Дневник фестиваля «Царь-Сказка»/ Kingfestival: начать с поэзии и цирка
Начало XV Международного театрального фестиваля «Царь-Сказка»/Kingfestival не вписывается в три строчки хокку, однако именно с них фестиваль официально стартовал.
Он открылся на сцене Новгородской филармонии спектаклем «Я Басё» в постановке Яны Туминой и Александра Балсанова. О своих впечатлениях рассказывает Марина Колбая.
В этом спектакле особая артистическая команда - артисты петербургского «Упсала-цирка» и «солнечные» дети с особенностями развития из группы «Лямуры» (от французского «l’amour» – любовь). Яна Тумина и Александр Балсанов ломают шаблоны; то, что происходило на сцене, не вписывается в рамки так называемого «социального театра». Игра ради размышления, танец для медитации, привлечение внимания общества к проблеме – возможно, но не самоцель.
Оказывается, что есть спектакль – мгновение. Легкий, как белое полотно на сцене. Хлесткий, как вихревые танцы Алексея Попова с тканью. Нежный, как крылья бабочки, что со сцены вдруг летит в зал через видеопроекции. Громкий, как задающие ритм барабаны тайко. То ли реальность, то ли сказка: дети осторожно идут сквозь бамбуковую рощу, следом за ними – дым, и вот уже Эльнара Евдокимова появляется откуда-то из клубов пара с японским зонтиком в руках.
Герои проходят сквозь ожидание и одиночество, тишину и гул страстей. На стилизованном экране появляются хокку:
Посадили деревья в саду.
Тихо-тихо, чтоб их ободрить,
Шепчет осенний дождь.
Японская поэзия ловит миг, и хокку Мацуо Басе здесь сродни фотографии. Каждое состоит из того, что Картье-Брессон называл «решающим моментом». Спектакль «Я - Басё» – набор этих решающих мгновений в лаконичной сценографии, объединенных идеей контакта, соприкосновения культур и человеческих миров.
Грани стираются. Действие на сцене не отпускает до самого конца: резкие смены ритма, оглушающая медитативная тишина после не менее оглушающих и столь же медитативных барабанов. В спектакле сталкиваются темпераменты и возрасты, мудрое созерцание под японские флейты существует рядом со страстным танцем под бешеный бой. Одно плавно перетекает в другое: на стыке западного и восточного звучат условные барабаны, бамбуковые стены превращаются в мост.
Практически без сюжета и без каких-либо слов, с музыкой Баха и композитора Анатолия Гонье зритель погружается в круговерть волшебных моментов и тонкой восточной красоты. Ведь поэзия – универсальный язык, в котором всю жизнь можно уместить в три строчки. Долгий путь пройден, за далеким облаком сяду отдохнуть.
Фото: Алексей Малозёмов
Источник: 53 новости