигеля «Пепел Клааса стучит в мое сердце»? Те реальные фотографии обреченных на смерть детей и матерей, что показывали в конце фильма, они навсегда отпечатались в моем сердце, как и мелодия «Mama», что звучала в финале. Это очень больно. Но я даже не могу представить, как больно было создателям «Месяца мая», потому что им нужно было погрузиться в этот кошмар, весь этот ужас пропустить через себя.
Все вышеназванные фильмы так или иначе связаны с темой войны. Первые два рассказывают о возвращении к нормальной жизни, о восстановлении и возрождении. Третий, «Был месяц май» – тоже о первых днях мира, как и «Два Фёдора», но только мы понимаем, что война не кончилась, она никогда не кончится… Этому фильму скоро исполнится уже полвека, а мы до сих пор хороним погибших и ищем пропавших без вести – и нет этому конца и края. До сих пор мы открываем для себя войну, как герои фильма, советские воины, которые приехали в опустевший концлагерь и лишь постепенно поняли, где оказались, и что здесь делали с людьми. Пройдя войну, только в этом месте солдаты по настоящему осознали, что такое фашизм.
С этими тремя фильмами связан Пётр Тодоровский. Вот как он вспоминал о совместной работе с Марленом Мартыновичем: «Я снимался у него как актер в фильме «Был месяц май»*, и на себе прочувствовал сполна ту совершенно неповторимую тщательнейшую работу Хуциева с актером, от которой во многом зависит результат. Я работал и как оператор на двух картинах Хуциева – «Весна на Заречной улице» и «Два Федора». Он совершенно неповторимый, первоклассный режиссер. Это замечательный человек - умный, принципиальный, интеллигентный. Это хороший товарищ. Хуциев может снимать только о том, что его очень беспокоит, он чутко чувствует время. Хуциев снимает духовное кино».
Светлая память…
* на гимнастерке Тодоровского в этом фильме - его собственные боевые медали.
Фото 1: сайт телеканала «Культура»
Источник: 53 новости