Автор находки московской берестяной грамоты № 1 восхитился идеей новгородского памятника
Сегодня в церемонии открытия памятного знака на месте находки первой берестяной грамоты участвовали многие уважаемые ученые. В их числе был гость из столицы – ведущий научный сотрудник отдела археологии Московской Руси Института археологии РАН Сергей Чернов. Во время раскопок под его руководством была найдена первая московская берестяная грамота*.
Об этом важнейшем моменте он рассказал на открытии:
«Это случилось в 1988 году, когда на Красной площади в Москве начались работы, которые потом были сопровождены археологическими раскопками. Долгое время нам не верили ни городские власти, ни серьезная городская общественность, что это вообще нужное дело - копать в центре Москвы. Но 27 августа 1988 года была найдена первая берестяная грамота.
И тут совершилось какое-то чудо, которое невозможно описать ни законами, действовавшими на ту пору, ни чем-то другим. Люди вдруг поняли, что обязательно нужно в Москве проводить раскопки, если здесь обнаруживаются такие уникальные документы. И здесь, конечно, огромную роль сыграла деятельность Валентина Лаврентьевича Янина по сохранению наследия Новгорода. Мы почувствовали это просто как какую-то силу. Все руководство города собралось на Красной площади, остановило работы, и после этого был принят закон об обязательности раскопок в Москве.
Почему я это сейчас вспоминаю?
Дело в том, что очень важно не только найти что-то. В истории человечества очень важно понять, что мы нашли. Понять, как мы сможем с помощью этого лучше жить дальше. Изучение истории - это прямой диалог с будущим.
Что мне хотелось бы здесь подчеркнуть: когда были найдены берестяные грамоты в Новгороде, возникло две книги – всем хорошо известная «Я послал тебе бересту» Валентина Лаврентьевича Янина и книга Льва Владимировича Черепнина, тогда академика, который доказывал, что берестяные грамоты Новгорода – это не письма, это акты, архивы боярских родов. Сейчас как-то странно даже думать, почему академик так полагал, но когда мы нашли грамоту в Москве, мы нашли именно такие акты, которые Черепнин теоретически предполагал в своей книге. С чем это связано? Лев Владимирович не мог помыслить, находясь в гуще истории Московской Руси со всей ее культурой и письменностью, что люди могли писать друг другу. Как ученый, он не мог принять этот факт, хотя это была доказанная вещь. Почему это важно?
В Москве ведь начали писать совсем по другому – лист бересты стали класть вертикально, писать столбцом на манер письма на пергамене… То есть это две совершенно разные письменности.
Весь секрет состоит в том, что вот мы и сегодня также смотрим на Новгород, находясь в глубине своей московской, русской ментальности. Это очень важно осознать. Древний Новгород гораздо больше, чем мы думаем сейчас. Это ядро, стержень Древней Руси, который во многом был утрачен в силу известных исторических событий XIII-XV века.
Вот как академик Черепнин не мог помыслить древнерусскую письменность в ее уникальной способности соединять людей, также мы сегодня еще не до конца понимаем, чем мы обладаем в виде культуры средневекового Новгорода, в виде ее политической культуры, политической истории. И это очень важно изменить. И мне думается, что работы Новгородской экспедиции смогут изменить эту ситуацию, и мы наконец во всем объеме узнаем, чем мы обладаем. Это чрезвычайно важно сегодня для того, чтобы наша жизнь была лучше».
После церемонии открытия «53 новости» пообщались с московским археологом и попросили его рассказать о своих впечатлениях от праздника и памятника.
- Мне кажется, что это очень трогательное, камерное и душевное (скажем казенным словом) мероприятие. Это очень тонкое проявление любви к своему прошлому, причем овеществленное в таком удачном памятнике, - сказал Сергей Чернов. - И сама идея «будьте, как дети» – в этом мне, кажется, находится глубокий смысл. Помимо берестяных грамот как письменности, как культуры, это возвращение к прошлому. Тема «будьте, как дети» встраивается благодаря присутствию Онфима. Это очень важно для сегодняшнего дня, потому что мы погрязли во взрослости часто в худших ее проявлениях: неискренности, жажде наживы, вместо того, чтобы создавать красивую страну. А здесь соединена идея уважения к прошлому, искренности и прямоты.
- Сегодня на открытии памятника Пётр Григорьевич Гайдуков сказал: «Мы должны помнить о том, что у нас под ногами». Он говорил о том, что культурный слой Великого Новгорода – чудо света. Сколько ещё там скрыто бесценных сокровищ. Когда вы идете по древним новгородским улицам, думаете об этом?
- Я прошёл целый спектр чувств к Новгороду. Поначалу я также, как Черепнин, о котором я уже говорил, не до конца его понимал. Мне трудно было начать писать диссертацию у Валентина Лаврентьевича Янина (он был моим руководителем по новгородской теме), потому что я не чувствовал своих сил найти новые источники здесь, придумать новые методы исследования. Всё это я придумал для Московской Руси. А сейчас я как бы возвращаюсь к Новгороду. Глядя из темы Московской средневековой Руси, я нахожу совершенно удивительные аспекты. Я надеюсь, что в книжке, которую я скоро издам, это будет выражено.
- Если не секрет, что это за книга?
- Её условное название «Могутовский архив». Это печати XII века, найденные под Москвой, которые явились толчком для понимания многих сюжетов первой половины XII века, общих и для Новгородской Руси, и для Суздальской земли.
Иллюстрации: фото с сайта администрации Великого Новгорода
* Статью Сергея Чернова «Московская берестяная грамота №1 - первый Акт Московской Руси на бересте» в журнале «Российская археология» (1997. №2) можно прочитать в формате PDF по ссылке.
Источник: 53 новости