«Рок над Северной Пальмирой». Коля Васин: «Душа находится у нас в кишках и просит красивой музыки»
«53 новости» продолжают публиковать книгу известного новгородского музыканта Дмитрия Иванова (Бардымского) «Рок над Северной Пальмирой. Интервью, лирические отступления». Предыдущие главы вы можете по этой ссылке.
Коля Васин – один из известнейших пропагандистов творчества «Битлз» у нас, на Руси. Коля – максималист. Он молод душой, эмоционален и неординарен, как и сама музыка «Битлз», которая за эти годы буквально вошла в его плоть и кровь. В своём музее-квартире на Пушкинской 10, хранящем живую историю «Битлз» и битломании в нашей стране, сам он в одном лице и оформитель, и хранитель, и экскурсовод, и наглядный живой экспонат. Впрочем, сам себя Коля называет «битлофаном».
Несмотря на встречающиеся порой трудности и противоречия, его деятельность заслуживает всяческого уважения и поддержки. Помимо совершенного знания творчества «Битлз», Васин хорошо знаком с историей развития питерского рока. Эту музыку он начал слушать с середины 60-х годов, принимал активное участие в становлении отечественного рок-движения, затем немного отошёл от этого и сейчас занимается исключительно «Битлз», потому что убедился – альтернативы нет. Наверное, он прав, однако люди по всему миру до сих пор пытаются что-то сочинять, петь, играть, и иногда это получается очень интересно, в том числе и у нас, на Руси. Об этом, собственно, и разговор (сентябрь 2002-го года).
- Можно ли говорить о русском роке, как о явлении состоявшемся?
К.В.: Конечно. Оно имело начало, продолжение, взлёт и затухание в 90-е годы. Сейчас в стране нет ни одного хита, ни одного хорошего гитариста, ни одного интересного голоса, ни одной хорошей строчки, как мне кажется. В 80-е годы был взлёт. Появилось множество рок-клубов. Группы выступали на стадионах, они объехали весь мир. Они много сделали. Молодцы, ребята! После этого «совкового» рабства, после этого пресса, под которым они жили, который изматывал их, отбирал душу и всячески пугал, такой взлёт - это достойно, очень хорошо.
- Как вы полагаете, чем отличается наш рок от западного?
К.В.: Свободой духа. Там есть свобода, а у нас нет. «Битлз» наградили нас свободой духа. Они открыли мост между душами, между нами и Богом. Они объединили всё человечество. Почему? Потому что на Западе есть свобода совести, искусства, чего угодно. Наши ребята не смогли бы этого сделать на весь мир. Но, повторяю, то, что они сделали, в России, это достойно уважения.
- А если говорить об этом в плане музыкальном?
К.В.: У них музыка сильнее, круче. Она более искусная, она добрее. Она от Бога. Ведь петь, сочинять музыку – это от Бога. Это не приходит через учебный процесс. Этому не научишься. Это либо есть, либо этого нет. Поэтому они сделали главное дело на земле – дали нам шанс превратиться из рабов в свободных людей. Я думаю, это главная заслуга рока. Лично я до «Битлз» существовал, а теперь живу полноценной, полнокровной жизнью. Жизнь была серой, а они нас потрясли. Потрясли наших музыкантов. Они завели целое поколение наших музыкантов. Это колоссально!
- Если условно считать пиком отечественной рок-музыки период середина 70-х - конец 80-х годов, то как, по-вашему, это было действительно круто или круто по нашим отечественным меркам?
К.В.: Конечно, по нашим отечественным меркам. Потому что »железный занавес» продолжался до взлета нашего рока до конца 80-х годов. Мы не видели живьем ни одной сильной команды. Те группы, которые имели колоссальнейший успех по всему миру, до нас не доехали. Мы общались с «Битлз» только по фотографиям, по записям, а уже позже - по видео. Но ведь самое главное общение – это непосредственное общение. Наши группы нам это компенсировали. Они выступали живьем. Мы их видели. «ДДТ», «Зоопарк», «Машина времени». В конце 70-х мне очень нравилась «Машина времени». Они мне компенсировали отсутствие непосредственно живого контакта с музыкой, и я им благодарен за это. Я никогда не забуду, как мы прорывались на эти концерты через какие-то подвалы, лезли по трубам, чтобы попасть на концерт «Машины времени».
- Есть ли у нас в стране группа или песня, которую можно назвать классической по большому счету, не в плане историческом, а в плане художественном?
К.В.: Нет, наши музыканты не сочинили, на мой взгляд, ни одной красивой песни, нет ни одного хита, который поразил бы всю нацию, как это было в Англии, когда «Битлз» выдали «I want to hold your hand». Я слышал много наших групп, я их любил, но сейчас остыл. Сейчас я совсем не слушаю русский рок, мне это не интересно, эта музыка кажется мне слабой. Поэзия была сильная, а вот музыки не было. Но ведь музыка превыше всего, она и есть душа жизни. Мой лозунг: нет музыки – нет жизни, а у них нет музыки. И у меня на душе лежит тяжесть, мне кажется, что я живу в какой-то обделённой стране.
Похоже на то, что люди не могут раскрыться, написать такую музыку, которая бы потрясла меня, как меня потрясли «Битлз». Они потрясли меня не потому, что они англичане. «Битлз» потрясли меня своей музыкой.
