Парижская «Этуаль» родом из Старой Руссы в этом году отметит 90-летие… на работе
Знакомству со звездой балета ХХ века, которая родилась в новгородском крае, послужила удивительная исследовательская находка.
Шла подготовка к «Ночи театра» в музее романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». За материалом об истории театров Старой Руссы сотрудники музея обратились к специалисту городской библиотеки им. Ф.М. Достоевского Зинаиде Овечкиной. В ее богатейшей презентации выявилось имя Софии Виноградовой, ныне здравствующей балерины родом из Старой Руссы, ставшей звездой мировой величины.
Вот только где она живет и как сложилась ее судьба - было неизвестно, но очень интересно.
Собрав по крупицам сведения о Софии Александровне Виноградовой и выяснив, что она давно стала москвичкой, наш корреспондент побывала в гостях у 89-летней артистки балета. А точнее... на месте ее работы.
Во Дворце творчества детей и молодежи на Миуссах, что в Тверском районе Москвы, София Александровна работает хореографом всего пару дней в неделю, но зато по 12 часов. Составив график работы именно таким образом, руководство пошло ей навстречу, учитывая дальний путь педагога почтенного возраста до дома - с переездами и переходами в метро.
Мы встретились в ее просторном классе: с окнами от пола до потолка, с хореографическими станками и роялем. Признаться, если бы я не подготовилась к встрече заранее, не узнала бы своей героини в стройной миниатюрной женщине, одетой в длинный розовый жакет и черные леггинсы, обутой в ботильоны на каблуках.
Убедилась я, что передо мною никто иной, как София Виноградова, еще и по голосу. Когда накануне встречи я с нею связывалась по телефону, и она узнала о цели моего визита — прославить Новгородчину ее именем, а для того рассказать о ее заслугах, - София Александровна звонким тембром с московским произношением категорично известила, что я ее растрогала, и она сейчас «заплачет и зарыдает».
Я сидела перед легендой советского балета, записывала первую балетную Снегурочку и снимала «королеву лебедей» - Одетту-Одиллию. Ее рассказ о своей судьбе - история восхождения маленькой танцовщицы до Заслуженной артистки балета РСФСР, признанной «этуаль» парижской сцены, примы-балерины Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
С. А.: Я родилась в Старой Руссе, где жила моя бабушка Зимнева Анна Ивановна. Мама, Надежда Афиногеновна, из Москвы ездила к ней рожать нас с сестрой, так как акушерским отделением курорта заведовала моя тетка, Нина Афиногеновна. Да и многие женщины ездили туда лечиться. На перекладных далеко ведь не уедешь, а Старая Русса — рядом.
Бабушка Анна Ивановна, бывшая помещица, имела большой двухэтажный дом с садом, из которого ее выселили-раскулачили. В нем позже жила моя вторая тетка Зоя Афиногеновна, начальник паспортного стола, занимая одну комнату после притеснения. Ее муж, Коршуков, кстати, погиб где-то под Старой Руссой. Дедушка, Зимнев Афиноген Николаевич, был почетным гражданином Череповца, сын псаломщика.
В Старую Руссу Зимневы приехали на рубеже 19-20 вв., и там дед был мастером винных складов. Он пропал без вести в голодные годы - ушел менять вещи на продукты и не вернулся. Вероятно, убит.
Воспоминания Софии Александровны о Старой Руссе «весьма слабые», так как покинула город в годик, а в следующий раз она была у бабушки в возрасте пяти лет.
С. А.: Раньше это был аристократический курорт: там находились минеральные источники, грязи, водные лечебницы. Все дворянство, вся интеллигенция: и московская, и петербургская, — все приезжали туда отдыхать и поправлять здоровье. Этот курорт пользовался огромной популярностью, ведь в былые времена добираться до кавказских минеральных источников выходило куда дольше. И даже у Федора Михайловича Достоевского был свой дом в Старой Руссе.
Я помню в старинном городе большой парк, красивое здание гимназии с розоватыми стенами, торговые ряды, большой фонтан в курорте, высоко бьющий вверх, булыжную мостовую... Последний раз я была в разбитой Старой Руссе после войны. Ничего в ней от прежнего не осталось.
Той Старой Руссы уже давно нет – ее стерли с лица земли немцы. Но в моих воспоминаниях она живет: и бабушкин дом, и изгородь в листве сада, и цоканье копыт по мостовой, телеги, подминающие брусчатку, и большие лошадиные глаза – весь тот старорусский дореволюционный дух, который хранили эти места. Но я купалась в минеральных водах, принимала грязи в здравнице, которую, кстати, восстанавливал муж маминой сестры. Он, Евгений Матвеев, был архитектором послевоенного курорта.
С 1930 года София живёт в Москве. В 1938 году она поступила в хореографическое училище при ГАБТ СССР. Но учиться помешала война. Ее эвакуировали в Томск. И только спустя два года, она, вернувшись в Москву, смогла вновь заняться любимым делом. Большой вклад в её исполнительское искусство внесла Ольга Васильевна Лепешинская. Репетировала «Спящую красавицу» с Елизаветой Павловной Гердт. Проходила сценическую практику, участвуя в спектаклях Большого театра.
Вопрос о том, как София Александровна пришла в балет, задавали ей не однажды:
- С самого раннего детства я полюбила танцы. Мне кажется, это самое прекрасное, что есть в искусстве. Еще тогда, когда мы с сестренкой учились в хореографическом училище Большого театра, а вечерами мама, отдежурив утреннюю смену в больнице, водила нас в сказочный мир этого театра, я не могла и мечтать о большем счастье, чем танцевать на настоящей сцене. Мечта сбылась. Балет стал моей жизнью.
