Архив раскрывает тайны. «Бои за овладение городом носили тяжелый характер»
В хранилищах государственных архивов Новгородской области — сотни тысяч документов. Прикосновение к каждому вызывает трепет сопричастности подлинной человеческой жизни, закончившейся десятилетия, а может быть и столетия назад, но готовой говорить с нами, живущими сегодня. «53 новости» и государственные архивы Новгородской области в год празднования 100-летия архивной службы Новгородской области публикуют цикл очерков, который может стать бесконечным. Бесконечным, как судьбы людей, стоящие за длинными номерами и шифрами «единиц хранения». Возможно, генетический код нашей земли зашифрован в них…
Начало нового 1944 года расположенные около Новгорода соединения и части 59-й армии встретили в боевой обстановке. Готовилось масштабное наступление. Стрелковые подразделения по очереди выводились в тыл и на учениях разрабатывали тактику наступления в лесисто-болотистой местности, с командирами подразделений проводились занятия. К прорыву глубокоэшелонированной обороны врага на подступах к городу готовились девять стрелковых, три авиационные, одна артиллерийская дивизии, а также стрелковые и танковые бригады, другие части и соединения Волховского фронта.
В числе стрелковых дивизий, которым отводилась роль ударной силы фронта, была 191-я Краснознаменная стрелковая дивизия генерал-майора И. Н. Бураковского. С приданными, кроме штатных огневых средств, средствами усиления (два минометных полка и один артиллерийский полк) ей предстояло наступать в непосредственной близости к Новгороду и форсировать Волхов напротив деревни Котовицы.
Ожидая приказа о начале наступательной операции, дивизия продолжала тревожить немцев, засевших в обороне. Так, в новогоднюю ночь ровно в 12 часов орудия 1081-го артиллерийского полка обрушили на головы гитлеровцев «новогодние подарки».
К 10 января подготовительная работа была полностью завершена. Личный состав дивизии отдыхал, мылся в бане, приводил в порядок оружие и снаряжение, пополнял боеприпасы. «С утра 14 января небо было облачным, шел снег, – писал после войны ветеран дивизии майор в отставке А. Ушаков. – Я находился на старом НП (наблюдательном пункте – В. К.) дивизиона, в районе Слутки. В 9 часов в небо взвилась серия ракет. Это был сигнал для начала артподготовки. Мне было хорошо видно, как по первой и второй траншеям врага ударили наши батареи. В небо взметнулись столбы земли и снега, летели бревна разрушенных блиндажей и дзотов» (из очерка «Новогодний салют», газета «Новгородская правда», 30 декабря 1983 года). На участке Муравьи – Котовицы оборонялись неприятельские подразделения 83-го егерского полка 28-й легкопехотной дивизии и 561-го штрафного батальона гитлеровцев.
Еще шла артподготовка (она продолжалась более часа), а к противоположному берегу уже устремились саперы, чтобы сделать проходы в проволочных заграждениях и минных полях, укрытых снегом. Слаженная и оперативная работа по подготовке форсирования и разминированию – полыньи и проходы отмечали вешками – помогла нашей пехоте быстро овладеть первой траншеей и продолжить наступление, заняв плацдарм южнее деревни Котовицы. «Не так страшны были свистящие пули, – писал командир батареи лейтенант М. Г. Огрызков, – как разбитый снарядами и минами лед на реке Волхов, покрытый снегом. При малейшей оплошности можно было попасть в полынью» (из книги Г. Г. Полякова и И. Ф. Козырева «С боями от Ленинграда до Шверина»). Артиллерия тоже спешила на другой берег, чтобы стрельбой в упор по неразрушенным немецким укреплениям содействовать пехоте.
15 января командир 546-го полка подполковник С. А. Кобзарь подписал наградной лист на командира 2-й стрелковой роты капитана Николая Семёновича Хомякова, представленного к ордену Красного Знамени. Раненый в самом начале боя 14 января, Н. С. Хомяков продолжал вести роту и одним из первых ворвался в траншеи врага. К исходу дня он был ранен второй раз, но продолжал управлять боем по овладению опорным пунктом противника.
Краткая хроника тех дней отмечает боевой путь дивизии. «14.I.44 г. Дивизия перешла в наступление. Противник оказывает упорное огневое сопротивление в районе Котовиц. В 10.00 части дивизии форсировали Волхов. В 13.00 силой до двух взводов противник предпринял три контратаки в направлении Германово. Бьет его артиллерия из рощи «Фигурная» и Чечулино. Атаки отбиты. 15.I.44 г. Части дивизии заняли восточную окраину Котовиц и вышли на рубеж шоссейной дороги Котовицы – Маловодское. 16.I.44 г. Отходя, противник мелкими группами оказывал огневое сопротивление восточнее рощи «Фигурная». Наступление развивается в западном и юго-западном направлениях. Вражеские артиллерия и минометы бьют из Кречевиц и Витки. Освобождены Котовицы и Чечулино. 17-18.I.44 г. Части дивизии наступали в общем направлении на Новгород вдоль шоссе, стремясь перерезать железную дорогу Новгород – Чудово…» (из статьи В. Иванова «Волхов свидетель…», газета «Новгородская правда», 19 января 1966 года).
Выход на шоссе и железную дорогу Новгород – Чудово прикрывала высота 35,0. «Скаты ее были покрыты сетью глубоких извилистых траншей, минными полями и несколькими рядами проволочных заграждений. Здесь были десятки дзотов с большим количеством пулеметов, простреливающих окружающую местность» (из книги «С боями от Ленинграда до Шверина»). Силами 552-го (командир – полковник Н. Ф. Петриков) и 559-го (командир – подполковник И. Н. Чапайкин) стрелковых полков после многочасового боя 15 января удалось взять высоту и опорный пункт Уголки. Взятию высоты содействовал маневр 1-го стрелкового батальона 552-го полка, который в ночь с 14 на 15 января получил задачу проникнуть в тыл противника, оседлать дорогу, идущую из Котовиц на Маловодское, и по сигналу атаковать высоту.
Гитлеровцы продолжали цепляться за каждый километр чужой земли, ожесточенные бои не утихали ни днем, ни ночью. Запись в журнале боевых действий дивизии за 16 января сообщала: «552 сп – первый батальон ведет бой на южной окраине ЧЕЧУЛИНО фронтом на север, второй и третий батальоны ведут бой на северо-восточной окраине ВИТКА фронтом на юго-запад». В ночь на 17 января немцы предприняли шесть контратак с южной окраины деревни Чечулино и южных скатов высоты 35,0 – все они были отбиты. В этот день был тяжело ранен заместитель командира 552-го полка по политчасти подполковник С. С. Коваль. Левее, на поселок Кречевицы при содействии батальона 1349-го стрелкового полка 225-й стрелковой дивизии наступал 546-й стрелковый полк.
Успех 191-й дивизии помогал соседям из 6-го стрелкового корпуса, которые вели бои за Подберезинский узел сопротивления гитлеровцев – «северные ворота» Новгорода. Несмотря на попытки врага подбросить подкрепление, Подберезье оказалось зажато в клещи и 17 января утром взято штурмом советскими войсками. «С потерей Подберезинского узла сопротивления нарушилась система всей обороны противника на северных подступах к Новгороду. Теперь 6-й стрелковый корпус устремился на юго-запад, перерезая коммуникации врага по дороге из Новгорода. …14-й стрелковый корпус, повернув фронт на юг, стремился замкнуть внутреннее кольцо окружения. Оборона немцев расчленялась, и противник уничтожался по частям» (из книги И. Т. Коровникова «Новгородско-Лужская операция»).
Схема «Решение командующего 59-й армией на уничтожение новгородской группировки противника» (из книги И. Т. Коровникова «Новгородско-Лужская операция»)
18 января 191-я дивизией были освобождены деревни Моторово, Трубичино, Стипенка, во второй половине дня 552-й полк овладел деревнями Стрелки и Остров, выбил немцев из деревни Кречно. 546-й полк с приданным батальоном 225-й дивизии заняли поселок Кречевицы. К исходу дня 191-я дивизия очистила от противника весь левый берег Волхова на участке Кречевицы – Кречно, шоссейную и железную дороги Чудово – Новгород на участке Чечулино – Витка.
Части дивизии несли тяжелые потери и требовали пополнения. В 559-м полку из-за понесенных потерь батальоны в ночь на 20 января были сведены в три роты. К тому же, чем ближе был Новгород, тем яростнее сопротивлялся противник, который располагал «мощными долговременными укреплениями, расположенными в радиусе 5-7 километров вокруг города. Близлежащие деревни и поселки также были превращены в опорные пункты. Открытая местность вокруг Новгорода позволяла перекрывать перекрестным огнем все подступы к нему. Внутренний обвод города представлял кольцо долговременных инженерных сооружений и препятствий, а в опоясывающем город земляном валу были оборудованы огневые точки. К обороне противник приспособил всё – каменные строения, кремль, подвалы церквей» (из книги «С боями от Ленинграда до Шверина»).
