Парижская «Этуаль» родом из Старой Руссы в этом году отметит 90-летие… на работе

8 апреля 2019 год, 17:58
Парижская «Этуаль» родом из Старой Руссы в этом году отметит 90-летие… на работе

Знакомству со звездой балета ХХ века, которая родилась в новгородском крае, послужила удивительная исследовательская находка.

Шла подготовка к «Ночи театра» в музее романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». За материалом об истории театров Старой Руссы сотрудники музея обратились к специалисту городской библиотеки им. Ф.М. Достоевского Зинаиде Овечкиной. В ее богатейшей презентации выявилось имя Софии Виноградовой, ныне здравствующей балерины родом из Старой Руссы, ставшей звездой мировой величины.

Вот только где она живет и как сложилась ее судьба - было неизвестно, но очень интересно. 

Собрав по крупицам сведения о Софии Александровне Виноградовой и выяснив, что она давно стала москвичкой, наш корреспондент побывала в гостях у 89-летней артистки балета. А точнее... на месте ее работы.

Во Дворце творчества детей и молодежи на Миуссах, что в Тверском районе Москвы, София Александровна работает хореографом всего пару дней в неделю, но зато по 12 часов. Составив график работы именно таким образом, руководство пошло ей навстречу, учитывая дальний путь педагога почтенного возраста до дома - с переездами и переходами в метро.

Мы встретились в ее просторном классе: с окнами от пола до потолка, с хореографическими станками и роялем. Признаться, если бы я не подготовилась к встрече заранее, не узнала бы своей героини в стройной миниатюрной женщине, одетой в длинный розовый жакет и черные леггинсы, обутой в ботильоны на каблуках.

Убедилась я, что передо мною никто иной, как София Виноградова, еще и по голосу. Когда накануне встречи я с нею связывалась по телефону, и она узнала о цели моего визита — прославить Новгородчину ее именем, а для того рассказать о ее заслугах, - София Александровна звонким тембром с московским произношением категорично известила, что я ее растрогала, и она сейчас «заплачет и зарыдает».

Я сидела перед легендой советского балета, записывала первую балетную Снегурочку и снимала «королеву лебедей» - Одетту-Одиллию. Ее рассказ о своей судьбе - история восхождения маленькой танцовщицы до Заслуженной артистки балета РСФСР, признанной «этуаль» парижской сцены, примы-балерины Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

С. А.: Я родилась в Старой Руссе, где жила моя бабушка Зимнева Анна Ивановна. Мама, Надежда Афиногеновна, из Москвы ездила к ней рожать нас с сестрой, так как акушерским отделением курорта заведовала моя тетка, Нина Афиногеновна. Да и многие женщины ездили туда лечиться. На перекладных далеко ведь не уедешь, а Старая Русса — рядом.

Бабушка Анна Ивановна, бывшая помещица, имела большой двухэтажный дом с садом, из которого ее выселили-раскулачили. В нем позже жила моя вторая тетка Зоя Афиногеновна, начальник паспортного стола, занимая одну комнату после притеснения. Ее муж, Коршуков, кстати, погиб где-то под Старой Руссой. Дедушка, Зимнев Афиноген Николаевич, был почетным гражданином Череповца, сын псаломщика.

В Старую Руссу Зимневы приехали на рубеже 19-20 вв., и там дед был мастером винных складов. Он пропал без вести в голодные годы - ушел менять вещи на продукты и не вернулся. Вероятно, убит.

Воспоминания Софии Александровны о Старой Руссе «весьма слабые», так как покинула город в годик, а в следующий раз она была у бабушки в возрасте пяти лет.

С. А.: Раньше это был аристократический курорт: там находились минеральные источники, грязи, водные лечебницы. Все дворянство, вся интеллигенция: и московская, и петербургская, — все приезжали туда отдыхать и поправлять здоровье. Этот курорт пользовался огромной популярностью, ведь в былые времена добираться до кавказских минеральных источников выходило куда дольше. И даже у Федора Михайловича Достоевского был свой дом в Старой Руссе.

Я помню в старинном городе большой парк, красивое здание гимназии с розоватыми стенами, торговые ряды, большой фонтан в курорте, высоко бьющий вверх, булыжную мостовую... Последний раз я была в разбитой Старой Руссе после войны. Ничего в ней от прежнего не осталось.

Той Старой Руссы уже давно нет – ее стерли с лица земли немцы. Но в моих воспоминаниях она живет: и бабушкин дом, и изгородь в листве сада, и цоканье копыт по мостовой, телеги, подминающие брусчатку, и большие лошадиные глаза – весь тот старорусский дореволюционный дух, который хранили эти места. Но я купалась в минеральных водах, принимала грязи в здравнице, которую, кстати, восстанавливал муж маминой сестры. Он, Евгений Матвеев, был архитектором послевоенного курорта.

С 1930 года София живёт в Москве. В 1938 году она поступила в хореографическое училище при ГАБТ СССР. Но учиться помешала война. Ее эвакуировали в Томск. И только спустя два года, она, вернувшись в Москву, смогла вновь заняться любимым делом. Большой вклад в её исполнительское искусство внесла Ольга Васильевна Лепешинская. Репетировала «Спящую красавицу» с Елизаветой Павловной Гердт. Проходила сценическую практику, участвуя в спектаклях Большого театра.

Вопрос о том, как София Александровна пришла в балет, задавали ей не однажды:

- С самого раннего детства я полюбила танцы. Мне кажется, это самое прекрасное, что есть в искусстве. Еще тогда, когда мы с сестренкой учились в хореографическом училище Большого театра, а вечерами мама, отдежурив утреннюю смену в больнице, водила нас в сказочный мир этого театра, я не могла и мечтать о большем счастье, чем танцевать на настоящей сцене. Мечта сбылась. Балет стал моей жизнью.

