Андрей Никитин обозначил основные проблемы финансирования нацпроектов

7 октября 2019 год, 20:08
Андрей Никитин обозначил основные проблемы финансирования нацпроектов

Одной из центральных новостей на минувшей неделе стало выступление губернатора Новгородской области Андрея Никитина в Совете Федерации. Он обозначил проблемные точки при реализации нацпроектов в регионах. Губернатор прав, считают эксперты «53 новости» – нацпроекты сильно увеличивают расходы субъектов, а брать деньги регионам с низкими доходами, как правило, негде.

Депутат Государственной Думы Юрий Бобрышев:

— Проблемы, озвученные губернатором на парламентских слушаниях в Совете Федерации, знакомы мне не понаслышке. Я полностью с ним согласен. 11 лет я был мэром Великого Новгорода и знаю, что мэры административных центров регионов очень остро чувствуют проблемы взаимоотношения бюджетов федерального и регионального. А именно, это нехватка федерального финансирования и неравномерность этого финансирования между субъектами. Также важно отметить, что часто причиной срыва сроков строительства объектов за счёт федеральных средств является несвоевременное поступление этих средств на баланс региона.

Губернатор подчеркнул проблемы не только нашего региона. Например, общая для всех проблема с переданными полномочиями в субъекты без достаточного финансирования, а также принятия на федеральном уровне решений, которые ведут к росту расходов субъектов и муниципалитетов без соответствующей компенсации.

25 сентября я принял участие в собрании фракции «Единая Россия» в Государственной Думе на тему «Вопросы межбюджетных отношений и параметры бюджета 2020-22 годов» с участием первого заместителя председателя правительства РФ – министра финансов Антона Силуанова. Там выступил председатель Государственной Думы Вячеслав Володин. Он сообщил: по данным министерства финансов, у регионов очень большой разрыв в бюджетной обеспеченности – до семи раз! За счет той работы по сбалансированности, которую проводит министерство финансов, этот разрыв сокращается до трех раз, но это средние показатели. По словам Вячеслава Володина, нужно сделать так, чтобы те, кто получает меньше, не находились в таком неравном положении.

Заместитель председателя правительства Новгородской области Евгений Богданов:

— Проблема для нас очень серьезная. Это неправильно, когда возникает несогласованность действий федеральных органов исполнительной власти, и они принимают такие нормативные акты, которые увеличивают нагрузку на бюджеты регионов. Нужно либо дополнительно финансировать это из федерального бюджета, либо такие акты не принимать. Потому что нагрузка на бюджет возрастает на десятки, а иногда на сотни миллионов рублей. Для бюджета Новгородской области это очень существенно. Когда у нас возникает необходимость финансирования в связи с принятием таких актов, мы можем меньше финансировать какие-то наши насущные проблемы – те же самые ремонты школ, детских садов, больниц. Конечно, это неправильно, и приводит к очень большим сложностям. 

Председатель комитета по бюджету, финансам и экономике Новгородской областной Думы Анатолий Федотов:

— Недофинансирование национальных проектов — это тенденция общая. Судя по всему, проблема заключается в том, что их больше, чем может себе позволить федеральный бюджет, или они не до конца просчитаны. Как бы то ни было, в подобных случаях мы стараемся действовать оперативно — областная Дума быстро принимает решения по совместному финансированию нуждающихся в этом проектов. Правда, при этом мы чётко понимаем, что средств на всё может не хватить.

Отмечу — из федерального центра проблема видится совсем по-другому. Возможно, этот нюанс негативно повлиял на ситуацию. Очень хотелось бы избежать ситуации, когда федеральный центр выполнил большую часть своих полномочий, региональный центр сделал всё, что от него зависело, а программа осталась нереализованной из-за какой-то мелочи.

Представитель Агентства политических и экономических коммуникаций в Новгородской области Алексей Громский:

— Андрей Сергеевич Никитин этим выступлением подтвердил свою позицию одного из лидеров губернаторского корпуса и одного из ярких представителей региональных элит, потому что в своем комментарии он взял на себя (и достаточно справедливо) миссию проводника интересов этих элит и информации о реальном положении дел в регионах. В частности, в регионах с социально-экономическим положением, сходным с Новгородской областью, которых много, если не большинство.

Действительно, мы можем видеть по примерам из предыдущего витка истории национального проектирования в России, что порой регионам для того, чтобы отчитаться по показателям реализации нацпроектов, приходилось брать коммерческие кредиты, идти на сделки с крупными корпорациями, которые не всегда хорошо заканчиваются.

Здесь же Андрей Сергеевич прямо и честно рассказал о проблемах реализации этих проектов. В частности, о том, что фактическое финансирование и финансирование, заложенное в проектах, – это две разные цифры.

На мой взгляд, Никитин, как человек президента, очень четко понимает саму логику такой институции, как нацпроект. По итогам реализации нацпроекта должна качественно улучшиться жизнь людей. Люди должны получить новые социальные объекты, те же дороги, должно качественно улучшиться медицинское обслуживание. Логика в том, что у регионов со сходным социально-экономическим с Новгородской областью положением и внутренние ресурсы, и какие-то собственные доходы должны быть направлены на поддержание статус-кво, чтобы жизнь не ухудшилась. А за счет средств, направленных на нацпроекты, должен произойти рывок в улучшении качества жизни.

Депутат областной Думы Александр Федоровский:

— Я глубоко убеждён в том, что регионы с низкой доходностью, подобные нашему, должны финансироваться совершенно по иным федеральным правилам, нежели более благополучные. На деле ситуация получается парадоксальная — чтобы реализовать нацпроект, мы должны сами изыскать огромные дополнительные средства, непосильные для областной казны. В то же время Ленинградская, Вологодская и другие области финансируются в разы лучше. А потому считаю, что федерация должна срочно пересмотреть правила финансирования, в противном случае проекты реализовать не удастся, поскольку таких денег у нас просто нет. Да и откуда их взять, если практически любая отрасль, например, медицина, образование и сельское хозяйство испытывают огромные трудности...

Источник: 53 новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
010203
04050607080910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь