«Мальчик-ураганчик» Фёдор Достоевский впервые приедет в Старую Руссу этим летом
В этом году исполнилось 20 лет с момента открытия первой научной юношеской конференции в Старой Руссе, посвященной произведениям Ф.М. Достоевского.
В этот раз на ХХI Международных Апрельских чтениях «Произведения Ф. М. Достоевского в восприятии читателей ХХI века» в числе российских и итальянских исследователей почетными гостями и участниками были потомки Федора Михайловича – праправнук Алексей Достоевский и его средняя дочь Вера.
Простые в общении, словоохотливые, они дали интервью сразу после доклада Алексея Дмитриевича о неизвестных ранее фактах из истории обучения дочери писателя Любы Достоевской. Оказалось, что самокритичная и целеустремленная, она была добровольным «второгодником» из-за не очень высокого балла по французскому языку. Однако нам было интересно узнать о жизни и взглядах современных Достоевских, и потому, пользуясь их временем и расположением к разговору, задали им обоим вопросы разного характера.
- С какого момента вы осознали, что вы потомок Федора Достоевского?
А.Д.: Наверное, с раннего школьного возраста. Когда мой отец, Дмитрий Андреевич, впервые взял меня с собой в Старую Руссу на Достоевские чтения.
- Вы чувствовали к себе особое внимание?
А.Д.: Конечно, внимание это всегда присутствует. Поэтому у меня есть внутреннее ощущение некоторой ответственности, которое, кстати говоря, очень тяжело переживалось детьми Федора Михайловича. У меня с годами это ощущение выровнялось, несмотря на то, что интерес к Федору Михайловичу и к биографии его потомков сохраняется.
- Какое у вас образование?
А.Д.: По образованию я преподаватель английского языка, но по специальности я никогда не занимался. В середине 90-х годов в силу собственного отношения к обучению я решил пойти по стопам отца.Он был вагоновожатым, и мое детство прошло в трамвайном парке.
- Ваш отец, Дмитрий Андреевич, очень интересно пишет воспоминания и публикует их на своей страничке в одной из соцсетей. Вы не пробовали себя в роли писателя?
А.Д.: Пока еще нет. Просто не хватает времени в силу того, что большая семья. Но выйду на пенсию – займусь этим. Более чем уверен, что займусь.
- Чем вы занимаетесь сейчас?
А.Д.: Сейчас я капитан судна «Мария» во флоте Валаамского монастыря.
- Вера, как вы несете груз наследницы знаменитой фамилии?
В.: Я принимаю это как должное, но возможно, в силу возраста пока не осознаю такой глобальной значимости. В моей жизни не было такого случая, когда бы я поняла, что это настолько важно для меня.
- Было ли к вам особенное отношение в школе?
В.: В школе ко мне относились спокойно. Если появлялись новые учителя, они, натыкаясь в журнале на мою фамилию, говорили: «Интересно! Потомок?» Я отвечала, что да - и на этом все. Сверстники тоже спокойно относились к тому, что с ними учится потомок Достоевского. Вот моей сестре доставалось: учитель русского языка прямо давила на нее, мол, ты Достоевская, не должна позорить фамилию. А у меня такого не было.
А.Д.: У меня, кстати, было также, вплоть до конфликта с учителем по литературе.
- Вера, а вам не давали в школе общественных поручений – провести, например, экскурсию в некрополе, где упокоен Федор Михайлович, написать исследовательскую работуо жизни итворчествезнаменитого деда?
В.: Возможно, у учителей и были на этот счет мысли, но я не помню, чтобы меня об этом просили.
А.Д.: У нас никогда на это не было времени, потому что все наши дети были определены еще и в музыкальную школу. Мы сами с женой очень увлечены музыкой. А Вера продолжила музыкальное образование, она студентка второго курса музыкального училища имени Римского-Корсакова, по классу домры. Поэтому дети вынуждены были делить себя между общеобразовательной и музыкальной школами, отдавая приоритет последней, где иная атмосфера.
- Вера, кто повлиял на ваш выбор музыкального инструмента?
В.: О, это была целая цепочка событий. Еще учитель по флейте моей старшей сестры Ани, Михайловский, посоветовал маме отдать меня Ольге Михайловне Рогозиной, преподавателю по классу флейты.
А.Д.: Изначально, так получилось, что выбор основывался не на инструменте, а на педагоге – по рекомендации.
- Алексей Дмитриевич, почему музыкальная школа, а не что-то другое, удел ваших троих детей? У них особый дар, музыкальные способности?
А.Д.: Четверых детей. Младший, Федя, тоже учится в музыкальной школе на отделении ударных инструментов у прекрасного преподавателя Станислава Ивановича Терехова, воспитавшего огромное количество лауреатов... Почему? Ну, во-первых, музыка познакомила нас с женой, с Натальей Константиновной. Музыка сопутствует нам всю сознательную жизнь. Я, кстати, очень жалею, что с 16-ти лет играя на гитаре, я не получил музыкального образования. Во-вторых, музыка сродни слову, и даже в чем-то по ощущениям, она стоит над словом...
