Новгородский музей-заповедник представит две выставки, посвященные 200-летию Отечественной войны 1812 года
24 августа 2012 года в 16.00 в здании Присутственных мест Новгородского музея-заповедника (Кремль, 4) открываются две выставки, посвященные 200-летию Отечественной войны 1812 года. На выставке «В блеске касок, кирас, палашей и орлов...» представлено около 50 предметов из фондов Новгородского музея-заповедника - кирасы, шлемы, холодное и огнестрельное оружие, предметы снаряжения, литавра, книги, литографии. На выставке «Лейб-гвардии Конный полк. История в портретах» впервые будут экспонироваться 16 картин, переданные в собрание Новгородского музея в 1940-1960-е гг. из Фонда полковых музеев.
Посетители выставки «Лейб-гвардии Конный полк. История в портретах» смогут увидеть впервые экспонирующийся после проведения реставрационных работ «Портрет штаб-ротмистра лейб-гвардии Конного полка М.П. Арнольди» (1854) кисти прославленного мастера иппического жанра Н.Е. Сверчкова (1817-1898). Также представлена на выставке живописная серия изображений сверхсрочных служащих лейб-гвардии Конного полка, исполненная в 1875 г. по заказу командира полка графа Н.А. Протасова-Бахметева немецким художником Оттоном- Генрихом- Павлом Узингом, создание которой стало уникальным явлением в истории русского военного портрета. Особое внимание на выставке, несомненно, привлечет исполненный неизвестным художником «Портрет поручика лейб-гвардии Конного полка В.Ф. Козлянинова» (1900-е гг.), с именем которого связано развитие полкового музея и создание наиболее значительной экспозиции, отражающей историю знаменитого гвардейского полка.
Овеянный боевой славой лейб-гвардии Конный полк сохраняет свою историю во многих замечательных произведениях живописи, графики и скульптуры – в батальных композициях, сценах полковых парадов и смотров, а также в многочисленных портретах, запечатлевших героические образы конногвардейцев. В XIX веке создание портретных изображений шефов полка, генералов, офицеров, а также нижних чинов и лиц, причастных к старейшему в России полку императорской гвардейской кавалерии, стало своеобразной полковой традицией. Это крупнейшее художественное собрание наряду с военными реликвиями, архивными документальными и мемориальными материалами, историческими раритетами, предметами обмундирования, оружием, огромной библиотекой легло в основу Музея лейб-гвардии Конного полка, который возник в начале 1900-х гг. по инициативе офицеров полка и являлся их собственностью. В 1918 г. после опубликования Приказа об организации охраны и перенесения полковых музеев в Артиллерийский исторический музей большинство музейных предметов лейб-гвардии Конного полка вошли в состав Фонда полковых музеев, который впоследствии распределялся по музеям СССР. В 1940-1960-е гг. в собрание Новгородского музея-заповедника была передана небольшая, но довольно интересная часть портретной коллекции конногвардейцев, которая и будет продемонстрирована на выставке.
Выставки будут работать с 24 августа по 6 ноября 2012 года на первом этаже здания Присутственных мест.
Пресс-показ для представителей СМИ - 24 августа 2012 г. в 15.30. На пресс-показе будет присутствовать куратор выставок Хохлов Илья Владимирович, старший научный сотрудник Новгородского музея-заповедника, кандидат исторических наук
История кирасирских полков
На протяжении многих столетий защищённые доспехами всадники играли решающую роль на полях сражений. В Европе средние века стали эпохой расцвета рыцарства, однако появление и развитие огнестрельного оружия положили конец господству закованной в броню кавалерии. От доспеха, полностью закрывавшего тело всадника, к середине XVII столетия сохранились лишь металлические латы, защищавшие корпус воина, и шлем. В таком виде тяжёлая кавалерия — кирасиры — ещё на протяжении долгого времени входила в состав большинства европейских армий. В XVIII – начале XIX века кирасиры нередко решали исход сражений в ходе многочисленных европейских войн. Временем расцвета этого вида тяжёлой кавалерии стали Наполеоновские войны начала XIX столетия. В сражениях этого времени приняли участие русские, французские, австрийские, саксонские, вестфальские, польские кирасиры, оказавшие влияние на исход многих битв — от Аустерлица до Ватерлоо.
В войне с вторгнувшейся в 1812 году в пределы России наполеоновской армией приняли участие два гвардейских и восемь армейских кирасирских полков русской армии. Особенно отличились русские кирасиры во время боя за Шевардинский редут 24 августа 1812 года: они атаковали вражескую пехоту, опрокинули два неприятельских полка, захватили пленных и несколько пушек. Через два дня в Бородинском сражении принимали участие все десять кирасирских полков русской армии. Они сражались у Семёновских флешей, опрокинули саксонских кирасир в бою у д. Семёновское. Кавалергардский и лейб-гвардии Конный полк отразили атаку саксонских, вестфальских и польских кирасирских полков в районе батареи Раевского.
Подвиги кирасирских полков в сражениях Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов русской армии 1813-1814 гг. были отмечены коллективными наградами — Георгиевскими штандартами и трубами. Лейб-кирасирский Его Величества полк 13 апреля 1813 года был причислен к гвардии. Ещё до этого, в декабре 1812 года, в составе русской армии появились два новых кирасирских полка, переформированных из драгунских.
Наполеон также придавал большое значение тяжёлой кавалерии. По его инициативе во французской армии были возрождены кирасирские полки: в 1801 году кирасы получил один из кавалерийских полков, в 1802 году - ещё шесть. В следующем году была произведена реорганизация французской кавалерии, и все кавалерийские полки с 1-го по 12-й становились кирасирскими. Подобное переформирование отражало тактическую и стратегическую концепцию Наполеона. В соответствии с ней кирасиры, сведённые в дивизии, должны были осуществлять таранный удар в генеральных сражениях, прорывать неприятельский фронт и развивать успех. В последующие годы в рядах французской армии появилось ещё два кирасирских полка — 13-й в 1808 году и 14-й, сформированный в 1810 году после присоединения Голландского королевства к Франции из голландских кавалеристов. В 1810 году сходное с кирасирским защитное вооружение получили два карабинерных полка французской армии. В составе Великой армии Наполеона в походе в Россию в 1812 году принимали участие также польские, саксонские и вестфальские кирасиры.
В ходе Бородинского сражения именно французские кирасиры захватили батарею Раевского. Последним крупным сражением эпохи Наполеоновских войн с участием французских кирасир стала битва при Ватерлоо в 1815 году. В разгар сражения французские кирасиры и карабинеры, возглавляемые маршалом Неем, неоднократно ходили в атаку на каре английской пехоты, каждый раз неся тяжёлые потери.
Эпоха Наполеоновских войн стала началом заката эры кирасир. В последующие десятилетия в связи с дальнейшим развитием огнестрельного оружия кирасы окончательно утратили свои защитные свойства. В войнах второй половины XIX века атаковавшие неприятеля в конном строю кирасиры несли неоправданно высокие потери. Последние крупные сражения с участием кирасирских полков произошли во время Австро-прусской войны 1866 года и Франко-прусской войны 1870-1871 годов.
В конце XIX века кирасиры по-прежнему существовали в составе русской, немецкой и французской армий. В России все армейские кирасирские полки в 1860 году были преобразованы в драгунские. С этого времени в русской армии осталось лишь четыре гвардейских кирасирских полка — Кавалергадский, лейб-гвардии Конный, лейб-гвардии Кирасирский Его Величества и лейб-гвардии Кирасирский Её Величества. Однако и они сохранили кирасы лишь в качестве принадлежности парадного обмундирования, отказавшись от использования их в боевых условиях. Кираса окончательно превратилась из предмета защитного вооружения в элемент парадного обмундирования. В 1907 году драгунские полки, бывшие ранее кирасирскими, получили отличие в обмундировании, напоминавшее об их прежней истории — однобортные колеты вместо мундиров. В годы Первой мировой войны русские кирасиры действовали как обычная кавалерия, участвуя в рейдах, ведении разведки, патрулировании местности, атаках и преследовании противника. Крушение Российской империи стало концом и для кирасирских полков русской армии — они были расформированы в 1917-1918 годах.
Во Франции кираса продолжала использоваться как принадлежность боевого снаряжения всадников вплоть до начала Перовой мировой войны. Французские кирасиры продолжали носить покрытые защитными чехлами кирасы и каски, отказавшись от них спустя несколько недель боевых действий (официально кирасы были сняты с их вооружения лишь в октябре 1915 года).
В последующие годы в большинстве армий Европы кирасирские полки прекратили своё существование. В настоящее время некоторые воинские части в ряде армий мира носят традиционное наименование «кирасирских». Кроме того, кирасы по-прежнему используются во время торжественных церемоний как принадлежность парадного обмундирования ряда воинских частей некоторых стран.
Источник: Администрация Великого Новгорода