Окончив московское хореографическое училище в 1947 году по классу М. М. Леонтьевой, София Виноградова была первой претенденткой в артисты Большого театра. Но по стечению обстоятельств, не зависящих от нее лично, на сцену Большого она не попала.

В тяжелый период душевного смятения, собиралась поступать на архитектора. Но тут подвернулся случай и поддержка со стороны наставников, и она начала танцевать в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, где до 1980 года работала с выдающимися балетмейстерами.

В интервью для журнала «Советская женщина» она как-то поделилась:

- Быть балериной нелегко: утром - занятия, днем - репетиции, вечером - спектакли. И даже в очень ограниченное свободное время, когда я читаю что-либо из новинок литературы или нахожусь, скажем, в музее скульптора Анны Голубкиной, на концерте скрипача Давида Ойстраха, даже когда занимаюсь домашним хозяйством - все время стараюсь увидеть, вобрать в свою память что-то такое, что потом может обогатить образ, создаваемый на сцене. Ведь балет - очень сложное искусство. Это не только танец, это и скульптура, и живопись.

Ее творческий путь начался в 40-х, а пик славы пришелся на 60-е годы XX века. Она танцевала ведущие партии репертуара театра: Одетту-Одиллию в «Лебедином озере», Эсмеральду и Флер-де-Лис в «Эсмеральде», Снегурочку в одноименном балете, Майю в «Лесной фее», Его любимую в «Береге надежды», Гюльнару в «Шахерезаде», Актрису в «Штраусиане», Медору в «Корсаре» и Франческу в балете «Франческа да Римини».

 

С этими ролями балерина объездила полмира: Латинскую Америку, Венгрию, Японию, Финляндию, Польшу, Югославию, Китай, Францию, Болгарию, Германию, Италию… Ее партнерами в партиях были Марис Лиепа, Петерван Дийк, Алексей Чичинадзе и многие другие известные артисты.

София Виноградова была удостоена титула «этуаль» еще на первых гастролях советской балетной труппы в Париже в июне 1956 года.

За рубежом было много рекламы, съемок, фотосессий, о чем на родине приходилось только мечтать…Снегурочка в ее исполнении в одноименном балете, поставленном Заслуженным деятелем искусств Владимиром Бурмейстером, должна была стать первой в истории хореографии, но вновь подводные камни закулисья сорвали ее надежды. В последний момент перед премьерой на главную роль назначили другую солистку.

Чем объяснить «особое отношение» к талантливой балерине на родине, предполагает ее молодой друг и помощница, выпускница ГИТИСа Анна Аксенова, которая в соавторстве с Софией Александровной готовит в печать книгу о ее творческой судьбе:

- Ее портретов вы и сейчас не найдете в фойе театров. О ее успехах замалчивали и особенно не распространялись. У нее с детства были исключительные физические и профессиональные данные. На ее фоне померкли бы фавориты сцены. Но ее признавали и ценили на Западе, а это было почти недопустимым явлением в СССР. К тому же у Софии Александровны непростой характер, она прямолинейна и несколько дерзка, что тоже не приветствовалось.

И все-таки в 1969 году Софию Виноградову удостоили почетного звания Заслуженной артистки балета РСФСР.

В 1977 году, когда ей было 48 лет, она окончила ГИТИС по специальности педагог-балетмейстер. Со сценой балерина попрощалась в 80-м. И уже много лет преподает в студии классического танца «Балет-фантазия» во Дворце на Миуссах, обучая своих подопечных по программе классического танца, прививая им традиции красоты и грации русского балета.

«Мне есть, что рассказать детям и подросткам, и есть, чем поделиться, ведь я работала с лучшими педагогами, такими как Николай Тарасов, Марина Семенова, Асаф Мессерер, Ольга Лепешинская, Владимир Голубин и другими», - делится София Александровна.

Перед тем, как расстаться с прославленной землячкой, я не удержалась от вопроса о секрете ее долгой молодости и семье.

- Я всегда трудилась и работаю до сих пор. Мужей не помню, сколько было, наверное, четыре… поклонников еще больше. Но настоящая любовь была и остается одна. Семью построить я не смогла – всю жизнь отдала балету. Любила красиво одеваться. Бывало, и балетные костюмы своими руками делала. Лицо молодое? Ну, что вы… я давно не пользуюсь косметикой, лишь протираю его средством для снятия макияжа, а после – щеки маслом смазываю. Кремами не пользуюсь, от них кожа обвисает…

В этом году Софии Александровне Виноградовой исполнится 90 лет. Ее будут чествовать на работе 23 ноября, в день рождения. К тому времени, вероятно, выйдет книга о ней, на издание которой сейчас не хватает средств. Меценаты могут в этом помочь, обратившись по вопросу благотворительности к Анне Аксеновой через страничку в соцсети (Анна Фридрих). Ведь возрождение звездного имени балерины дело чести каждого, кто дорожит историей культуры России и новгородского края в частности. А Старая Русса с надеждой ожидает приезда парижской «этуаль» на родину, чтобы устроить ей творческий вечер и радушный прием.

Фото из архивов Софии Виноградовой и Анны Аксеновой, а также снятые автором.

Автор благодарит директора старорусского ЦК «Русич» Александру Джумаеву за содействие в подготовке материала и Анну Аксенову - за предоставленный фотоархив. 

Источник: 53 новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
010203
04050607080910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь