Анна Кантер-Амелькина: как новгородка сделала в Москве две карьеры
Москва… Если продолжить крылатую фразу, услышишь в ответ: «…слезам не верит!». Девушка из провинции, которая завоевывает место под солнцем — фигура архетипичная и притягательная. Но фильм — это вымысел, а мы предлагаем историю реального человека родом из Великого Новгорода.
Вице-президента, начальника департамента коммуникаций, пресс-секретаря президента банка «Открытие» Анну Кантер-Амелькину, в Новгороде знают как Анну Питкевич. Время сейчас динамичное, не любящее долгих предисловий, и разговор с новым человеком в проекте «Я — новгородец» мы начали не с вдумчивого погружения в биографию, а сразу же с вопроса «Как стать успешным в Москве?»
— Не переоценивайте себя, соглашайтесь на любое предложение по своей специальности и живите так, чтобы работа нравилась, - убеждена Анна. — Если тебе не нравится работа, ты ни в Москве, ни в другом месте не будешь успешным человеком.
— Но ведь кто-то, прочитав это интервью, может сказать: ну, конечно, будучи руководителем высокого ранга и, тем более, в банке, я бы тоже любил свою работу. Что ответить таким людям?
— Никто не рождается высоким руководителем, если у тебя, конечно, нет папы премьер-министра или нефтяного магната. Я начинала с самых низких ступеней в журналистике и потом ушла в пиар — тоже на линейную должность, где все зависит от тебя. Может, это и выглядит идеалистично, но если рассказать, как я пришла в журналистику и с чего начинала, мне можно поверить.
— А с чего вы начинали?
— Начинала в многотиражке Новгородского политехнического института «Политехник», а до этого была юнкором «Новгородского комсомольца». Родилась в Новгороде, закончила среднюю школу №25, что на улице Ломоносова. Стать журналистом мне советовала мама. Она справедливо, и жизнь это доказала, считала, что самая интересная профессия – это журналист. Был 1985 год. Для начала я провалила историю на вступительных в Ленинградский государственный университет, вернулась в Новгород и пошла рабочей на завод «50 лет Октября». Тогда считалось, что поступать в вуз из рядов рабочих точно лучше, чем из интеллигенции. Ну и пожалуйста. И даже на заводе я писала заметки в многотиражку.
Через несколько месяцев газета «Политехник» взяла меня в штат. Там, я, можно сказать, официально стала маленьким журналистом. И уже работая в «Политехнике», поступила в ЛГУ. На втором курсе вышла замуж и уехала в Москву, продолжая учебу заочно, в Ленинграде, а в Москве стала самым молодым редактором многотиражки. Это был «горчичник» Московского института связи с эпическим названием «За кадры связи!» Мы со студентами-корреспондентами отрывались там как могли и даже потихоньку приписали на «шапке» газеты девиз: «За связи без брака!» Но, к нашему огорчению, никто из руководства института этого не заметил…
И вот универ закончен. Дальше-то что? Я подумала: а для чего я мечтала, поступала, проваливалась, училась? Чтобы до пенсии прозябать в многотиражке? Ну уж нет! Моя наставница Ольга Давыдова, которая была редактором газеты «Политехник», рассказала, что у нее есть дальняя знакомая, родственница которой работает в «Комсомольской правде». Мол, позвони ей, сходи на собеседование. Вы даже представить себе не можете, как страшно было просто ступить на порог этой газеты.
«Комсомольская правда» была тогда чем-то запредельным, космическим — настоящий журналистский Голливуд. Но … смелость города берет, и я все-таки пошла к «знакомой моей знакомой». Это была Валентина Терехина, редактор социального отдела. Ну вы знаете, конечно, как к «соискателям» типа меня относятся в любых редакциях. Чего приперся? Получи дурацкое задание, иди подальше и, желательно, не возвращайся. Но я написала текст и вернулась. Они сказали написать ещё что-то. Я снова написала и вернулась. Это было в ноябре 1992-го, а уже в декабре меня позвали в штат. Получается, что в «Комсомолку» я пришла буквально с улицы, без всякого блата. Таких «засланцев» в любых больших редакциях полно. Кто-то приходит и остается, а кто-то уходит и не возвращается. А я вернулась. И 10 лет прослужила в лучшей газете мира, где из меня усилиями многих мэтров от журналистики вырастили отличного специального корреспондента — несколько раз подряд я становилась лучшим спецкором года, — Анну Амелькину. У меня даже была своя еженедельная рубрика в «толстушке» — самом популярном, пятничном выпуске КП. Она так и называлась «1001 и одна встреча Анны Амелькиной».
