Дмитрий Иванов (Бардымский). «Рок над Северной Пальмирой». Алексей Курбанов – композитор, пианист, органист
«53 новости» продолжают публиковать книгу известного новгородского музыканта Дмитрия Иванова (Бардымского) «Рок над Северной Пальмирой. Интервью, лирические отступления». Предыдущие главы вы можете прочитать по этой ссылке.
В конце июня, начале июля 2013 года на улицах Санкт Петербурга можно было увидеть такую афишу: «Органист Алексей Курбанов (Норвегия)». Такое словосочетание смотрелось несколько странно, но не для всех. Например, автор этих строк знал, что Алексей не только выходец из России, но и то, что он новгородец, закончивший питерскую консерваторию по классу композиции, а затем и аспирантуру.
В Норвегии Алексей живёт уже более десяти лет. Там он преподаёт и периодически выступает с концертами. Мне было интересно узнать его мысли по поводу современной популярной музыки. Во-первых – это академист, во-вторых, человек, живущий за границей, в третьих, он просто замечательный музыкант, к тому же хорошо образованный, что случается далеко не всегда.
Автору этих строк всегда было интересно мнение академических музыкантов о современной популярной музыке, так как оба эти жанра находятся как бы в параллельных мирах и имеют мало точек пересечения, хотя в последнее время положение дел в этой области несколько изменилось. И, тем не менее, до сих пор отношение к нотной грамоте у многих рок-музыкантов несколько скептическое, и игра по нотам для них считается признаком дурного тона. Это пошло ещё из джаза, когда особенно на ранних этапах его развития многие музыканты не знали нотной грамоты и импровизировали сходу, не зная ни музыкального размера, ни тональности, ни темпа, в котором написано музыкальное произведение, делая это интуитивно.
До сих пор среди джазовых и рок-музыкантов бытует мнение о том, что музыкальную грамоту, конечно, знать надо, но в разумных пределах, так как глубокие знания в этой области сковывают музыкальную фантазию и приучают мыслить шаблонно. Поэтому многие джазовые и рок-музыканты не имеют законченного музыкального образования и даже этим гордятся. Однако, для того, чтобы исполнить и записать качественно даже очень красивую мелодию, нужны знания определённых законов голосоведения, гармонии, формы и т. д. Даже такие замечательные мелодисты, как «Битлз», во многом обязаны успеху, особенно на начальном этапе своей карьеры, музыканту с академическим консерваторским образованием Джорджу Мартину. В мире джаза музыкантов, сочиняющих музыку, часто называют не «композитор», а, скромнее, «автор тем».
Итак, слово профессиональному композитору Алексею Курбанову (интервью было записано в 2013 году).
- Алексей, скажите, насколько востребована сегодня серьезная академическая музыка?
Алексей Курбанов ( далее А. К.): Вот уже более тринадцати лет я живу на своей прародине, в Норвегии, где серьезная академическая музыка востребована не очень, особенно в провинции, где я сейчас обитаю. В той музыкальной школе, где я сейчас преподаю, дети в основном хотят играть попсу или рок, даже на рояле. А я, конечно, в этом плане не особый специалист. У меня мышление академического музыканта. И, если я играю что-то в этом жанре, то предпочитаю играть по клавиру.
Увы, академическая музыка здесь не востребована, хотя, конечно, бывают и исключения. Возможно, это упирается в то, какую музыку они слышат вокруг себя: в семье, по радио, телевидению, компьютеру. А там классической, академической музыки до боли мало, хотя в компьютере, конечно, можно найти практически все.
- Как вы относитесь к тому мнению, что если брать музыку в мировом масштабе, то в настоящее время на первом месте стоит ритм, на втором месте гармония, а мелодия стоит на третьем месте?
А. К.: Наверное, это так. Всё разнообразие современной популярной музыки можно назвать музыкой ритмической. Даже если взять танго, то и это тоже, прежде всего ритмическая музыка. Гармония, возможно, действительно стоит на втором месте. Она ведь берет начало с эпохи барокко. Вообще, жанры уже начинают перемешиваться: фольклор, попса и даже классика. Есть классика в рок обработке, в джазовой обработке.
