Проект «Да судимы будете» обсудили в Германском историческом институте в Москве
В Германском историческом институте в Москве состоялась дискуссия «Как помнить о военных преступлениях: очевидцы, мемориалы и реконструкция».
В дискуссии приняли участие новгородец, наш постоянный автор Дмитрий Асташкин (Санкт-Петербургский институт истории РАН) и руководитель Мемориала «Лагерь Зандбостель» Андреас Эресманн.
Андреас Эресманн представил свою концепцию использования исторических построек лагерного комплекса Зандбостель. Ведь дискуссия вокруг мест памяти, связанных с нацистским террором, и их использования постоянно предлагает новые акценты. В последние годы рефлексии подверглась нарастающая историческая дистанция, отделяющая нас от этих событий. Параллельно происходит трансформация исторических мемориалов в музеи современного типа. Разнообразные варианты донесения исторической информации до посетителей музеев и мемориальных комплексов представляют собой своего рода вызов: не следует ли реконструировать сохранившиеся бараки для большей наглядности, но не станут ли они тем самым искусственными, внеисторическими объектами?
Дмитрий Асташкин вступил в дискуссию с позицией Андреаса Эресманна по использованию исторических реликвий и памятников. Он рассказал об эффективном опыте использования исторического здания в сценической реконструкции «Да судимы будете».
«Площадка нашего проекта – это здание Митрополичьих покоев (XVII в.) в Новгородском кремле, после революции оно стало городским театром. Во время оккупации нацисты устроили здесь конюшню, после войны и ремонта зал опять стал городским театром. Сейчас это Новгородская областная филармония. Несмотря на некоторые перестройки за эти годы (были убраны ложи и оркестровая яма), осталось главное – сцена, где располагались суд и адвокаты. Удалось реконструировать и место для подсудимых. Декорации восстановлены благодаря архивным фотографиям, уцелевшим в фондах Новгородского музея-заповедника.
Символично, что напротив этого здания находятся национальные символы, разрушение которых стало важным пунктом обвинения. Это памятник «Тысячелетие России» и Софийский собор. Об их разрушениях на суде свидетельствовал ленинградский архитектор С. Давыдов и протоиерей Н. Ломакин. Военная судьба памятника «Тысячелетие России» (разломан на части для разграбления, но спасен освободителями) стала для советской прессы метафорой военной судьбы страны. Кроме того, накануне суда в Новгороде показывали кинохронику 1944 года о разрушениях города (в нем 60 древних храмов). Этот архитектурный контекст был важен, поскольку послевоенное население Новгорода состояло не только из реэвакуированных жителей. И новое знание подчеркивало культурное и историческое значение храмов в противовес довоенной атеистической пропаганде.
Мы специально поместили в начало спектакля видеоинтервью очевидцев (Лидия Алексеевна Абросимова и Владимир Владимирович Мощенков) о здании суда, ведь современные новгородцы уже забыли его многослойность. Это здание воспринимается многими не как место памяти, а сугубо как филармония. На самом здании нет никаких указаний о его судьбе во время нацистской оккупации или же о суде 1947 года. Сам Новгородский процесс 1947 года долгое время был вне локальной культуры памяти о войне. Возможно, проект «Да судимы будете» это изменил».
Иллюстрации 1, 3 – фрагменты афиши мероприятия
Источник: 53 новости