В Пензенской области захоронили останки солдата, погибшего при освобождении Великого Новгорода
Поисковики отряда «Новгородец» экспедиции «Долина» доставили в село Белынь Пачелмского района останки красноармейца Алексея Карповича Савинова.
19-летний Алексей Савинов был призван в ряды рабоче-крестьянской Красной армии 29 сентября 1941 года. Воевал в 310-й стрелковой дивизии Волховского фронта и погиб при советском наступлении 16 января 1944 года в деревне Копцы Новгородского района.
Останки солдата нашли в ноябре 2019 года поисковики отряда «Новгородец». Идентифицировать военнослужащего удалось по найденной ложке с надписью «Савинов Леша».
«Останки Алексея мы нашли перед немецкими траншеями, он не дошел до них всего 45 метров, – рассказал командир отряда «Новгородец» Сергей Севастьянов. – Он, как упал более 70-ти с лишним лет назад, так и лежал на земле. Именно в этом месте мы подняли пять бойцов, и еще
девять нашли, но пока не поднимали. Все они, видимо, из тех, кто погиб 16 января 1944 года».
Члены пензенского отряда «Поиск-Вездеход» разыскали родню Алексея, которая решила захоронить останки на родине. Прощание с Алексеем Савиновым прошло в центре Белыни – у памятника землякам, павшим в годы Великой Отечественной войны. У гроба с останками бойца стоял почетный караул. Алексея Савинова похоронили на сельском кладбище рядом с могилой родителей.
В церемонии участвовали родственники красноармейца, а также пензенские и новгородские поисковики, доставившие останки Алексея Савинова на его родину. Они передали личные вещи красноармейца его племяннице Валентине Бельдягиной. Она родилась спустя одиннадцать лет после того, как он ушел на фронт. Будучи еще маленьким ребенком, она часто бывала у бабушки. Та и рассказала внучке о своем сыне, Леше Савинове,
который ушел в армию в 1941 году, затем на фронт, а, начиная с 1942 года, от него не появилось ни одной весточки.
«В 1942 году пришло извещение, что дядя мой пропал без вести. Бабушка очень плакала. Ждала, – рассказала Валентина Бельдягина. – Ходила в церковь в село Калиновка. Это сейчас в Белыни церковь построили, а тогда нужно было ходить в другую деревню. И я с ней. Бабушка молилась,
чтобы хоть какая-то весточка от Алексея пришла, но так и не дождалась».
Племянница воина рассказала, что у Алексея были еще брат и сестра. Брат – отец Валентины – также ушел на фронт и живым не вернулся. Семья Савиновых воспитывала троих детей и ютилась в землянке. Через некоторое время удалось построить какую-никакую избушку. Но война
изменила все. Этот дом до наших лет не сохранился.
«У бабушки с дедушкой на стенах висели увеличенные фотографии, – сказала Валентина Бельдягина. – Там были и фото Алексея. Приходили письма от него. С уважением к родителям всегда относился. Писал: «Здравствуйте, уважаемые Карп Семенович и матушка Анна Фадеевна». К сожалению, у нас в 2006 году случился пожар в той самой избушке, где все это хранилось. Все сгорело. Я хожу осенью и 22 могилки убираю. Теперь на одну могилку будет больше».
На церемонию перезахоронения пришло много местных жителей, гостей из Пензы, приехали дети Валентины Бельдягиной.
«Такое событие! У нас такого никогда не было. Я благодарна всем, кто принял участие в этом. Спасибо односельчанам, столько народу собралось. Всем спасибо. Низкий поклон. Спасибо поисковикам. Спасибо вам, ребята, что занимаетесь полезным делом»‚ – обратилась к пришедшим племянница красноармейца.
Из села Белынь на фронт ушли более 300 мужчин, не вернулись с войны более 150-ти. Многие до сих пор считаются пропавшими без вести.
По информации пресс-службы поисковой экспедиции «Долина» памяти Н.И. Орлова.
Источник: 53 новости