На фото: Времена «Комсомольской правды». Корреспондент КП «бомбил» на своей новой машине в лихие 1990-е.
— То есть вы быстро адаптировались к этому коллективу?
— Конечно. Я же занималась любимым делом. Могу сказать, почему еще. Не знаю, как сейчас, но тогда в «Комсомольской правде» охотнее брали «на этаж» региональных журналистов, а не москвичей. Это было горнило разных культур, характеров, темпераментов, талантов, ребят из самых разных регионов. Москвичей считали менее мотивированными, более спокойными и пафосными. Конечно, и их в редакции было достаточно, но большинство все же было из «понаехавших».
— А вы с этим мнением о москвичах согласны?
— В общем, да. Москвичи, не обижайтесь, я вас люблю! Скажу больше: как бы меня не осуждали москвичи, но сейчас, собеседуя к себе в команду пиарщиков, отдаю предпочтение ребятам из регионов. В Москве достаточно моих учеников-пиарщиков, которых я целенаправленно приглашала из Нижнего, Екатеринбурга, Астрахани.
Для того, что стать успешным, нужно четко понимать, чего ты хочешь от жизни, от работы. Нельзя отправляться в Москву с мыслью: мол, на месте разберусь, что буду делать. Проект с размытой идеей: «Может, я буду парикмахером или открою студию бальных танцев, а, возможно, пойду работать в сетевой магазин» заранее обречен на провал. Бравурный марш, звучащий в душе каждого вновь прибывшего на ЛенинградскийКазанскийКиевский вокзал Москвы, в таком случае быстро превратится в какофонию огромного равнодушного города, который тебя разжует и не подавится.
Здесь выживают те, кто четко понимает, что им нужно от Москвы и что они дадут этому городу. Даже среди моих друзей-журналистов и пиарщиков немало историй, когда люди приезжали в Москву и… уезжали отсюда. Цель любой ценой вырваться из Великого Новгорода — не цель для успешного «взятия Москвы».
— В какой части вы еще себя считаете новгородцем? Какая нить продолжает вас связывать с Новгородской областью и Великим Новгородом?
— В какой части? Я самый настоящий московский новгородец. Или новгородский москвич)). Знаете, даже если бы у меня не осталось в Новгороде друзей, я бы все равно раз в году приезжала сюда. Этот город — мое место силы. Кремль, София, Юрьев монастырь, Спас на Ильине... Когда мы приезжаем в Новгород, прошу мужа подвезти меня к своей школе, чтобы посидеть на ступенях, зайти в нее, найти кабинет бывшего 10-А. Обычно это бывает летом, когда в школе пусто. Понятно, что уже не встретишь никого из своих учителей, потому что моя любимая учительница по русскому языку и литературе Любовь Ивановна Харламова уже на пенсии, классная руководительница Татьяна Александровна Кудряшова, думаю, тоже. С Любовью Ивановной мы давно не встречались, но вспоминаю ее постоянно, с огромной благодарностью. В Новгороде живет моя очень близкая подруга Ирина Дмитриева. Она работает главным бухгалтером в частной компании. Мы с ней познакомились и подружились в Политехническом институте, когда я работала в «Политехнике», а Ирка была отличницей, комсомольским лидером, фанатом стройотряда «Норд». Я о ней заметки писала. Мы дружим и сейчас.
— Что изменилось в Великом Новгороде к лучшему за последние годы?
— Новгород всегда был, в хорошем смысле этого слова, пафосным, туристическим, ухоженным. Мы ездим в Новгород только на машине. М-11 прекрасная трасса, последние годы отдаем предпочтение ей. В Новгороде я останавливаюсь в гостиницах, хожу в рестораны, обязательно езжу по храмам, много хожу пешком. Мне здесь все интересно. Люблю сравнивать, вспоминать, как было два-три года назад, что стало сейчас. Ощущать, что твоя родина — суровый, великий, красивый город с потрясающей многовековой историей — дорогого стоит. Уверена, все новгородцы это чувствуют. Хочу, чтобы люди сюда приезжали, отдыхали, любовались, постоянно призываю своих коллег и друзей, которые много путешествуют, побывать в Новгороде — самостоятельно или организовать здесь какие-то совещания. Я раньше работала в банке ВТБ24, и мы довольно часто проводили выездные встречи в Новгороде. Именно потому что я советовала это делать. Ну, не всякий же раз ехать в Сочи или Санкт-Петербург. Великий Новгород — место, где обязательно должен побывать любой, кто интересуется историей, кто хочет просто посмотреть на красоту, постоять у иконостаса Софии, дотронуться до стены Георгиевского собора и ощутить его энергетику, вдохнуть влажный воздух Ильменя, одним словом — почувствовать величие Руси.