18 января «552 сп преодолев овраг… под сильным пулеметным огнем противника КОЛМОВО залег – продвижения не имеет». 546-й полк и батальон 225-й дивизии в этот день предприняли глубокий обходной маневр, переправившись на правый берег Волхова в район деревень Хутынь и Деревяницы.
На укрепления немцев был обрушен шквальный огонь артиллерии и авиации. Дивизию генерал-майора Бураковского сопровождал мощный артиллерийско-минометный огонь – такой артиллерийской поддержки соединение еще не имело за все дни войны. В районе Колмово совершили свои подвиги Герои Советского Союза командиры орудий 20-й легкой артиллерийской бригады старшина Джунуспей Каипов и рядовой Алексей Фёдорович Кочубаров. Их расчеты сопровождали наступление стрелковых дивизий 59-й армии с первого дня. 19 января Каипов «выкатил свое орудие на прямую наводку вдоль шоссе на расстоянии 300 м от противника и под сильным минометным огнем противника, потеряв два человека из своего расчета убитыми, презирая смерть, лично уничтожил 2 пулемета противника» (из наградного листа Д. Каипова, ЭБД «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»). «19.I.44 г. на подступах к НОВГОРОДУ в районе КОЛМОВО завязался ожесточенный бой, противник открыл ураганный огонь по батареям прямой наводки. Прямым попаданием вражеских снарядов были полностью выведены 2 расчета, но КОЧУБАРОВ не прекратил вести огня. Выбыли два человека из его расчета, КОЧУБАРОВ сам становится за орудие и уничтожает ПТО (противотанковое орудие – В. К.) врага вместе с прислугой, а всего за этот день его расчет уничтожил 3 ПТО и 2 пулемета противника» (из наградного листа А. Ф. Кочубарова, там же).
19 января 1944 года, всего за день до освобождения Новгорода, 191-я стрелковая дивизия понесла серьезные потери в руководящем составе. «Осколком разорвавшегося снаряда был убит командир 552-го стрелкового полка Н. Ф. Петриков. Он руководил боем за пос. Колмово – ближайший опорный пункт противника на пути к Новгороду. В тот же день осколком снаряда был убит и командир 546-го стрелкового полка подполковник С. А. Кобзарь. Он руководил противотанковой артиллерией при штурме вражеских дзотов, из которых противник вел губительный огонь по боевым порядкам наступающих подразделений полка» (из книги «С боями от Ленинграда до Шверина»). Были ранены командиры из 225-й стрелковой дивизии: «В 9.05 19.1 при занятии немецкой землянки в районе северо-восточнее ПУЛКОВСКАЯ СЛОБОДА взрывом фугаса ранены командир 1349 сп полковник ЛАПШИН, начальник штаба майор ТИМОХОВ, начальник артиллерии сп и начальник связи» (из журнала боевых действий 191-й стрелковой дивизии). В 546-м полку в этот день погибли командиры батальонов майор А. Г. Титов и капитан Ф. П. Шишов и другие офицеры.
Узнав о гибели командира 546-го полка, командующий Волховским фронтом К. А. Мерецков вызвал к телефону его заместителя по политчасти майора И. В. Звягинцева и спросил, справится ли он с обязанностями командира полка. Иван Васильевич ответил, что постарается оправдать доверие генерала. К боям за Новгород было приковано внимание всего фронта.
«Во второй половине дня 19 января по шоссе, по направлению к Новгороду, помчались танки с десантниками. К танкам присоединились стрелковые части и мы, артиллеристы. Вся эта масса войск приступила к решительному штурму города…» (из очерка А. Ушакова «Новогодний салют», газета «Новгородская правда», 30 декабря 1983 года). В утренние часы 20 января 1944 года в результате упорных боев 552-й и 559-й полки вошли в западную часть Новгорода, 546-й полк овладел деревней Деревяницы и вошел в северо-восточную часть, 1349-й полк 225-й дивизии – в восточную часть города. В это же время западнее Новгорода 59-я армия сомкнула кольцо окружения вокруг новгородской группировки, но очистка города от оккупантов продолжалась еще до полудня.
