Советы по вождению от пилота «Дакара» Антона Мельникова - часть I
17-20 октября в Ульяновской области пройдет международный трёхдневный ралли-рейд «Симбирский тракт». Баха — соревнования, проходящие по бездорожью и дорогам общего пользования — закроют сезон в чемпионате России. В состязаниях примет участие гонщик ралли «Дакар» Антон Мельников, который будет за рулем автомобиля с символикой Новгородской области и нашего издания «53 новости».
Напарник пилота — штурман Антон Николаев.
Мы поговорили с Антоном Мельниковым о подготовке к ралли-рейду и получили накануне зимнего автосезона, помимо всего прочего, советы по вождению от человека, видевшего на дорогах всё.
Нештатные ситуации
— У вас на борту машины указана группа крови пилота и штурмана. Часто ли бывают травмы, аварии и различные нештатные ситуации?
‒ Нештатные ситуации можно разложить на две составляющие: первые, которые происходят по вине пилота, и вторые, которые от пилота не зависят. Это спорт высоких достижений, и пилот на трассе обязательно борется. Сложно найти ту грань, когда понимаешь, что нужно медленнее ехать, но ты не приедешь в призы, а если ехать быстрее, то ты просто «улетишь». Также многое зависит от штурмана, от техники. Мы ведь заранее не знаем, куда мы едем. Например, сейчас проходит этап Кубка Мира в Марокко, и дорожную книгу там выдают только за пять минут до старта.
Чем так важен штурман
— Почему так мало времени дают на знакомство с дорожной картой?
— С ней вообще нельзя знакомиться, в принципе.
Не секрет, что есть высококлассные штурманы, а есть те, которые попроще. Например, мне повезло: у меня штурман Антон Николаев. Это профессионал мирового уровня. Поэтому «легенды» и стали давать за пять минут до выезда, а обычно ранее давали вечером перед утренним стартом. Это делается для того, чтобы все экипажи были в более или менее равных условиях.
Что спасает жизнь
— А вы сами были в нештатных ситуациях? Требовалось ли вам когда-нибудь переливание крови?
— Как говорится, после 20-го переворота я уже перестал считать их. Но я достаточно осознанно стараюсь соотносить скорость с покрытием дороги и возможностями машины. К тому же у нас очень серьезные требования безопасности. Внутри машины есть каркас безопасности, автоматическая система пожаротушения, а также специальные спортивные сидения, специальные крепления. Например, даже если машина 6-7 ударов сделала, но ты спокойно сидишь, просто руки к себе прижал, чтобы их не отдавило.
У нас защита шеи, головы, все наше нижнее белье, комбинезон, носки, спортивные ботинки — всё несгораемое. Комбинезон выдерживает где-то три минуты действия прямого пламени, а нижнее белье — около 40 секунд.
Аптечка профессионала
— Когда мы говорим про автомобили и травмы, то сразу представляем автомобильную аптечку. Какая она была на ралли «Дакар», в котором вы участвовали?
— Там, в первую очередь, находятся кровоостанавливающие средства, жгуты, потому как, в основном, участники получают механические травмы. Также в ней есть обезболивающие препараты. Мне, слава Богу, не пришлось аптечкой пользоваться. У нас есть специальные приборы, чтобы мы при необходимости могли вызвать медицинский вертолет. Например, на «Дакаре» они автоматические, и если что-то случается, то сигнал сразу же идет через спутник и высылается вертолет. Когда на «Дакаре» была нелетная погода, например, туман, то все ждали, пока он рассосется, чтобы в случае чего вертолеты могли эвакуировать после аварии членов экипажа.
Делай, что штурман говорит
— Насколько безопасной вы считаете симбирскую трассу?
— Я там не первый раз еду. Но, что еще очень важно, авария не всегда случается по вине гонщика. В том месте, где проводится гонка, населению объявляется, что туда нельзя будет выходить.
Однако со мной был такой случай. После поворота передо мной на «копейке» неожиданно появился грибник. Пришлось совершать маневр, но, к сожалению, скорость тогда была слишком большая, и я перевернулся. Машину на месте отремонтировали, все быстро прикрутили, и я доехал до нужного места. Другой вопрос, что результат из-за этой ситуации был не очень хорошим. И еще: всегда нужно слушаться штурмана, и если он советует сбросить скорость перед поворотом, то это не должно обсуждаться.
Тонкая грань
— Часто ли на «Симбирском тракте» переворачиваются машины?
— Машины переворачиваются практически всегда. Другой вопрос, что, слава Богу, это еще пока не приводило к каким-то серьезным травмам. Но всегда идет борьба, и сейчас, когда мы поедем, будут дожди, и сама трасса будет скользкой. Речь опять же про ту самую тонкую грань, когда либо нужно ехать быстро и бороться за победу, либо же быть осторожней, надеясь, что все твои конкуренты «убьются», и ты приедешь первым. Такое тоже бывает.
Источник: 53 новости