— А как вас, грубо говоря, занесло работать из журналистики в банк?
— Из «Комсомольской правды» я ушла в «Известия», более «взрослую и серьезную» газету. Редактором «Известий» в ту пору был Михаил Михайлович Кожокин. «Известиям» не хватало так называемых «комсомольско-правдинских живчиков». Вскоре стартовал проект ВТБ24, и Михаил Михайлович стал в этом банке зампредом, курирующим PR. Он и позвал меня к себе. Шел 2007 год. Я была журналистом, не имеющим никакого отношения к финансам, писала очерки, моталась в командировки, стремилась помогать людям, писала о проблемах общества… Но к 2007 году ребята типа меня, которые практиковали классическую журналистику, поняли: сегодня это не очень-то нужно.
Журналистика менялась на глазах. Крупные формы и добротные тексты летели в топку. Не особо ценился авторский стиль. Плохо или хорошо, но это так. Я и сама сегодня не одобряю громоздких текстов в газетах, жалею времени на них. Для представителей старой школы журналистики оставалось всё меньше места на полосах. Все больше требовалось желтого и скандального. Мне это не нравилось. А писать про то, как очередной муж бросил престарелую поп-диву мне вообще не хотелось.
Короче, я подумала-подумала, да и приняла приглашение Михаила Михайловича Кожокина возглавить пресс-службу ВТБ24. Меня собеседовал президент банка Михаил Задорнов и с тех пор, с сентября 2007 года, я его пресс-секретарь и возглавляю в банковских проектах Задорнова пиар и коммуникации.
— Какой маленький урок вы могли бы преподать по итогам работы в пиаре вашим начинающим коллегам?
— Первое. Самая распространенная ошибка пиарщиков — считать, что с PR и журналистика по разные стороны баррикад. Второе. В пиар лучше приходить из журналистики, чтобы понимать специфику работы СМИ. Хотя сегодня вузы растят пиарщиков «с чистого листа». Я периодически читаю лекции в Высшей школе экономики для будущих коммуникаторов и пиарщиков и не устаю повторять: журналисты и пиарщики делают общее дело, просто у них разные инструменты. Третье. Пиар — это очень творческая работа. Где б ты ни работал — в банке, в модном доме или в оборонке. И заниматься пиаром можно только «по любви».
— Исходя из опыта взаимоотношений с коллегами в финансовой сфере, что вы нового узнали?
— В финансовой сфере работает огромное количество специалистов с высшим образованием. Я бы сказала — абсолютное большинство. Банкинг — очень продвинутая отрасль. Это хорошо образованный, интеллектуальный, не поверхностный народ. И этому надо соответствовать. Пул финансовых журналистов — также очень серьезные ребята, часто — с отличным экономическим образованием.
То есть, с одной стороны, у нас есть пул журналистов, которые прекрасно понимают в макроэкономике и разбираются в банковской проблематике, а, с другой — коллеги из банковской системы, которые учились в лондонских школах, Кембридже, Вышке или МГУ. И вот, если совместить желание одних больше и правильнее писать о банковской системе и нежелание других об этом рассказывать… и делать из этого несовместимого хорошие внятные публикации — это и есть высший пилотаж))))
— Как же вам удается сводить одних с другими?
— Это называется «посадить на иглу пиара». Вызов для любого пиарщика — заставить занятых и неразговорчивых менеджеров хотеть рассказывать о своей компании. Сначала всё идет с трудом, но капля камень точит. Надо не уставать объяснять людям внутри компании, что мы работаем на общий результат. Что пиар — это не надоедливая бабочка, которая навязчиво вьется вокруг. Пиар, в том числе, влияет на продажи, создает имидж компании внутри страны и за рубежом, строит имидж главы компании, поддерживает в кризисных ситуациях.
Сегодня в передовых компаниях это прекрасно понимают.
А если вам захочется продолжить разговор о пиаре и его будущем — зовите в гости. Ведь, наверняка, новгородские студенты изучают курс по PR и коммуникациям))
«53 новости» благодарят за помощь в подготовке материала «Лигу новгородских москвичей».
Источник: 53 новости