Окончив московское хореографическое училище в 1947 году по классу М. М. Леонтьевой, София Виноградова была первой претенденткой в артисты Большого театра. Но по стечению обстоятельств, не зависящих от нее лично, на сцену Большого она не попала.
В тяжелый период душевного смятения, собиралась поступать на архитектора. Но тут подвернулся случай и поддержка со стороны наставников, и она начала танцевать в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, где до 1980 года работала с выдающимися балетмейстерами.
В интервью для журнала «Советская женщина» она как-то поделилась:
- Быть балериной нелегко: утром - занятия, днем - репетиции, вечером - спектакли. И даже в очень ограниченное свободное время, когда я читаю что-либо из новинок литературы или нахожусь, скажем, в музее скульптора Анны Голубкиной, на концерте скрипача Давида Ойстраха, даже когда занимаюсь домашним хозяйством - все время стараюсь увидеть, вобрать в свою память что-то такое, что потом может обогатить образ, создаваемый на сцене. Ведь балет - очень сложное искусство. Это не только танец, это и скульптура, и живопись.
Ее творческий путь начался в 40-х, а пик славы пришелся на 60-е годы XX века. Она танцевала ведущие партии репертуара театра: Одетту-Одиллию в «Лебедином озере», Эсмеральду и Флер-де-Лис в «Эсмеральде», Снегурочку в одноименном балете, Майю в «Лесной фее», Его любимую в «Береге надежды», Гюльнару в «Шахерезаде», Актрису в «Штраусиане», Медору в «Корсаре» и Франческу в балете «Франческа да Римини».
С этими ролями балерина объездила полмира: Латинскую Америку, Венгрию, Японию, Финляндию, Польшу, Югославию, Китай, Францию, Болгарию, Германию, Италию… Ее партнерами в партиях были Марис Лиепа, Петерван Дийк, Алексей Чичинадзе и многие другие известные артисты.
София Виноградова была удостоена титула «этуаль» еще на первых гастролях советской балетной труппы в Париже в июне 1956 года.
За рубежом было много рекламы, съемок, фотосессий, о чем на родине приходилось только мечтать…Снегурочка в ее исполнении в одноименном балете, поставленном Заслуженным деятелем искусств Владимиром Бурмейстером, должна была стать первой в истории хореографии, но вновь подводные камни закулисья сорвали ее надежды. В последний момент перед премьерой на главную роль назначили другую солистку.
Чем объяснить «особое отношение» к талантливой балерине на родине, предполагает ее молодой друг и помощница, выпускница ГИТИСа Анна Аксенова, которая в соавторстве с Софией Александровной готовит в печать книгу о ее творческой судьбе:
- Ее портретов вы и сейчас не найдете в фойе театров. О ее успехах замалчивали и особенно не распространялись. У нее с детства были исключительные физические и профессиональные данные. На ее фоне померкли бы фавориты сцены. Но ее признавали и ценили на Западе, а это было почти недопустимым явлением в СССР. К тому же у Софии Александровны непростой характер, она прямолинейна и несколько дерзка, что тоже не приветствовалось.
И все-таки в 1969 году Софию Виноградову удостоили почетного звания Заслуженной артистки балета РСФСР.
В 1977 году, когда ей было 48 лет, она окончила ГИТИС по специальности педагог-балетмейстер. Со сценой балерина попрощалась в 80-м. И уже много лет преподает в студии классического танца «Балет-фантазия» во Дворце на Миуссах, обучая своих подопечных по программе классического танца, прививая им традиции красоты и грации русского балета.
«Мне есть, что рассказать детям и подросткам, и есть, чем поделиться, ведь я работала с лучшими педагогами, такими как Николай Тарасов, Марина Семенова, Асаф Мессерер, Ольга Лепешинская, Владимир Голубин и другими», - делится София Александровна.
Перед тем, как расстаться с прославленной землячкой, я не удержалась от вопроса о секрете ее долгой молодости и семье.
- Я всегда трудилась и работаю до сих пор. Мужей не помню, сколько было, наверное, четыре… поклонников еще больше. Но настоящая любовь была и остается одна. Семью построить я не смогла – всю жизнь отдала балету. Любила красиво одеваться. Бывало, и балетные костюмы своими руками делала. Лицо молодое? Ну, что вы… я давно не пользуюсь косметикой, лишь протираю его средством для снятия макияжа, а после – щеки маслом смазываю. Кремами не пользуюсь, от них кожа обвисает…
В этом году Софии Александровне Виноградовой исполнится 90 лет. Ее будут чествовать на работе 23 ноября, в день рождения. К тому времени, вероятно, выйдет книга о ней, на издание которой сейчас не хватает средств. Меценаты могут в этом помочь, обратившись по вопросу благотворительности к Анне Аксеновой через страничку в соцсети (Анна Фридрих). Ведь возрождение звездного имени балерины дело чести каждого, кто дорожит историей культуры России и новгородского края в частности. А Старая Русса с надеждой ожидает приезда парижской «этуаль» на родину, чтобы устроить ей творческий вечер и радушный прием.
Фото из архивов Софии Виноградовой и Анны Аксеновой, а также снятые автором.
Автор благодарит директора старорусского ЦК «Русич» Александру Джумаеву за содействие в подготовке материала и Анну Аксенову - за предоставленный фотоархив.
Источник: 53 новости