Страсти по зоопарку. Размышления о премьере в театре «Малый»
Трудно поверить, что пьеса Олби более полувека будоражит театральные умы – история «Что случилось в зоопарке» вполне может быть перенесена из Центрального парка Нью-Йорка на московские Патриаршие пруды, и тогда столкновение с незнакомцем получит дополнительную мистическую рифму «булгаковщины».
Как советовал один классик остерегаться разговаривать с незнакомцами, так другой классик выводит в формулу – увидеть себя в отражении другого. В Новгородском театре «Малый» премьерный показ спектакля «Что случилось в зоопарке» – это разговор на двоих и блестящее актерское противостояние Андрея Данилова и Олега Зверева. За этим можно наблюдать как за словесной дуэлью и напряженной битвой умов, хотя визуально для зрителя все умещается внутри небольшого уголка парка.
Камерную историю Эдварда Олби режиссер Надежда Алексеева раскручивает по законам психологического детектива. Напряженная звуковая атмосфера струнных и шумов большого города наполняет зал. Случайная встреча двух горожан скорее инцидент, чем битва умов, но история оказывается ближе к сегодняшним зрителям, чем полвека назад, когда её сочинил драматург.
Острый и гротескный, с долей необходимой безуминки, Джерри в исполнении Андрея Данилова – это Джокер нашего времени, который изысканно и остроумно, долго и изобретательно издевается над обществом в лицо благообразного буржуа. Он готов рассказать свою жизнь с одним условием – всегда отсылая к неведомому анекдоту про зоопарк и обещая рассказать, чем дело кончится именно в зоопарке. Но за время почти часовой исповеди зрители вместе с Питером скорее узнают больше о том, какие хищники и травоядные обитают в социуме.
Джерри живет среди падших женщин и настоящих отбросов, он борется с ненавидящей его собакой и не оброс никакими привязанностями к человечеству. Последняя ниточка и шанс – случайный прохожий в парке. И вот если и с ним не получится диалога, значит, мы и все человечество обречены на вражду и одиночество. Питер в исполнении Олега Зверева – обаятельный и вежливый прохожий, представитель среднего класса и среднего представления о том, что делать в момент встречи с маньяком. Ну, или собеседником, который готов разрушить представление о дивном спокойном мире, где есть если не «львы, орлы и куропатки», то точно домашние питомцы и попугайчики.
И то, что так любит Питер – семья, книги, престижная работа – оборачивается зеркальным неудовлетворением расколотого мира Джерри, где есть только мрак, ужас и поиски слушателя, который единственный способен хотя бы не оценить, но выслушать исповедь. Вроде бы и Питеру есть за что бороться – хотя бы за скамейку, на которой он имеет привычку читать книги, за семью (прохожий подозрительно долго выпытывает адрес и сумму ежемесячного заработка), но видимо у Питера, слабосильного и шокированного, просто нет той разрушительной энергии, которую генерирует его противник. Питер не добро, и не противостоит злу, он то милое равнодушие, которое закрывает глаза на любое происшествие в окружающем мире больших городских джунглей.
Этот потрясающий камерный актерский дуэт в какой-то момент меняется и озвучивает разные партии – и вот уже Джерри в исполнении Андрея Данилова получает возможность примерить шкуру интеллигентного буржуа, а в Олеге Звереве и его Джерри пробуждается настоящая история «доктора Джекила и мистера Хайда». И там, где зал смеется, еще надеясь на комический исход этой истории, вдруг гораздо более хищнически и опаснее звучит обаятельный и развязный Джерри. Надо ли признаваться, что история про зоопарк просто заманивала нас в клетку? Чтобы там, прижав к прутьям, спросить, зачем мы придумали слово «любовь», если не способны испытывать ее к ближнему. Любому ближнему. Опасному. Странному. Вопрошающему.
Фото: Марина Воробьева
Источник: 53 новости