Дневник фестиваля «Царь-Сказка»/Kingfestival: «Золотой конь» прискакал из Латвии
Вечернюю программу четвертого дня фестиваля «Царь-Сказка»/Kingfestival открыл спектакль Латвийского театра кукол из Риги «Золотой конь», который поставил голландский режиссер.
Дуда Пайва, известный как «повелитель кукол», это легенда мира театра. Его работа с Латвийским театром кукол – интерпретация классической пьесы Райниса «Золотой конь».
Сегодня «Золотой конь» – новая интерпретация старого мифа: история о младшем сыне Антиньше, который после смерти отца остается без наследства и отправляется на Стеклянную гору, чтобы вернуть украденную принцессу. И во всех его подвигах ему помогает золотой конь.
По словам театрального критика Эдит Тишхейзере, основная задумка противостояния двух враждующих сторон показана через метафору черного и белого. Это инь и янь, добро и зло, которое не может существовать без кукол. Именно поэтому режиссеру пришла мысль расставить героев на шахматную доску, чтобы начать партию. Это жестокая игра. Куклы-фигуры по очереди исчезают со сцены: обезглавленные, истоптанные, без сердца. Наблюдая за игрой, забываешь, что на сцене всего лишь куклы, а не люди. Граница между актером, управляющим мягким поролоном и самой куклой, будто испаряется.
Управляет всем этим процессом герой-рассказчик. Он расхаживает по сцене, словно шоумен или комментатор, и судит каждую схватку фигур. Под его руководством сцена становится то боевым рингом, то цирковой ареной. Он остается сам по себе, но при этом большая часть его слов другим персонажам, кажется, способны и вовсе перевернуть сюжет.
Анрис Сирмаис, исполняющий роль рассказчика, после новгородской премьеры поделился, каково это работать с Дудой Пайвой и как создавался спектакль.
- Расскажите, пожалуйста, о процессе работы с Дудой Пайвой над спектаклем. Чему новому он вас научил, как актера?
- Скорее он просто немножко дополнял уже накопленный опыт. Мне очень понравилось, что он совсем не держал нас «в цепях» и разрешал нам делать все, предлагать все. Мне заранее говорили, что он жесткий режиссер, что с ним нельзя так просто шутить без причины, но это было не так. Мы могли делать практически всё. Если меня что-то тревожило, я мог поделиться с ним, он отфильтровывал всю информацию, все пожелания, и в итоге сцена получалась хорошо.
- «Золотой конь» – это классика латышской литературы. Что нового произведению дал спектакль, и чего мы наоборот не увидели?
- Райнис, автор оригинального текста, написал очень длинное и мрачное произведение. Мы старались спектакль сделать тоже мрачным. Но здесь все-таки присутствуют какие-то моменты комические. В тексте оригинала вообще нет ничего подобного. Если вспоминать историю, Райнис же был вынужден уехать из родной страны. Он написал книгу, будучи в Швеции. Спектакль – это короткие вырезки из его произведения. Да, там нет нескольких эпизодов, которые есть в оригинале (например, с птицами). Мы пытались искать решения, чтобы сохранить близость к тексту, но не все реализуемо. Это было другое время, о чем говорит патетика его текста.
- Сколько времени занимала работа с новыми куклами?
- Привыкали быстро, даже очень быстро. Можно сказать мгновенно. Основной принцип же остается, основы работы с куклой. Но есть и мелкие нюансы. Если у тебя только половина куклы, ты работаешь только с ней. И здесь тебе нужно уже думать. Если сумеешь не повернуть к зрителю черную сторону – хорошо. Но сложно работать только с одной стороной. Именно относительно этой работы всегда есть маленькие нюансы. Нужно всегда следить, куда идет толчок. Если кукла будет действовать на меня, тогда она всегда будет делать импульс на меня. Но есть моменты, когда немного забываешь об этом и нужно одергивать себя, постоянно напоминать.
- И как это повлияло на создание самого спектакля?
- Думаю, очень хорошо повлияло. Для меня вся работа была очень легкой. Я чувствовал контакт с режиссером, не знаю почему. Наверное, есть в космосе что-то такое, что нас свело. И на этом полпути было уже пройдено. Вся наша команда без каких-либо индивидуальных амбиций. Все были заодно. Я даже не помню, сколько мы потратили времени - месяц или полтора. Все пролетело, как неделя. Потому что всем было интересно, все были в работе. Думали, а куда можно еще добавить элементов, откуда лучше убрать и так далее. Режиссер тоже знал все, что он хотел поставить. А если не знал, то говорил «давай представим тут кукол». Я уходил, придумывал до следующего дня что-то, мы ставили, и если получалось – отлично. Так что для меня такой опыт особенно интересен. Если честно, хочу еще раз с ним поработать.
Фото: Марина Воробьева
Источник: 53 новости