- Итак, вы не планируете определить сына на занятия каким-либо «мужским» делом?
А.Д.: Он почти три года безуспешно занимался тхэквондо. Он сам сделал выбор, поняв, что в музыкальной школе ему нравится больше. Видно, что он этим увлечен, хотя в силу своего возраста разбросан... А вообще, все наши дети музыкальны.
- Вера, какой он, восьмилетний братишка Федор, на ваш взгляд?
В.: Ой... Он сорвиголова!
А.Д.: Мальчик-ураганчик!
В.: В нем очень много энергии, вместе с тем у него отмечается любовь ко всему миру и доброта. Он может подлететь, обнять, поцеловать и так же стремительно улететь.
А.Д.: Причем он может обнимать и мало знакомых ему людей, что иногда их приводит в некоторый конфуз.
- Есть ли у второклассника Федора Достоевского к чему-то тяга еще, кроме музыки?
А.Д.: Он очень любит складывать большие числа, рисовать лабиринты, заниматься лего, мозаикой, конструкторами. В нем присутствует и художественная одаренность, и музыкальная... Нам с женой на самом деле трудно было определиться с его дополнительным образованием, но все-таки решили остановиться на музыкальном.
- Когда вы привезете в Старую Руссу Федора Достоевского младшего?
А.Д.: Когда он слегка остепенится, чтобы никого не опрокинуть - в классе третьем-четвертом.
- Какой путь выбрали ваша старшая дочь Аня и младшая Маша?
А.Д.: Аня поступила на художника-аниматора, Маша учится в шестом классе и занимается в биологическом кружке.
В.: Кстати она пять лет посвятила обучению игре на виолончели, не очень ей это нравилось, потому она перевелась к моему педагогу на домру.
- А кто-нибудь из девочек вашей семьи увлекается рукоделием как, например, увлекалась супруга писателя Анна Григорьевна Достоевская?
В.: Да, наша Аня вышивает крестиком, работает с бисером. Чему-то ее научила мама, что-то она научилась делать в кружках рукоделия.
А.Д.: Этим девочки занимаются в школе факультативно, а вот в гимназии Любови Федоровны уроки рукоделия были вплоть до последнего класса.
- Алексей Дмитриевич, следующий вопрос продолжает волновать многих туристов, побывавших в старорусском доме Достоевского –нынешнем мемориальном музее: не было ли желания у потомков и наследников писателя вернуть этот дом семье?
А.Д.: У нас никогда не было никаких претензий. В свое время, в конце прошлого века, возникал такой разговор, что может быть, Достоевские захотят вернуть дом, который был куплен. При главе Старой Руссы Валентине Объедкове обсуждалась его идея о строительстве для нас дома под дачу в Старой Руссе вместо того, в котором сейчас музей.
- Ну а вам хотелось бы иметь дачку в Старой Руссе?
В.: У нас нет в этом необходимости. У нас есть дачный домик в прекрасном районе Приозерского направления.
- Вера, вы были на экскурсии в Доме-музее Ф.М. Достоевского. Сердце не екало? Атмосферой родных людей не проникались? Зов предков не ощущался?
В.: У меня есть осознание, но зова и еканья сердца - нет.
А.Д.: Это чувство у нас изжито. Я рожден и воспитан в советское время - этим все сказано. Сам Федор Михайлович был без определенного места жительства, потомков разметало в нашей бурной истории, у многих из них была трагическая судьба...
- Вам не показалось на юношеских чтениях, что вместо прослушивания докладчиков о роли неба, цвета, занавесов и других деталей в произведениях Достоевского было бы лучше читать фрагменты произведений самого автора, а ученым литературоведам, молодым и зрелым, давать комментарии для восприятия читателями ХХI века непростых текстов Федора Михайловича?
В.: Я считаю, что символику, выраженную в деталях, никто не отменял, но при этом не нужно вкапываться…
А.Д.: Было бы интересно ввести чтение произведений Достоевского, может быть, в рамках семинара или другой формы общения. И вообще, это сегодняшняя проблема – восприятие большого текста. Сейчас все сведено к восприятию сообщений: чат, смс...
- Вот и мне показалось, что среди юных докладчиков не все прочитали заданную заранее повесть, по которой они работали – «Неточка Незванова». Разбирая детали, молодые исследователи, обошли стороной «трудные темы», но актуальные в наши дни: влияние пьяного родителя на становление личности, нетрадиционные отношения между девочками, супружеская неверность и ложь... С кем об этом поговорить? Как современный читатель воспринимает все это? Вера, вы-то читали это произведение?
В.: К сожалению, я прочитала не всю повесть... Последнее, что я читала из Достоевского, это «Село Степанчиково и его обитатели».
А.Д.: Ваш вопрос заставляет подумать об очень серьезной работе... Насколько я помню свое обучение, акцент на уроках литературы давался на общее восприятие любого произведения, после чего – обязательное сочинение. Я всегда писал, но... не сдавал, считая, что мое восприятие, переживания – это глубоко личное, то, что не может подвергаться оценке... Вот в чем тонкость работы с читателями нежного возраста. В этом плане Татьяна Александровна Касаткина, научный руководитель Чтений, большой молодец. Она помогает понять молодым читателям, что в произведениях Достоевского нет случайных деталей.
