«Кольца неизведанной силы». Оля Арбат о том, что больше всего понравилось на «Царь-Сказке»/Kingfestival

14 апреля 2019 год, 23:40
«Кольца неизведанной силы». Оля Арбат о том, что больше всего понравилось на «Царь-Сказке»/Kingfestival

Рождество, конец девятнадцатого столетия. Русский писатель Антон Чехов очеловечил чувства безродной дворняги. Сочинил, что она – верная самка, владелец всех подобающих созависимому существу чувств. Представьте, что было бы, если вместо Каштанки писатель придумал Каштана?

Пардон, кобеля. Педагогическая опора мировой литературы в лице короткой трогательной истории о животных рухнула б в одночасье. Баварский театр «TEATER MUMMPIT», когда-то передвижной на протяжении больше двух десятков лет, проиллюстрировал душевные скитания животного с пониманием понятия скитальчество.

Строго говоря, Каштанке по сюжету сразу повезло, что ее не бросили в реку злые дети или не убил управдом. Судьба актуализирует, а художник спектакля визуализирует женскую участь – потеряшке дают приют, не дав настрадаться под забором. С этого момента Чехов мог бы любоваться, как звериная басня превращается в цирковое полотно. Свинья Хавронья, гусь Иван, неунывающий котище Тимофей – специалисты по виртуозным трюкам. Как задуть свечу, пройтись в нескладной розовой пачке, прыгнуть в огненное кольцо – вот какая чудесная участь заготовлена новобранцу Каштанке.

В точке, когда Каштанка должна в силу отсутствия выбора принять новые устои, ощутить себя не постояльцем, а членом семьи - настоящая трагедия. Так бывает у детей, когда им нужно принять условия сообщества, без которых немыслимо моральное выживание, у взрослых, когда нам совершенно необходимо покинуть пресловутое нажитое, удобное прошлое.

Каштанка непринужденно совершает попытку интеграции – именно бранясь и ссорясь можно найти ключ к пониманию партнера: так собака включается в игру сообщества честной звериной компании.

Каждый из героев вынужден параллельно развоплощаться, чтобы провести персонажей по лестнице острых звуков, шероховатостей, которые добавляют объема пьесе с помощью трубы, гитары, контрабаса и флейты.

Музыкальные инструменты на сцене немецкой «Каштанки» - штангенциркуль, высокоточно измеряющий хроническую трагедию спектакля шагами и скрипами, царапающими тонкие лепестки душевной материи, одновременно уютно баюльными, как светлое крыло Ивана Ивановича, отдавшего жизнь в качестве расплаты за то, чтобы читатель и зритель вовремя опомнился: Чехов, наделивший душой бездушных тварей, писал - о человеке.

Ожидание. Одиночество. Встреча. Пробуждение. Наши внутренние тени, состояния, наши глубинные сезоны. Знаменитая короткометражка Ламориса «Красный шар» неожиданно находит визуальный отклик на открытии «Царь-сказки» в постановке Яны Туминой «Я Басе», «Упсала-цирк», Санкт-Петербург.

Животворный красный открывает постановку, которую можно видеть как мазок, и как родство отдельных элементов. Особенно выделяется яркая интенсивная часть финала, где под тончайшим шелковым куполом реализатор представляет жемчужин – юных актеров, нагруженных средой и данностью, которую мы представляем неодинаково. Речь идет о детях с синдромом Дауна, которые сразу в нескольких реальностях взращивают внутреннего поэта.

Нежный цвет пепельной розы постановки подчеркивает хрупкость существования внутренней и внешней поэтики движения: широко закрытыми глазами мы видим картину сдержанных жестов, которая – не смею догадаться – юным актером просматривается как полет на связке воздушных шаров, словно в фэнтези «Красный шар» Ламориса, нежном, притягивающем волшебство.

Невозможно отделить науку Басе, обладающего прочным внутренним зрением, уходящего под парусом Вечности, немного подранным и неаккуратным, как жизнь, невозможно отделить от восприятия близости боли такой силы, которая из вавилонской башни отчаяния обретает отчетливые очертания шанса, других возможностей и ключей от замков, о которых нам – только мечтать.

«Пинг» Эстер де Кенинг из Нидерландов – смешной и умный. Пинг – недалекая, заурядная девочка из провинции. Разумеется, жизнь ей самой представляется полной преувеличенных приключений. Ее бытовая действительность абсурдна: с инфантильным отцом они питаются хлебом и маслом, полезную фасоль для них готовит по вторникам и четвергам соседка-полицейский Тус, а в бассейне у бабушки с дедушкой Пинг плавает по выходным. Только по этой причине немного отлегло в финале, – ну, хотя бы не в приют – когда отца Пинг обвиняют в продаже наркотиков, и ребенок остается на попечении старших родственников.

Родственнички, конечно, блистают. Мамаша – бабочка. Она годами – Пинг ведь подросток – изводит мужа, – и в этом они друг друга идеально дополняют, – которого ненавидит, но терпит. Родители регрессируют и становятся аутистами: общаются междометиями.

