Дмитрий Иванов (Бардымский). «Рок над Северной Пальмирой». Александр Фёдоров – наш, советский, Пол Маккартни

31 марта 2019 год, 21:35
Дмитрий Иванов (Бардымский). «Рок над Северной Пальмирой». Александр Фёдоров – наш, советский, Пол Маккартни

Продолжение. Предыдущая глава – по ссылке.

Наша первая беседа с Анатолием Николаевичем* уже подходила к концу, как вдруг в дверь раздался звонок. «Это Саша Фёдоров, – сказал Васильев, – подождите, я открою».

Так совершенно неожиданно я встретился с человеком, вокальными данными которого восхищался когда-то. Бывший участник легендарной питерской группы «Лесные братья», солист ансамбля «Поющие гитары», а затем, в дальнейшем, работавший некоторое в московской группе «Цветы»,

Александр Фёдоров от природы наделён красивым голосом, которым он к тому же умеет управлять. Ему одинаково хорошо удаются и лирические песни, и роковые композиции. Особенно хорошо ему удаются те песни «Битлз», которые исполняет Пол Маккартни.

Как раз в это время я пытался провести в Новгороде, тогда ещё, кажется, не Великом, второй концерт, посвящённый музыке «Битлз». Предполагалось, что, как и в первый раз, их композиции будут звучать в исполнении коллективов, работающих в самых разных жанрах. Воспользовавшись случаем, я обратился с просьбой к Александру (далее А.Ф.) принять участие в концерте и исполнить с нашим филармоническим оркестром песни «Она покидает дом» и «Элеанор Ригби».

У меня с собой на диктофоне была запись нашего филармонического оркестра. А.Ф. послушал и сказал мне: «Вот послушайте запись музыкантов, которых пригласили для записи «Битлз». Несмотря на то, что они академисты, чувствуется – звучит рок, а ваши музыканты просто играют ноты так, как их научили».

Слово за слово, разговор зашёл о популярной музыке, и я не сразу вспомнил, что у меня с собой диктофон, а когда включил, то разговор был уже в самом разгаре. Забегая вперёд, скажу, что концерт, о котором я говорил, в 1997 году так и не был проведён по ряду причин. А когда он случился в 2002 году, А.Ф. уже уехал из нашей страны и живёт сейчас, кажется, в Канаде. Таким образом, в России стало меньше одним хорошим вокалистом, зато в Канаде стало одним больше. Вот само интервью:

- Как вы относитесь к отечественному року?

А.Ф.: Если западный рок пошёл от ритм-энд-блюза и рок-н-ролла, то весь наш рок-н-ролл замешан на Высоцком…

- На текстах…

А.Ф.: На текстах и на гармониях тех же самых: три притопа, два прихлопа. Считают, что всё то, что можно сыграть дома, бренькая на гитарке. Ты аккомпанируй, а я что-нибудь поиграю, а я стукну здесь в барабан, а ты на басу. И вроде у нас получился оркестр, и вроде бы это музыка. На самом деле всё это имеет к музыке далёкое отношение. Таким образом, Гребенщиков стал отцом советского рок-н-ролла. Ну, какое отношение имеет Гребенщиков к рок-н-роллу, я не могу понять? На чём зиждется сия гипотеза?

- Может быть, в плане общественного движения?

А.Ф.: Просто он был единственный, кто сумел подпольно выпустить кассеты.

- Кассеты хорошего качества…

А.Ф.: Запретный плод сладок. Поэтому все люди рвались к этому. А поскольку музыкальное образование у нас школьное, а в школе кроме песен «Орлёнок» и «Взвейтесь кострами» мы ничего не знали, то, естественно, когда мы услышали что-то другое, то посчитали это рок-н-роллом.

- Нравились ли вам наши группы? Считаете ли вы, что какие-то из них внесли в музыку что-то своё, самобытное?

А.Ф.: Музыканты бедствовали. Поэтому, попробовав что-то сделать раз, два и получив по голове, они разбредались и начинали аккомпанировать какому-нибудь солисту. Тем не менее, хорошие коллективы были. В Казахстане мы встречали много прекрасных музыкантов. «А-студио» - замечательный ансамбль.

- Ну а ближе к нам, Москва, Ленинград…?

А.Ф.: Ну, если вспомнить старое, то была выдающаяся команда «Авангард-66». Был такой человек – Слава Мастеев. Его называли нашим Элвисом Пресли, хотя пел он по-своему. Он здорово пел рок-н-ролл, «Битлз» хорошо пел. Его выгнали из университета, из комсомола, но он был человек стойкий и не бросил это дело. «Авангард-66» и «Лесные братья» частенько работали вместе в кафе «Эврика» на Большой Пороховой.

Было тогда у нас ещё кафе «Ровесник», в котором была лояльная комсомольская организация. Она, несмотря на все запреты, умудрялась там проводить фестивали местного значения. У них были различные номинации. Мне есть чем похвастать, поскольку на фестивале я получил диплом «Лучшему вокалисту».

Потом я перешёл в «Поющие гитары», а фестиваль состоялся опять. Я в нём участия не принимал. У нас есть такая Жанна Жук. Все рокеры Петербурга её знают. Она была какое-то время организатором всего рок-н-ролльного в городе. Уже после второго фестиваля Жанна при встрече сказала мне: «Сашенька, я должна передать тебе грамоту». «Я же не пел», - говорю. «Всё равно, мы пришли к мнению, что её нужно дать тебе».

- Возвращаясь к нашим группам, как вы относитесь к «Машине времени»?

А.Ф.: Отношение лояльное. В какой-то мере они настоящие битломаны, как и Юра Шевчук. Я Шевчука очень люблю. У него команда очень хорошая. Раньше они звучали немного самодеятельно, а сейчас (1997 год) сильно подтянулись, и аранжировки симпатичные. Шевчук – это очень прилично. Всё начиналось с самодеятельности и его шикарных текстов и вылилось вот в такое рок-н-ролльное движение. То же и «Машина времени». Их музыка не совсем роковая, но они тоже движутся в правильном направлении.

- А вот «Алиса»? Вам не кажется, что в их музыке есть что-то языческое?

А.Ф.: Это не языческое – это дьявольское. Это я не приемлю вообще никак.

- Как вы относитесь к сольному творчеству бывших участников ансамбля «Битлз» после распада группы? Не потеряла ли их музыка свою остроту?

А.Ф.: Может быть, вы правы. Четвёрки не стало. Всё-таки мы были с ними достаточное время, чтобы полюбить их раз и навсегда. И когда группы не стало, то что бы новое ни появлялось, мы говорим: «Нет, это не то. «Битлз» не изменим никогда». Хотя у Маккартни произошло мощное движение вперёд.

Мне раньше казалось, что он недостаточно в полной мере использует свой талант в отношении аранжировок. Нет, он прекрасно это делает, и почерк чувствуется. Это единственный из «Битлз», которого можно назвать настоящим музыкантом. Остальные всё же были немножечко послабее.

Пока Джон Леннон был рядом с Полом, тот давал ему очень мощный импульс. Когда они распались, Маккартни, он так и остался Маккартни. Он продолжает расти от пластинки к пластинке.

Я послушал его альбом 1997-го года. Изумительно! Он вернулся к своим истокам, к гитарной музыке.

А Джон, Джордж... Я не говорю уже о Ринго, который просто сразу потерялся. Хотя по тем временам он был очень хороший барабанщик. Джордж тоже попробовал. Одна пластинка была очень удачной. Но всё же это не та творческая личность, которая может постоянно развиваться.

Маккартни - это, конечно, мощный, настоящий музыкант, Человек, про которого Бернстайн сказал, что его можно разбудить ночью, и он напишет гениальную композицию. Многие могут сказать, что главным в «Битлз» был Джон. Это мнение зиждется на личной симпатии. Я думаю, что всё-таки главным был Пол.

- Но ведь одного таланта мало. Талантом должно двигать ещё какое-то чувство. Вам не кажется, что в той красивой музыке, которую сейчас пишет Пол, мало драматизма, глубины?

А.Ф.: Я не согласен. У него сейчас много по-настоящему роковых тем.

- А «Ливерпульская оратория» вам нравится?

А.Ф.: Я её не слышал.

- Ходит легенда, что «Битлз» совершенно не знали нот.

А.Ф.: Нет, безусловно, знали.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

* Александр Николаевич Васильев, о нём - предыдущая глава.

Фотографии из открытых источников сети. Фото Маккартни: rockcult.ru

Источник: 53 новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
010203
04050607080910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь