Дмитрий Иванов (Бардымский). «Рок над Северной Пальмирой». Владимир Рекшан – живой классик

3 августа 2019 год, 19:37
Дмитрий Иванов (Бардымский). «Рок над Северной Пальмирой». Владимир Рекшан – живой классик

«53 новости» продолжают публиковать книгу известного новгородского музыканта Дмитрия Иванова (Бардымского) «Рок над Северной Пальмирой. Интервью, лирические отступления». Предыдущие главы вы можете прочитать по этой ссылке.

Владимир Рекшан – разносторонний человек и везде, за что он не брался, он сумел добиться положительных результатов. В юности он занимался прыжками в высоту и, вероятно, прыгал высоко, иначе его бы не включили в состав молодёжной сборной и не отправили бы в конце 60-х в Париж. Тогда же, в конце 60-х, он создал рок-группу «Санкт Петербург», которая одна из первых исполняла песни на русском языке и пользовалась в начале 70-х в Ленинграде большой популярностью. В 80-х годах Рекшан руководил литературной секцией при питерском рок-клубе и в конце 80-х впервые заявил о себе как писатель, издав книгу под названием «Кайф». В 90-х вышли две его повести: «Смерть в до мажоре» и «Ересь». Есть у него и другие книги. Наполовину в шутку, наполовину всерьёз Владимир называет себя «живым классиком». Пишет он действительно очень увлекательно, с юмором и, несмотря на иногда встречающиеся нецензурные выражения, без которых остальные классики как-то обходились, читать его интересно.

Беседа состоялась в 2002 году. В настоящее время (2019 год) Владимир Рекшан продолжает активную творческую жизнь и заведует музеем «Реалии Русского Рока», в котором и сам он является наглядным живым экспонатом. Вот само интервью:

- Группа «Санкт-Петербург» образовалась в 1969 году?

В.Р.: Фактически, да. Но концерты, ставшие культовыми, это уже 70-й год.

- И такой пик популярности был до 72-го года?

В.Р.: Пик был 70-й год. Причём сразу. Получилось так: появился Лемехов на басе, он привёл своего брата – барабанщика, а это уже ритмическая основа. Он тут же, на концерте, и сел за барабан. Была раньше такая полуимпровизационная игра, почти как в джазе. Садились и играли. Не то, что сейчас, когда все номера жёстко отыгрывают. Это было неожиданно для зрителей и неожиданно для нас. С 70-го по 72-й - это первый, культовый состав. Потом «братаны» стали защищать диплом. Мы поругались, правда, не сильно. Тем не менее, они ушли. В группу пришли Корзинин, Ковалёв, Лызлов. Это второй серьёзный состав (72-й – 73-й год).

74-й год – это развал. У меня начались проблемы в университете. Я снова стал заниматься спортом. В группе начались трения. Ребята организовали группу «Большой железный колокол». Я стал играть акустику. Ну, был такой провальный период. В принципе, тут уже зрела новая волна, которая потом сплотилась вокруг Тропиллы. Для меня «новая волна» началась, когда в 1981 году я стал работать в рок-клубе. Я работал там пять лет. Вёл семинар рок-поэзии. В этот период времени выступал на всех фестивалях. Но, вообще, каждое поколение должно иметь своих героев.

- Скажите, сохранились ли записи групп «Кочевники», «Аргонавты»?

В.Р.: «Кочевники» – это известный коллектив. Боярский, по-моему, с ними начинал. Они одними из первых стали писать песни на русском языке, но они не сломали ситуацию. Есть понятие – успех, хорошая группа, а есть – просто лом. Вот Костя Кинчев выходит на сцену, люди видят и говорят: «Всё!» Так и с «Санкт-Петербургом» получилось. Про записи «Кочевников» ничего сказать не могу. Об этом могут знать два человека: Фирсов и Бурлака. Про «Аргонавтов» всё знает Калинин, а я - только про себя.

- Можно ли говорить о русском роке, как о явлении состоявшемся?

В.Р.: О русском роке можно говорить, как о состоявшемся явлении, но явлении не музыкальном, а литературном. Потому что русский рок – это, скорее, не музыка, а литература. На данный момент, если честно признать, ни одного оригинального, ярко выраженного музыкального звука у нас не создалось. Но само соединение «великого и могучего» русского языка с чужой музыкой дало тот сплав, который мы называем «русским роком» И главное у нас пока – литература. И тот кризис жанра, о котором иногда сейчас говорят, связан с тем, что задачи свои она исчерпала. Бастилия взята. И для того, чтобы пошёл новый виток, нужна либо новая литература, либо новая, своя, оригинальная музыка. Фактически все песни уже спеты. Можно продолжать играть и дальше. Остались какие-то мощные люди. Боре (Б.Г.) или Юре (Шевчуку) ведь не скажешь: «Всё. Эпоха закончилась. Хватит петь». Всё равно они будут продолжать.

- Вы хотите сказать, что ничего оригинального в музыкальном плане у нас не было?

В.Р.: Ну что музыкального мы внесли в мировую копилку? Конечно, это в основном англоязычная волна. Маленький остров Ямайка, и тот смог внести свой вклад, а мы что внесли?

- Как вы думаете, если считать пиком популярности отечественного рока период с середины 70-х до конца 80-х, это было круто по нашим отечественным меркам или круто вообще? Есть ли у нас композиции, которые могли бы выйти на мировой уровень и составить конкуренцию западной музыке?

В.Р.: Это вопрос индустрии и денег. На Запад особо не нужно смотреть. Конечно, с моей точки зрения, какая-нибудь песня Шевчука или группы «Кино», не знаю, как в международном масштабе, а у нас звучит мощно. Лично меня они пробивают, хотя я не имею никакого отношения к этому поколению. Поэтому не нужно конкурировать. У нас есть, если не суперхиты, то исторические музыкальные явления в виде определённых песен, альбомов, имён. Но это совершенно не нужно ввязывать в какую-то конкуренцию с Западом. Потому что в товарном обществе побеждает наличие капитала.

- Я не имел в виду хит-парад. Я спросил о композициях, значимых в художественном плане. Ну, вот как в классической музыке у нас имеются мировые имена: Чайковский, Мусоргский, Рахманинов. Эти композиторы внесли вклад в мировую культуру. Как, по-вашему, обстоят дела в рок-музыке?

В.Р.: Поскольку, по моей концепции, русская рок-музыка - это литература, то как может поэзия Шевчука конкурировать? Его переводить что ли?

- Но ведь Россия – страна с богатыми музыкальными традициями?

В.Р.: Россия - страна с богатыми музыкальными традициями, но русский рок - это по большей части не инструментальная музыка, а песня. Рок-музыка от поп-музыки как раз и отличается литературой. В музыкальном плане, стилистически, они порой мало чем и отличаются.

- Вот цитата из вашей книги: «Мне надоело изображать из себя гиперсексуального юношу». Как сильно, по-вашему, связаны между собой рок-музыка и возраст?

В.Р.: Конечно, они связаны между собой. У каждого молодого человека проблема сексуальной реализации стоит достаточно серьёзно. Одна из форм сублимации – это гитара и сцена. Конечно, человек не думает об этом. Что такое гитара? Фаллический символ. Вот стоит он на сцене с гитарой наперевес и не думает о том, что в данный момент идёт перекачивание его сексуальной энергии в энергию творческую. Большая часть творчества, не только в рок-музыке, это реализация сексуального начала.

- А когда исполнитель выступает уже в более зрелом возрасте?

- В.Р.: В более зрелом возрасте уже не та сексуальность, поэтому люди более спокойны. Они не падают на сцене, не катаются на ней и думают о другом, о вечном, о божественном, а молодой человек, он более дикий, агрессивный. Как сказал когда-то великий мыслитель Мао Цзэдун: «Каждое поколение должно иметь свою войну». Сказано страшно, но факт остаётся фактом – человеческий опыт не передаётся. И каждое поколение хочет и получает по полной программе от этой жизни. Если бы человеческий опыт передавался, то не было бы бесконечных трагедий, начиная от трагедий личных и кончая войнами между странами. Каждый человек проходит свой путь от начала до конца сам, и каждое новое поколение вначале побеждает, а потом проигрывает.

- Как вы относитесь к тому, что в области популярной музыки американское начало преобладает и почти все музыкальные течения современной музыки: блюз, джаз, рок, рэп и т. д. берут своё начало в США?

В.Р.: Джаз появился в результате слияния многих культур. Среди джазистов была масса чёрных музыкантов, которым не шибко давали в Америке ходу, и большая часть истории джаза сложилась в Париже, куда они выезжали. Во Франции не смотрели на то, какой у человека цвет кожи, и темнокожие исполнители выступали в кафе, клубах на равных условиях с белыми музыкантами.

Рок-н-ролл, конечно, появился в Америке, но тотальным мировым явлением он стал благодаря «британской волне» - от «Битлз» и дальше. И все те стили, которые в дальнейшем дробились и развивались, были заложены в британской рок-музыке второй половины 60-х и начала 70-х годов. Другое дело, что Америка – это мощный рынок. С одной стороны, эта индустрия очень хороша, потому что она может быстро раскрутить какое-то интересное музыкальное явление, а с другой стороны, она быстро превращает всё в стандарт. По сути дела происходит глобализация.

Что такое глобализация? Это срезание верхов и низов. Снизу срезается что-то некачественное, сверху что-то самобытное, оригинальное, и в результате появляется некий международный «Макдоналдс». В настоящее время музыкальный «Макдоналдс» для нас это MTV. Там заложены определённые стандарты, которые нужны для того, чтобы товар подороже продать, чтобы публика его скушала, спустила в унитаз и появилось опять что-то новое. Романтика-то уже закончилась. Это вопросы уже другие. Они стоят за пределами рок-музыки. Почему рок-музыка так популярна во всём мире? Потому что в ней представлены элементы всех культур Востока и Запада.

- Как, по-вашему, повлияла рок-музыка на то, что произошло и происходит в нашей стране?

В. Р.: Рок-музыка - это горячее, актуальное искусство, и музыканты активно участвовали в революционном процессе. В результате получилось не хорошо и не плохо, а получилось то, что получилось. И тоталитарную систему разрушили не Солженицын, не Сахаров, а русская рок-музыка. В том, что мы сейчас имеем, со всеми плюсами и минусами, есть в значительной степени и заслуга, и вина рок-музыки. Потому что рок-музыка была обращена к свободному человеку, а свободный человек, живя в несвободной системе, как-то ей сопротивлялся, причём сопротивлялся неосознанно. Это не были какие-то тайные общества, распространяющие нелегальную литературу. И поскольку всё было выражено в музыкальной форме и не было открытых призывов, то власти не очень активно всё это и давили. В принципе, за рок-музыку никого в тюрьму не посадили. Были у людей какие-то частные неприятности, но не впрямую. В итоге получилось то, что русская рок-музыка подготовила ту революцию, которая произошла.

- Сколько у вас записано альбомов?

В.Р.: Три компакт-диска и один магнитоальбом. Один из альбомов состоит из наших песен начала 70-х годов и записан практически тем же составом. Он называется «Классика». Второй альбом называется «Виртуозы Санкт-Петербурга», где главный герой - Николай Богданов. Третий альбом называется «Лирика капитализма». Такого, вероятно, в мировой практике не было, чтобы материал записывался спустя 25 лет после того, когда он был бешено популярен. Обычно бешено популярное записывается, продаётся. Люди становятся богатыми, покупают мешок героина и умирают. Вот краткая история рок-музыки. А тут через четверть века записывать материал, уже нет ни тех инструментов, ни звука, да и мы уже другие.

- То есть вы считаете, что это по энергетике вы уже не те, что в семидесятые годы?

В.Р.: Ну, я выхожу на сцену, и мне кажется, что у меня с энергетикой всё в порядке, может быть, энергии стало меньше или она уже не та, не знаю. Мы как-то выступали на концерте между «ДДТ» и «Аквариумом», и люди мне сказали, что мы вполне конкурентноспособны. Конечно, что прошло, то прошло. И, кроме каких-то фотографий, собственных воспоминаний, написанных книжек, ничего другого нет, но и это тоже немало.

Продолжение следует.

В оформлении материала использованы фотографии с официального сайта Владимира Рекшана и группы «Санкт-Петербург» http://rekshan.ru/; со страниц Википедии и сайтов obtaz.ru и www.goodfon.ru, а также картина художницы Debra Hurd.

Источник: 53 новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
010203
04050607080910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь