Новгородский археолог рассказал о сопках на мстинском берегу и обряде трупосожжения
Время от времени новгородские археологи проводят мониторинг находящихся на территории региона памятников исторического наследия — курганов, сопок, жальников и так далее. В ходе такого рода экспедиций учёные фотографируют их, оценивают состояние. Не так давно они посетили две расположенные неподалёку от Боровичей сопки. Вот, что рассказал об этом заведующий отделом центра археологических исследований НовГУ имени Ярослава Мудрого Павел Колосницын:
— Сопки располагаются близ деревни Волгино, на берегу Мсты. Одна насыпь, возвышающаяся посреди поля, видна издалека — её высота составляет пять метров. Вторую найти труднее, поскольку она поменьше, находится почти на самом берегу реки и сильнее заросла деревьями.
Вообще сопками принято называть крупные погребальные насыпи — наиболее «выдающиеся» превышают 10 метров в высоту. Нетрудно догадаться, что их название происходит от слова «сыпать». Вероятнее всего, жившие на новгородских землях в IX — X веках славяне хоронили в сопках вождей, старейшин или наиболее достойных членов общины. А поскольку эти люди были язычниками, то и погребения, как правило, совершали в соответствии с обрядом трупосожжения. Почившего сжигали вместе с вещами, которые должны были пригодиться ему в загробной жизни. Делали это славяне, что называется, на совесть, от души, поэтому сегодня затруднительно доподлинно установить, что именно и в каком количестве безутешные родичи и друзья отправляли в мир иной вместе с дорогим их сердцу человеком.
Располагались такие насыпи на окраинах поселений. Скорее всего, они представляли из себя не только место погребения, но и несли некую сакральную нагрузку, служа для членов общины своего рода святилищами.
Возвращаясь к упомянутым выше двум сопкам, отметим — их месторасположение было выбрано неспроста. Дело в том, что река Мста в Средневековье служила оживлённым торговым путём, по которому шёл поток судов — в халифаты за арабским золотом, позднее — в Византию и Западную Европу. Неудивительно, что её берега были довольно густо заселены. В какой-то период сопки получили такое широкое распространение, что стояли у каждого более-менее значимого поселения. В отдельных случаях они даже образовывали группы численностью до нескольких десятков насыпей.
Как известно, со временем древний обычай вытеснили христианские похоронные обряды. При этом слово «сопка» получило вторую жизнь — осваивая северные территории и Сибирь, новгородцы стали называть знакомым словом небольшие округлые горы, придав ему новое значение, впоследствии закрепившееся в русском языке. А старое ныне помнят лишь немногие коренные жители и, конечно же, археологи.
Напомним, ранее на страницах нашего издания Павел Колосницын рассказывал о том, как при проведении различного рода работ сберечь археологические памятники.
Источник: 53 новости