- Что вам, Алексей Дмитриевич, известно об особом отношении Достоевских к образу Богородицы «Всех скорбящих радости»?
А.Д.: Вы не относитесь ко мне как к достоеведу, я сам для себя многое открываю! Насколько мне известно, по воспоминаниям Анны Григорьевны раннего детства, вовремя ее тяжелой болезни неизвестного характера ее привезли на молебен к чудотворной иконе храма Всех скорбящих радости в Петербурге. На фоне слезного коленопреклоненного всеобщего моления маленькая Анна избавилась от недуга, по молитвам болезнь прошла.
- Известно, что дочь Достоевского Люба похоронена в Италии, где она долгое время жила. Могила наследницы великого писателя после вмешательства самого Муссолини находится в хорошем состоянии. А что вы можете сказать о состоянии могилы сына писателя, Федора Федоровича?
А.Д.: Федор Федорович похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве, но могила его утрачена. Сейчас этим вопросом занимается один московский краевед.
- Вера, кто из сестер наиболее заинтересован личностью знаменитого деда?
В.: Мне кажется, я. Потому я и здесь, в Старой Руссе на Чтениях.
- Нет ли желания у трижды правнучки Достоевского проехаться по его местам: Сибирь, Европа, центральная Россия?
В.: К его местам есть легкий интерес...
А.Д.: Но у нас нет средств на путешествия, особенно за границу.
- Как вам идея энтузиастов и инициаторов народного проекта «Достоевский в Сибири: навстречу любви» увековечить места, связанные с пребыванием Достоевского в Сибири и с его первым супружеством?
А.Д.: Без этого периода мы б не имели того Федора Михайловича, которого знаем: со всеми его мучительными переживаниями, с его безумной страстью характера…Но было бы логичнее его семейную линию как-то обозначить здесь, в Старой Руссе, потому что из всех мест, которые мы имеем в память о Достоевском, этот город в его биографии наиболее светлый. Это то самое сакральное место и для его семьи, и для него самого.
- Вера, когда выйдете замуж, фамилию поменяете?
В.: Даже гипотетически – не хочу об этом и думать. Скажем так, если когда-то передо мной встанет выбор, я все-таки оставлю свою.
А.Д.: У меня по этому поводу есть смешная история. Когда я женился, моя жена хотела взять двойную фамилию Васенева-Достоевская. Сотрудница же ЗАГСа поставила нам условие – раз супруга берет двойную фамилию, то и мне нужно оформить такую же. Я очень удивился, такой практики ведь не существовало…В итоге сошлись на моей фамилии – Достоевский. А что касается замужества, история Достоевских этим и прискорбна, что семьи распадались: и Федор Федорович с Екатериной Петровной расстались, и мой дед Андрей Федорович с Татьяной Владимировной разошлись. Поэтому я считаю, что должно быть раз и на всю жизнь. Соединение двух людей это все-таки тайна… Мы среди потомков по прямой линии - первая семья, которая не разъединена: ни обстоятельствами, ни временем, ни местом...
- Как же вы познакомились с будущей супругой?
А.Д.: Мы познакомились на концерте, организованном на свадьбе общего нашего друга. Она играла в одной группе, я в другой. Она флейтистка, я - бас-гитара. Оба увлекались рок-музыкой, и вот уже более 20-ти лет играем в одном музыкальном коллективе. Сейчас Наталья Константиновна работает помощником воспитателя в детском саду, занимается рукоделием. А так она профессиональный портной. Редко, но берет заказы. Наша с ней комната– кухня, где ей удобно кроить.
В.: Однажды я через интернет узнала, что одному замечательному мастеру по глине и не только, изготавливающей настоящие произведения искусства, требуется помощник в реставрации старинного, почти столетнего, платья. Я заинтересовала маму, и они сошлись в творчестве.
С трогательной нежностью Вера рассказывала о сестрах и братике. Вторя своему отцу, с любовью и гордостью отзывалась о талантах мамы.
Кстати, замечательные украшения, выполненные руками Натальи Достоевской, можно было увидеть у одной из участниц старорусских Чтений. А некоторые знакомые, знающие ее талант рукодельницы, собирают для нее бусинки, бисер от разорванных украшений, и из них получаются новые интересные изделия.
Кроме того, Наталья Достоевская играет на флейте в составе рок-группы «Птица Си», где на бас-гитаре зажигает Андрей Дмитриевич, а на домре – Вера. Концерты коллектив дает на площадках Санкт-Петербурга.
А летом музыканты Достоевские, возможно, выступят в Старой Руссе на «Ночи искусств», которая запланирована в Доме-музее Ф.М. Достоевского. И может быть, мы услышим и увидим за ударными инструментами самого Федора Достоевского! Младшего.
Фото автора и из архива Достоевских.
Источник: 53 новости