- Но ведь у нас есть классические композиторы, о которых знает весь мир?
К.В.: Классическая музыка - это совсем другое. Классические мелодии – мелодии растянутые.
Джон Леннон сказал: «Рок-н-ролл минует голову. Он бьёт прямо в кишки». А где душа прячется? Она и прячется где-то в районе кишок. В самом центре нашего материального существа. Хорошая мелодия, красивая мелодия, святая мелодия, божественная мелодия способна заставить нас плакать, смяться, плясать...
Жизнь в музыке, в её эмоциях, в её открытиях, в её философии - это и есть настоящая жизнь. Слушая «Битлз», мы даже без перевода понимали, что это музыка любви, это голоса любви.
Зашёл ко мне недавно Юра Шевчук, принёс послушать новый альбом. Я слушаю: одна вещь рэпообразная, вторая, третья… Я говорю: «Юра, ты когда петь то начнёшь? Мне музыка нужна. Душа просит музыки. Ты возьми и просто спой, у тебя же хороший голос».
- Но у нас ведь были мелодисты. «Кочевники», например…
К.В.: Но всё-таки это эстрада была, попсяра. Это всё не глубоко было. Да «Кочевники», да «Машина времени» когда-то на что-то претендовала…
- Константин Никольский?…
К.В.: Не знаю такого… Вот Костя Кинчев одно время меня своей энергией обаял. Но, если разобраться, то мелодии-то и нет. А душа просит красивой музыки. В красоте истина. Ещё Достоевский об этом говорил. В любви суть. А если нет любви, то хоть на голове ходи, хоть два носа отрасти, всё равно не потрясёшь ты меня.
- В чём, по-вашему, заключается дух времени?
К.В.: Дух времени в любви, свободе, в общении людей.
«Битлз» дали нам направление жизни: «Поедем вместе»; «Всё, что нам нужно, это любовь»; «Мой дорогой Господь»; «Люси с алмазами в небесах», «День в жизни»…Уже в самих названиях этих песен заложена потрясающая философия общения, любви, правды, чистоты, какой-то детскости.
Чем поразил нас Джон? Не только своей храбростью, музыкой, голосом своим божественным, но ещё и детской непосредственностью. Лёг с женой в постель и сказал: «Love in Peace, Brothers». Когда я узнал, что Джон Леннон за мир лёг в постель, то был просто восхищён. Вот как надо жить! Такой непосредственности, такой открытости у нас в стране ещё долго не будет.
- Как вы считаете, кого из отечественных исполнителей можно назвать продолжателями Битлз?
К.В.: Не знаю, может быть, «Машина времени». Я, правда, уже давно их не слушал, но был период, 1977-79-е годы, когда я просто восхищался ими на всех уровнях. Они и музыканты хорошие, и поэты, и голоса у них хорошие, и ребята они хорошие. Они очень добрые и милые в общении люди. Это была первая московская группа, которую я услышал. Как только они начали выступать, я сказал: «Это просто супер!».
- А что вам известно об исполнителях 60-х годов? Я слышал, в те годы была популярна группа «Авангард-66» с солистом Славой Мастеевым.
К.В.: Мастеев начал в 65-м, а в 66-м году они уже стали маленькой подпольной сенсацией. На них стала ломиться публика, но они всегда играли в маленьких кафешках. На их выступлениях могли побывать человек 100-200, не больше. Всё это проходило по-тихому. Ни одной заметки о них не было. Ни радио, ни телевидение о них не рассказывали. Телевидение было вообще главным оплотом консерватизма. Самым тупым носителем информации у нас в стране было телевидение. Пресса хоть иногда немного поднимала палец и махала им, а у этих даже шороха не было. Поэтому мы только по телефону отзванивались: «Лесные братья» играют там-то и там-то», и мы туда ехали толпой.
- Я помню, в 1967-м году в программе «Горизонт» был сюжет о группе «Садко».
К.В.: «Садко» не были сенсацией. Это были студенты, такие правильные ребята. Они играли в основном инструментальные рокообразные композиции. От них, то ли симфонизмом попахивало, то ли рок-н-роллом, не знаю. Я их всего один раз и слышал. А вот «Лесные братья» меня завели. Я их любил. Они много играли «Битлз», Рея Чарльза, классические рок-н-роллы, пели на голоса. В то время это, безусловно, была отдушина - послушать хорошую музыку в хорошем живом исполнении.
- А если бы они собрались сейчас?
К.В.: Вряд ли они соберутся. Один из них уехал жить в Финляндию, другой – в Канаду. Да лучше б они сейчас и не собирались. В то время они сделали дело, а теперь, не знаю, пусть там машины водят, картинки рисуют…
Таким было интервью с Колей Васиным в 2002 году. К сожалению, всё то, что написано о Коле в настоящем времени, стало в прошедшем, поскольку 29 августа 2018 года он ушёл из жизни. Автор не дружил с Колей, но был с ним знаком. Коля неоднократно приезжал в Великий Новгород на мероприятия, посвящённые музыке «Битлз». Автор особо благодарен Коле Васину за то, что он достал ему и сыну пригласительный билет на открытие Меньшиковского благотворительного фонда с участием Пола Маккартни, которое состоялось 25 мая 2003 года на Университетской набережной, 13.
Фото 1: Википедия
Источник: 53 новости