Виктор Смирнов: ВСМ не должна миновать город, с которого Россия начиналась
После заявления вице-премьера правительства РФ Максима Акимова о том, что высокоскоростная магистраль может пройти через Великий Новгород, жители региона стали активно обсуждать эту тему. «53 новости» уже запустили опрос, нацеленный в будущее — «Где лучше расположить новгородский вокзал ВСМ». А вот новгородский историк и писатель Виктор Смирнов в своем фейсбуке решил углубиться в прошлое и вспомнил, как Новгород с XIX века лишали возможности быть узловой станцией между двух столиц:
«В XIX веке Новгород лишился статуса узловой транзитной станции на главных водных и сухопутных магистралях страны. Первым ударом стало строительство Вишерского канала, соединившего Волхов и Мсту, минуя Новгород. Объемы грузов, перевозимых по Вышневолоцкой водной системе, резко упали. Вторым ударом стало строительство Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги.
Проектировщики предложили два варианта будущей магистрали: прямой и через Новгород. Новгородский маршрут был на 30 километров длиннее и на 17 процентов дороже. На заседании правительственного комитета голоса разделились. Точку в обсуждении поставил император Николай I, утвердив прямой вариант без захода в Новгород. По преданию он просто положил на карту линейку и соединил обе столицы прямой линией.
Тогда же родился курьез, вошедший в историю под названием «царский палец». Говорили, что, проводя линию будущего железнодорожного маршрута, карандаш в руке царя слегка зацепился за прижимавший линейку палец. Получился небольшой изгиб в районе Малой Вишеры. Не смея обеспокоить грозного императора, путейцы перенесли изгиб на рабочие чертежи. Так возникло это загадочное отклонение железнодорожного маршрута. На самом деле тогдашние маломощные паровые локомотивы просто не могли затаскивать тяжелые грузовые составы на один из крутых берегов Веребьинского оврага. Поэтому был положен объездной путь по пологой территории. В 2001 году по плану реконструкции Октябрьской железной дороги было решено спрямить трассу, построив мост через овраг. Полукилометровая переправа сократила общую протяженность дороги на пять километров.
Тем не менее указующий царский перст сыграл в этой истории вполне реальную роль. Сэкономив на расстоянии, августейший проектировщик вывел из грузооборота губернский Новгород. Оскудел и транспортный поток на тракте Москва-Петербург. Утомительному недельному путешествию на лошадях публика предпочитала сравнительно быструю и комфортабельную поездку по железной дороге. Оказавшись на обочине транспортных путей, губернский Новгород, как выразился поэт, «тихо опочил», погрузившись в провинциальность.
Почему я вспомнил эту историю?
В 1990-х у нас широко обсуждался проект строительства высокоскоростной магистрали Москва-Санкт-Петербург. Снова рассматривались два варианта — через Новгород и минуя его. После жарких дискуссий победил наш вариант. Мы уже рисовали в воображении, как будем за час добираться до Питера и за два часа до Москвы, как увеличится поток туристов и сколько появится новых рабочих мест, но тут грянул дефолт, похоронив среди прочего и проект ВСМ, в память о котором остался лишь котлован у Московского вокзала.
Высокоскоростные поезда уже давно мчатся по всему миру, они остро необходимы России с ее колоссальными расстояниями. И потому сообщение о возрождении ВСМ «Москва-Санкт-Петербург» это, безусловно, хорошая новость. Для новгородцев она будет хорошей вдвойне, если на этот раз маршрут дороги не минует город, с которого Россия начиналась».
Напомним, 26 июня, вице-премьер Максим Акимов заявил, что высокоскоростная железная дорога, связывающая Москву и Санкт-Петербург, может пройти через Великий Новгород. По его словам, идея проложить трассу через Великий Новгород, интересна. Позже губернатор Новгородской области Андрей Никитин, комментируя новость, отметил, что это «шанс исправить историческую несправедливость», и он сделает все возможное, чтобы решение было принято с учетом интересов региона.
Источник: 53 новости