Пинг взрослеет: у нее хороший уровень лексики, адекватные своему развитию запросы мирозданию и здоровое чувство юмора. Но так как дражайшие родители не могут внятно: излагать, нести ответственность, словом ничего не могут, не умеют и не хотят, кроме как найти себя в этом океане возможностей, Пинг в плане зрелости становится на первую линию. Бедная девочка. Она в себе уже была, но жесткий мир взрослых уродует это тонкое душевное состояние, которое и заменяет ей процесс воспитания. Бабушка с дедом – те еще паразиты. Скорее всего, это психопаты, которые воспитали Энн, мать девочки так, что брак с нелюбимым Фрэдом стал отчаянным неуверенным шагом из огня да в полымя. Неизвестно, но возможно, Пинг – не самый желанный, а случайно получившийся ребенок. Не известно, но очевидно.

Основная проблема персонажей – полное отсутствие корней. Но при этом они не люди мира, хотя Энн, рванувшая в Мексику, видимо считает, что этот так, и что это ее первый осознанный поступок. То, что Энн переходит без паузы из одних отношений в другие и наивно полагает, что предоставляет дочери выбор с кем остаться – с нестабильной матерью в Мексике или дома с любимым, но неприспособившимся к жизни отцом, настолько эгоистично, что даже не ясно, почему зрители смеются в самые острые и жуткие моменты. Но это, действительно, смешно.

Эстер де Кенинг – автор и исполнитель пьесы – разнообразно и подробно выписывает образы героев телесно и тембрально. Тщательно отобраны жесты для мира подростков и раздражающих, суетящихся взрослых. Смешно. И горько, потому что невероятная фантазия Пинг не позволяет ей прожить трагедию потери отца в море и матери, покинувшей континент, в полной мере.

Бестолковые родственники-попечители вряд ли отведут ребенка к психотерапевту. И Пинг остается только мечтать, строить фантомный забор, который отделяет ее прекрасные мечты от холодного зеленого моря реальности, человеческого равнодушия, неосознаваемых проявлений скотства и безответственности взрослых по отношению к детям.

У героини моно-спектакля Кармен Прижо из «Шеи жирафа» с предыдущей «Царь-сказки» хотя бы был обоснованный взгляд на эволюцию, как основание для выстраивания отношений с дочерью-подростком эмоционально отстраненно. У родителей Пинг нет ничего, даже мозгов.

Так и не поняли, что братья! Обидно, но ладно. Шумный, очаровательный спектакль датчан «Соло для двоих» - о любви к музыке. Разлученные в детстве братья когда-то написали одну на двоих пьесу во время болезни. Еще у Агот Кристов мы выяснили, что воплощенное гиблое дело двумя мальчиками – клятва на крови. Спустя миллион лет они встречаются: толстый и тонкий, и лучше этого ничего не могло произойти.

Здесь не музыка ведет, а зажигательное соло, которое вырывается то пламенем, то шумом микроволновки из кофра контрабаса. В нем еще умещаются: национальный футбол, стирка-сушка белья, медные тарелки всех калибров, горы фаст-фуда и прочие полезности.

Маракасы выходят замуж за флейту, не могут в этот день прийти на репетицию и другие инструменты, но это ничего не значит: для этих двоих нет ничего невозможного.

Мягкий юмор, изящные цирковые трюки, и два прекрасных шоу-мена – они пока не поняли друг друга, ведь «мой брат играл на гитарине», но они вместе! И дарят нам такой театр, который необходим каждому: умный, добрый и незабываемый.

Национальный театр республики Карелия, Петрозаводск, в семидесятый раз поставил «Сын-медведь», это случилось на новгородской сцене. Это - «Финист ясный сокол» и «Волшебное кольцо» во главе с главным карельским дементором Сюятар.

Только русские сказки могут подготовить женщину к испытаниям. Только русскому человеку, пусть даже царь, придет в голову загадывать дворец, мост с колоннами и драндулет, чтобы все, как у нормального пацана. Боже, царева дочь искала медведя почти двадцать лет! Даже не смешно. Но мало ли дел на свете.

Свистульки и йоухико, природный орнамент костюма и сцены, заговоры и жребий - прекрасное, дышащее продолжение #Kingfestival «Сын-медведь» - именитый спектакль, удостоенный самых высоких премий в театральном мире. Но история его создания – отдельная высота.

Все, что мы слышим в постановке на вепском, финском, карельском – многолетняя работа этнографов. Это – народное достояние, устное народное творчество, которое сегодня говорит с детьми на одной ступени без научного снобизма.

У художественного руководителя Вячеслава Полякова есть еще один шедевр для детей – пушкинская «Сказка о попе…», сыгранная на бочках языком рэпа. И, хотя в своем отечестве и гремит слава этого спектакля, петрозаводский зритель – северно сдержан. Новгородцы же дважды посмотрели замечательную «Сын-медведь» с чувством абсолютной благодарности.

Возможно, дело в том, что фольклор трудно выдерживать на первом плане, и тогда мы просто все отпускаем и наслаждаемся прекрасной эко-картинкой, причудливыми свистульками, родственными гуслям – кантеле. Нанизываем на стержень существования стежки памяти; и я ясно вдруг вспоминаю, что мой предок - дед по отцу родился в Лодейном Поле, там где, заговоры и древесные кольца обладали неизведанной силой.

***

От редакции. Фотографии предоставлены пресс-службой театра. Напомним, что фестиваль продолжается. Ещё можно успеть на несколько интересных спектаклей:

Источник: 53 новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
010203
04050607080910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь