Авиашоу, которого могло и не быть (фото)
22-го сентября при массовом скоплении народа в акватории реки Волхов прошло авиашоу. Зрителей покоряли «неземным» мастерством пилотажные группы «Первый полёт» на винтовых самолётах Як-52 и «Русь» на реактивных Л-39. Пытаться описать это фантастическое зрелище словами – дело неблагодарное. Это нужно было видеть. А ведь за пару часов до праздника существовала пусть минимальная, но всё же реальная возможность срыва части шоу…
***
Половина одиннадцатого утра. Полузаброшенный аэродром «Кречевицы». Возле КПП – аншлаг. Новгородские журналисты стремятся попасть на территорию военного объекта, чтобы увидеть прилёт знаменитой авиагруппы «Русь», выступление которой запланировано на половину второго.
Выясняется, однако, что номеров машин новгородских СМИ в заявке, присланной в часть, нет. То есть сам список есть: машин этак на 7-8. Беда в том, что из них только у одной новгородские номера. И даже этот единственный счастливый билет выигрышным ни для кого из нас не оказался. Едем к командиру части. Он с пониманием относится к нашей проблеме: «Проедите, посмотрите, поснимаете,… когда самолёты прилетят. Группа ещё в Вязьме». Оказывается, «Русь» не получила разрешение на приземление в Кречевицах. Не получила потому, что и заявка из Вязьмы на новгородчину ещё не пришла.
Позднее, комментируя ситуацию, лётчик группы Юрий Лукинчук так объяснит причины произошедшего:
– Это бюрократические препоны. Были трудности с министерством обороны. К счастью, всё благополучно разрешилось…
Но до этого благополучного разрешения оставалось без малого два часа... Невольно закрадывается мысль: а вдруг бюрократические препоны преодолеть бы не удалось? Неужели новгородцы могли остаться без самой зрелищной части праздника? Вероятность, конечно, была ничтожно мала.
Операторы нервничали: «через час – парад кораблей», фотографы грешили на традиционное русское раздолбайство. Солнышко начинало припекать…
***
На территорию части нас запустили в двенадцатом часу. У взлётно-посадочной полосы уже стоял микроавтобус с техниками авиагруппы. А сами лётчики по-прежнему находились в Вязьме.
– Ничего, на реактивных самолётах они быстро до нас долетят, – успокаивал собравшихся «акул пера» начальник охраны аэродрома.
«Русь» выступает на учебно-боевых самолётах чехословацкой сборки Л-39 «Альботрос». В 1987-м году вяземскому учебно-авиционному центру для только что созданной группы высшего пилотажа были переданы 10 бортов. «Русь» была сформирована специально для участия в воздушном параде в Тушино, посвящённом 70-летию Октябрьской революции. Прошло более 25 лет со дня дебютного выступления «Руси». Состав группы сильно обновился:
– Пилотов мало. Кто-то ушёл, – рассказывает пресс-секретарь группы Елизавета Ковганова. – Группа готовит смену.
В настоящее время в школе высшего пилотажа проходят обучение 15 человек, в том числе две девушки.
Между тем небо начало заволакивать облаками. Люди, имеющие отношение к воздушным войскам, обсуждали: с какой стороны лётчики будут заходить на посадку. Другие утоляли проснувшийся аппетит наскоро собранным завтраком.
Вдали вращался радар:
– Это военная техника. Камеры в ту сторону не наводите: будут щелчки, помехи, – давал совет операторам и фотографам начальник охраны. – Мы снимали в своё время с вертолёта.
Однако, как ни старались мастера объектива, добиться вожделенных щелчков от своей техники им так и не удалось.
***
Чёрный клин из пяти самолётов появился на горизонте уже в первом часу. Лётчики несколько раз облетели местность прежде, чем стали заходить на посадку.
– Здесь очень красиво. Купола горят, – описал чуть позднее впечатления от увиденного ведущий группы Анатолий Марунько.
Самолёты, тем временем выстроились в ряд. Началась заправка. Из кабин стильных чёрно-жёлтых воздушных судов выбирались лётчики в коричневых кожаных куртках:
– Это – атрибутика пилотажной группы, – объясняет единообразие в одежде один из пилотов Михаил Колле. – Недавно мы и машины перекрасили. Раньше они все выглядели как борт солирующего (бело-голубо-чёрный – прим. А.К.). Теперь вот чёрно-жёлтые. Мы стали солиднее. Роспись под хохлому, которую мы «вязьмой» называем, тоже свидетельствует о том, что мы исконно русская группа.
– Почему же тогда летаете на самолётах чешской сборки?
На этот вопрос отвечает уже ведущий группы:
– Самолёты пришли к нам во времена Варшавского договора, а тогда мы все были едины. Для нас они как отечественные. До сих пор существует идея о замене этих самолётов на современные российские. Но пока, увы, до нас они не дошли.
***
«Русь» уже второй раз в Великом Новгороде. Лётчики приветствовали новгородцев, окрасив небо над городом в цвета российского триколора. И снова жители и гости Великого Новгорода увидели красочный воздушный спектакль: чудеса одиночного и парного пилотажа, бочки, мёртвые петли… Повторюсь – словами это описать невозможно.
Увиденное в небе вселило гордость за российскую армию, увиденное в Кречевицах – тревогу за её завтрашний день. Да и весь праздник в целом заставил гордиться российской историей и беспокоиться о будущем нашей великой Родины.
Фото – Алексей Александров.
Источник: Ваши Новости