- Есть ли в настоящее время композиторы, пишущие в традиционной, классической манере?
А. К.: По всему миру их немало. В России их тоже полно: Портнов, Хромушин, Гаврилин…
Можно назвать Дмитрия Толстого, это сын Алексея Николаевича Толстого. Это был выдающийся композитор, профессор, мой педагог по классу «инструментоведение». Он писал музыку в позднеромантической манере. В Норвегии музыку в такой же манере пишет музыку Кристиан Линдеман-младший. Это правнук Кристиана Линдемана-старшего и праправнук Людвига Линдемана. Такая вот у них династия, причем кто-то из далеких предков был учеником ученика Баха.
.- Ваше личное отношение к современной популярной музыке?
А.К: Отношение к ультрасовременной музыке нейтральное. Она для меня не существует, и я для неё не существую. Было время, когда я воспринимал попсу 80-х (Сандра, «Бэд Бой Блю», Си Си Кетч), как какой-то кошмар. Сейчас я воспринимаю эту музыку с определённой долей ностальгии, хотя и очень опосредованно, так как в действительности у меня ностальгия по более раннему времени. Я обожаю шлягеры 30-х, 40-х, 50-х годов, как советские, так и скандинавские. Возможно это благодаря своим карело-татарским корням. Возвращаясь к шлягерам, мой вкус охватывает период до 70-х, начала 80-х годов.
- А такие группы, как «Битлз», «Роллинг Стоунз», «Дип Пёрпл»?
А. К.: «Битлз» – это то, что останется. Не знаю, как «Дип Пёрпл» и «Роллинг Стоунз», а «Битлз» – это группа вечная. Между прочим, имеются переложения музыки «Битлз» для органа. Я играл музыку «Битлз» в переложении и для фортепиано, и для органа. Вообще, в настоящее время уже имеется достаточно много произведений поп, рок-музыки в переложении для клавира. Она красиво звучит на рояле без электронных инструментов, без барабанов. Но всё-таки это то, что я играю скорее в дополнение к основному репертуару, поскольку я музыкант академический. Хотя я играю всё. И фольклор, кстати, тоже играю.
- Кого вы можете выделить из нашей эстрады, рок-музыки?
А.К.: Мне кажется, группа «Машина времени» тоже останется надолго. Я очень люблю группы «Секрет», «Браво». Они чем-то смыкаются по стилю. У них сильная ностальгическая нота. Валерий Сюткин перепел песню «Арина-балерина» и попал в точку. Он попал в стиль.
Из зарубежных групп мне когда-то нравилась группа «Джипси Кингз». Но опять же это рок, основанный на фламенко.
- Если бы вам предложили выступить с рок-группой или принять участие в записи альбома, вы бы согласились?
А.К.: Мне нужно было бы ознакомиться с материалом. Получить клавирные ноты, или же хотя бы «цифровку». И я бы прилежно, с минимальной долей импровизации, если надо, сыграл бы…
- Вы умеете импровизировать?
А.К.: Умею, но не очень люблю. Хотя я изучал органную импровизацию. Органист может и должен импровизировать. У меня уже был такой опыт. Опять-таки с одной фолк-рок-группой я играл. Вообще, это больше фольклорная группа, но с хорошей роковой начинкой. Я заменял заболевшего пианиста.
- Вам было комфортно исполнять такую музыку?
А.К.: Да, ничего. У нас был церковный концерт и у нас был концерт в кафе. Имеется даже запись. Качество записи почти профессиональное. Так что опыт есть и, если мне что-то предложат, то я с удовольствием сыграю.
- Как вы считаете, насколько справедливо высказывание Платона о том, что ритмы и лады музыки, воздействуя на мысль, делают её сообразной им самим?
А.К.: Вообще, трудно сказать. Считается, конечно, что рок оболванивает. Это, в общем-то, спорный вопрос. Я отношусь к современному року нейтрально. Но, конечно, музыка оказывает влияние на психику. А как же музыкотерапия?
- Могут ли какие-то крайние формы рок-музыки способствовать падению нравов в обществе?
А.К.: Я не люблю такой жанр, как хард-рок. Считаю его языческим и, если его применяют в связи с чем-нибудь религиозным, считаю, что эти два понятия не сочетаются. Хотя, может быть, я не прав. Или, например, соединение таких жанров, как спиричуэл и госпел.
Музыка госпел – это двадцатый век, это Рэй Чарлз, Джонни Кэш, Би Би Кинг, а спиричуэл – это изначально духовная музыка 19-го века. Эта музыка исполнялась академично: Мариан Андерсон, Поль Робсон. А у нас целую пластинку спиричуэл записала в 85-м году Людмила Филатова в сопровождении органа.
- Известна ли наша популярная музыка в странах Скандинавии?
А. К.: Трудно сказать. Может быть только «Тату». В 70-х одна шведская группа перепела «Миллион алых роз» Паулса. В Финляндии записаны песни «Уральская рябинушка» и «Я люблю тебя жизнь».
- Где музыканту легче реализоваться: у себя на родине или за границей?
А. К.: Это зависит от того, насколько он востребован. Я, композитор, в силу обстоятельств, ставший органистом. Я почти не пишу, потому что знаю, что моя музыка не нужна никому ни здесь, ни там.
- Ваша основная специальность – композитор и вы пишите в традиционной манере?
А. К.: Ну, не совсем в традиционной, но в определённой мере я традиционалист. Я, конечно, не пишу в нарочито позднеромантической академической манере, поскольку мы живём в другое время. Композиция была моим основным предметом в консерватории, а орган это мой факультативный предмет, которым я стал заниматься на пятом курсе. Независимое органное отделение в консерватории появилось уже потом, а когда я учился, это был факультатив. После окончания консерватории мне удалось поступить в аспирантуру. Мне предлагали композицию, но я выбрал орган, потому что это показалось мне более перспективным. Может быть, впоследствии, я ещё поступлю на композиторское отделение. А пока: где-то я востребован здесь, где-то я востребован там. Недавно был концерт в Питере, в Капелле. Капелла иногда меня приглашает. Всё относительно.
- Как вы думаете, что мешает нашей популярной музыке выйти на мировой уровень?
А. К.: Я очень долго думал над этим вопросом и ответа не нашёл. Ведь сколько наших солистов и групп уже гастролировало в США и странах Западной Европы, принимало участие в конкурсе «Евровидение»? Для выступления на «Евровидении» в Копенгагене Илья Лагутенко специально написал песню на английском языке. Борис Гребенщиков записал два альбома на английском языке. «Секрет» в Америке вроде бы что-то записывал. И многие другие наши исполнители делали попытки выйти на мировой уровень. Но большого резонанса на Западе это не вызвало. Почему? Признаюсь честно, не знаю.
Интервью было записано в 2013 году. Позднее Алексеем была высказана такая, может быть справедливая, мысль, а зачем вообще она нам нужна, эта мировая популярность? У нас были и есть свои звёзды, свои хиты, которые все мы знаем и любим, не только в России, но и на всём пространстве СНГ. Может быть, этого для нас и достаточно? Американцы, например, вообще мало слушают зарубежных исполнителей, особенно не англоязычных, считая свою музыкальную культуру уникальной. И всё же, не смотря ни на что, наших классических композиторов без всякой раскрутки почему-то знает весь мир. Значит, вопрос остаётся открытым…
Лирическое отступление. Русский след в мировой популярной музыке
Фестиваль молодёжи и студентов, состоявшийся летом 1957 года в Москве, способствовал, как известно, культурному обмену между Востоком Западом. Именно тогда наша столичная молодёжь воочию увидела, как танцуют рок-н-ролл, и услышала ныне хрестоматийную песню «Rock Around the Clock» («Рок вокруг часов») в исполнении Билла Хейли.
Мы тоже не остались в долгу, и с тех пор наши песни «Калинка» и «Подмосковные вечера» широко известны на Западе. Они являются как бы визитной карточкой нашей песенной эстрады. В дальнейшем все музыканты, пытавшиеся как-то реализоваться на Западе, большого успеха там не имели. Причиной тому может быть как раз отсутствие национальной самобытности и попытки вписаться в уже имеющиеся там стандарты.
