Эдит Пиаф, Эдвард Радзинский, Анастейша и королева Елизавета посетили «Библионочь» на Оловянке
Мы уже рассказывали о том, что в этом году «Библионочь» на Оловянке была с театральным уклоном. Свою программу представил и новгородский театр «Эксперимент». Наш корреспондент Дарья Есина, знакомая с его творческой жизнью изнутри, рассказала нам не только о вечере в библиотеке, но и побеседовала с режиссером Анастасией Соломоновой.
***
«Все эти перевоплощения называются работой над формой. Это – основа актёрского мастерства. И наша цель сегодня – показать, какие разные формы может принимать один и тот же человек. Общайтесь с залом, как с друзьями, радуйте их и получайте удовольствие! - таким было напутствие режиссёра Анастасии Соломоновой воспитанникам перед началом выступления в библиотеке.
И ребята отлично справились с этой задачей! Атмосфера царила доброжелательная и непринужденная.
Это была не просто череда номеров, а живое общение актеров и режиссера с залом. Анастасия Борисовна комментировала некоторые моменты, чтобы ввести зрителей в курс дела. Иногда даже по ходу действия корректировала актеров-новичков, демонстрирующих свои первые навыки, что создавало ощущение присутствия на репетиции. Приоткрылась завеса театральных тайн и зрители прикоснулись к основам этого удивительного искусства.
Сцена из «Мастера и Маргариты»
Кроме перевоплощения, актеры продемонстрировали зрителям сцены из произведений Михаила Булгакова, Жана Ануя и Фридриха Шиллера. Прозвучало художественное слово, представленное произведениями Ивана Бунина, Антуана де Сент-Экзюпери, Сергея Михалкова, Агнии Барто, а так же авторскими стихотворениями новгородских поэтов.
Сорок лет Анастасия Соломонова посвятила театру, и с ней, безусловно, интересно пообщаться на эту тему.
- Анастасия Борисовна, почему театр называется «Эксперимент»?
- Название театру было дано 37 лет назад. Тогда по распоряжению руководства Дворца я должна была создать не просто театр, а так называемый агиттеатр. Приставку «агит» я воспринимала очень критично. И агитационная тематика меня не прельщала. С собравшейся группой молодежи (это был первый коллектив театра) мы решили назваться «Эксперимент». Мы подумали, что это название нивелирует приставку «агит». Нужно учесть, что это было в классическом СССР, где слово «эксперимент» было чем-то дерзким и недопустимым. Мы назвались так, исходя из сиюминутной ситуации. Но название остается неизменным до сих пор.
- Какими качествами нужно обладать, чтобы стать актером?
- Прежде всего, человек должен быть интересным и глубоко мыслящим.
- А талант?
- Талант — это качество сознания. Он напрямую связан с глубиной личности. Если человек мало развит, режиссер, конечно, сможет грамотно вплести его в канву спектакля, но его игра не потрясет зал, катарсис в зале не наступит, «ракета духа не взлетит».
- Талант либо дан свыше, либо нет? Или его можно как-то включить?
- Можно включить.
- Где находится этот рубильник?
- В области сознания. Например, ученики Станиславского составили цвет театрального мира. Как же получилось, что те, кто находился рядом с режиссером, оказались талантливыми людьми? Дело в том, что Станиславский — обладатель уникального сознания. Его ученики, находясь рядом с ним, со-настраивались.
- То есть талантом можно заразиться?
- Точно! Чтобы стать творческим, нужно общаться с творческими людьми. Происходит своеобразная синхронизация.
Кстати, сама Анастасия Борисовна — представитель выдающейся Вахтанговской школы. Здесь, в Великом Новгороде, она передает творческое наследие этой школы, известной в России огромным количеством звездных выпускников. Евгений Богратионович Вахтангов — основатель театральной школы, один из прямых учеников Станиславского.
- Какие качества в учениках вы стараетесь развить на занятиях?
- Методология, разработанная Станиславским, преобразует мозг человека для того, чтобы он мог выполнять творческие задачи на сцене. Но когда ко мне приходят заниматься новички, я никогда не говорю, что разовью у всех те или иные качества. Для меня каждый человек абсолютно индивидуален. Я работаю как практик. И мне надо, чтобы актер вышел на сцену и сыграл роль. То есть сделал то, зачем он ко мне и пришел. Соответственно, я размышляю, что мне надо сделать, чтобы он справился с задачами, которые встанут перед ним на сцене. К одному нужен один подход, а к другому совершенно противоположный.
- Каждый ли может стать актером и органично играть на сцене?
- Абсолютно каждый. Просто кому-то для этого потребуется три дня, а кому-то тридцать лет! Меняются нейронные реакции мозга. И, чтобы произошли эти изменения, каждому нужно разное количество времени. Для того чтобы думать в вымышленных обстоятельствах спектакля, сначала нужно научиться индивидуальному восприятию в реальной жизни, а ведь это могут не все.
Фото из архива театра «Эксперимент», ДКМ «Город»
Источник: 53 новости