21 января 1944 года газета Волховского фронта «Фронтовая правда», сообщая о боях за город, отметила подвиг бойцов 191-й дивизии: «Старший сержант Иван Калачев, сержант Михаил Карпушин и красноармеец Григорий Скуратов, из подразделения майора Веретенникова, достигли памятника Ленину у стен новгородского Кремля. По радио они сообщили в штаб соединения: «Новгород наш!». Начальник штаба 552-го полка майор Александр Романович Веретенников временно исполнял обязанности командира полка после гибели полковника Н. Ф. Петрикова. Памятника к январю 1944 года уже не существовало, на площади 9 января стоял только постамент от него. Как установил новгородский историк Сергей Витушкин, Михаил Карпушин не дожил до Дня Победы – он погиб 7 октября 1944 года в Прибалтике (из статьи «Это он передал: «Новгород наш!», газета «Новгород», 27 мая 2010 года).
По данным журнала боевых действий 191-й дивизии за 20 января 1944 года, с 9 по 19 января потери дивизии составили убитыми – 415 человек, ранеными – 1649 человек, заболевшими – 61 человек. За время операции по овладению Новгородом было уничтожено 1016 солдат и офицеров противника, 62 гитлеровских солдата взято в плен. Как одной из наиболее отличившихся в боях за Новгород 191-й Краснознаменной стрелковой дивизии было присвоено почетное наименование «Новгородская».
Размещенные в интернете документы Центрального архива Министерства обороны РФ свидетельствуют, что погибшие в один день полковник Николай Фёдорович Петриков и подполковник Савва Антонович Кобзарь были ровесниками – 1906 года рождения, – и являлись уроженцами Украины (Н. Ф. Петриков – Каменец-Подольской области, С. А. Кобзарь – Ворошиловградской области), оба служили в Красной армии с 1928 года и участвовали в войне с первого дня. Н. Ф. Петриков был командиром полка с 22 марта 1943 года, С. А. Кобзарь – с 10 мая 1943 года. Оба офицера были посмертно награждены орденами Отечественной войны I степени.
Письмо начальника политотдела 21-й отдельной трофейной бригады майора К. А. Шабанова к секретарю Новгородского обкома ВКП(б) о состоянии захоронений погибших в боях за освобождение Новгорода командиров полков 191-й стрелковой дивизии. 14 июня 1946 г.
ГАНИНО. Ф. 22. Оп. 4. Д. 34. Л. 24.
В именном списке безвозвратных потерь начальствующего состава полка местом погребения С. А. Кобзаря указана восточная часть деревни Витка, но прах доблестных командиров нашел упокоение в Новгородском Кремле. 14 июня 1946 года начальник политотдела 21-й отдельной трофейной бригады, а в период боев за Новгород – заместитель начальника политотдела 191-й дивизии майор К. А. Шабанов писал новгородским властям:
«Я работал в 191 Новгородской Краснознаменной Стрелковой Дивизии, которая участвовала в боях за освобождение древнего русского города НОВГОРОДА. Считаю своим долгом сообщить следующее:
В боях за город НОВГОРОД 18-19 Января 1944 года смертью храбрых погибли два командира полка (командир 552 стрелкового полка полковник ПЕТРИКОВ, командир 546 Стрелкового полка подполковник КОБЗАРЬ).
Вам, видимо, известно, что бои за овладение городом носили тяжелый характер, особенно на подступах к нему в населенных пунктах КОТОВИЦЫ, ЧЕЧУЛИНО и др. Эти два боевых товарища похоронены в Кремле, рядом с братской могилой героям гражданской войны.
В период военных действий не имели возможности оформить братской могилы, как следует.
Прошу Вас оформить соответствующим образом их могилы, как людей отдавших жизнь за освобождение славного русского города НОВГОРОДА».
9 августа 1946 года секретарь Новгородского горкома ВКП(б) М. Е. Павлов отвечал: «…Весной 1945 года общественными организациями и трудящимися города тела павших героев были перенесены в новую братскую могилу, сделанную у Кремлевской стены. Братская могила содержится в хорошем состоянии». По поручению первого секретаря обкома ВКП(б) Г. Х. Бумагина были изготовлены четыре фотоснимка старой и новой могил.
Из 19 человек, похороненных в братской могиле в Новгородском Кремле, непосредственно в бою за Новгород погибли только Н. Ф. Петриков и С. А. Кобзарь.
Освобождение старинного города стало результатом глубоко продуманной и блестяще проведенной наступательной операции. Сегодня наша задача – не забывать о той высокой цене, которую заплатили части и соединения Волховского фронта за спасение города от врага, сохранять память о тех, кто отдал свои жизни в эти светлые дни января 1944 года, тех, кто под огнем гитлеровских войск прошел последние трудные километры на подступах к Новгороду и изгнал захватчиков из древней столицы русской земли.
Колотушкин Валерий Геннадьевич,
заведующий отделом использования документов
Государственного архива новейшей истории Новгородской области
Источник: 53 новости