Однако если внимательно проанализировать развитие популярной музыки в мировом масштабе, то, как это ни странно, можно увидеть, что славяно-русская музыкальная культура оказывала и оказывает на это развитие достаточно большое влияние, хотя скорее всего это происходит опосредованно.
По большей части влияние это оказывают не столько наши современники, сколько композиторы-классики. Многие маститые западные рок-музыканты от Джона Лорда до Стинга испытали на себе влияние таких русских композиторов, как Рахманинов, Стравинский, Мусоргский, Чайковский и другие. Возможно одним из первых упоминаний о наших композиторах-классиках в рок-музыке 50-х было упоминание фамилии Чайковский в песне Чака Бэрри «Посторонись, Бетховен!».
Вот некоторые известные автору случаи проникновения русской музыкальной культуры в мировую популярную музыку:
В 60-х годах прошлого века американская группа «Сикерз» записала англоязычный вариант русской песни «Из-за острова на стрежень» и попала в высшие места хит-парада.
В 1968 году «Битлз» записывают песню «Возвращение в СССР», ставшую мировым хитом.
В том же 1968 году с подачи и с помощью Пола Маккартни английская певица Мэри Хопкинз записывает песню «Those Were the Days» («То были дни»), которая становится мировым хитом. Во многих странах появляются переводы этого хита на свой родной язык. В России тоже был сделан перевод, хотя вскоре выяснилось, что за основу этой песни был использован романс Бориса Фомина «Дорогой длинною».
Но это ещё не всё: если внимательно послушать арию Христа из знаменитой оперы «Иисус Христос – суперзвезда» английского композитора Эндрю Ллойда-Уэббера, то можно услышать, что последние семь нот арии – это цитата всё из того же русского романса, причём скорее всего композитор использовал цитату преднамеренно.
В начале 70-х годов одни из основоположников арт-рока британское трио ЭЛП записывают собственную интерпретацию сюиты Мусоргского «Картинки с выставки», привлёкшей к себе внимание музыкантов и меломанов всего мира. Эта группа, специализирующаяся на исполнении классических произведений в современной аранжировке, записала также «Скифскую сюиту» Сергея Прокофьева.
Исполнители музыки в стиле рэп делают удачные переложения отрывков из оперы Бородина «Князь Игорь» и фрагментов из балета Чайковского «Лебединое озеро», подтверждая тем самым известную пословицу «Хорошую вещь трудно испортить».
Если очень глубоко окунуться в этот вопрос, то окажется, что российские авторы имеют мировые награды за своё творчество. Так создатели зонг-оперы «Орфей и Эвридика» Александр Журбин и Юрий Димитрин в 1975 году получили от английского журнала «Music Week» дипломы «Звезда 1975 года» за выдающийся вклад в развитие рок-музыки.
Кроме этого, Александр Градский был назван в 1974 году «Звездой года» за выдающийся вклад в мировую музыку, как автор музыки к фильму «Романс о влюбленных» английским журналом «Billboard».
Летом 2019 года все новостные каналы облетела сенсационная новость – американская супергруппа «Металлика» на концерте в Москве исполнила песню Виктора Цоя «Группа крови». Может быть, это был просто жест с их стороны, но всё равно почему-то приятно.
В своём творчестве к сюжетам российской истории обращаются немецкие группы «Чингиз-хан» и «Бони-М». Наконец, российкие коллективы «Парк Горького» и «Тату» занимали определённые места в хит-парадах и добивались на Западе некоторой популярности, хотя вклад их искусства в мировую музыкальную копилку, скорее всего, невелик. Да и музыка эта по сути своей не русская, и поют они часто не по-русски, зато у их продюсеров есть чему поучиться, ведь для такого продвижения тоже нужен талант. Однако не стоит забывать о том, что вышеупомянутые композиторы-классики смогли в своё время как-то обойтись без импресарио, продюсеров и лейблов.
Продолжение следует.
Иллюстрации из открытых источников сети:
imena.pomnivsegda.ru, gipsykings.com, cdandlp.com, discogs.com, meshok.net
Источник: 53 новости