Юрий Бобрышев: «Не исключаю, что пойду на выборы, если…»
В один из праздничных дней я встретила Юрия Бобрышева на аллее Кремлевского парка. К нему запросто подходили горожане, он со всеми приветливо общался. Вот поговорил какой-то мужчина, затем подбежала старушка с палочкой и вопросом про праздник, потом и я решила подойти. Предложила после торжеств встретиться и поговорить. Мэр согласился и вот уже через несколько дней мы с фотокорреспондентом Алексеем Мальчуком идем на интервью. Юрий Иванович очень искренне извиняется за небольшую задержку аппаратного совещания. Предлагает чайку… Беспокоится, что фотокору некогда посидеть за чашкой чая…
Вот вы читаете сейчас это вступление и, возможно, не придаете значения тому, что стоит за каждой из этих строк. Но часто ли вы встречаете наших чиновников и всевозможных начальников вот так, в парке? Знаете ли вы, как долго нам приходится ждать интервью с ними? Месяцы и годы. А с некоторыми, похоже, не дождемся уже никогда. Наконец, часто ли наши самые-самые извиняются за опоздание? Часто ли снисходят до ощущений простого человека? В общем, первые впечатления от общения с мэром приятные. Начну с нейтральной темы, а там посмотрим, как будет складываться беседа. Спрошу и о «Руси», и о бизнесе, и о выборах…
- Юрий Иванович, поделитесь впечатлениями от празднования 1150-летия – как градоначальник и как простой новгородец. Что больше всего запомнилось?
- Самые сильные впечатления у меня оставило Рюриково городище. Какая там атмосфера была! Я очень благодарен режиссеру, который это сделал. С того момента, как мы сошли на берег, было ощущение, что мы окунулись в IX век, в атмосферу того времени. Ребятишки бегали, паслись козы, женщины работали, воины оружием занимались…
Потом началось действо. Первоначально было мрачновато, думалось – неужели у нас вся история состоит из битв, войн, крови и хаоса? Было понятно, что с призванием Рюрика этой междоусобице был положен конец, без войны образовалось государство, которое продолжает существовать уже 1150 лет.
А когда над Рюриковым городищем, на фоне воинов-новгородцев и варягов и прекрасного Юрьева монастыря полетели самолеты – мы воочию увидели связь времен, IX и XXI века.
А другое – это открытие памятника ополченцам 1812 года и барельефов на мини-стелах. Мы отдали дань памяти предкам, а без памяти нет ничего – ни семьи, ни государства.
Насчет барельефов - работа велась более двух лет, и сколько критики было в мой адрес – вот, никак не доделают. Но мы все равно все делали качественно, хорошо, не взирая на сроки.
Нашим ребятам – скульпторам Вадиму Боровых и Сергею Гаеву – отдельное спасибо. А сколько было споров, говорили, что наши не смогут сделать, что надо объявить конкурс, москвичей позвать… Но я был уверен, что кроме наших не сможет так прочувствовать, проникнуться историей Новгорода.
Мы и «Город воинской славы» - особенный. Если у некоторых городов это звание связано исключительно с Великой Отечественной войной, то у нашего города – с воинской славой, начиная от Александра Невского. И вся эта славная история – на этих барельефах, сделанных так здорово, с такой любовью! Там и историки работали, и Сергей Трояновский, и Виктор Смирнов, по крупицам собирали материал. И теперь действительно можно сказать – никто не забыт и ничто не забыто!
- Думаю, историю боевой славы Новгорода наши школьники смогут изучать по этим барьельефам. Да и взрослым это нужно.
- Обязательно нужно школьников туда водить! Мы вот сейчас буклет готовим, который будет лежать в Музее воинской славы рядом. Там будет все расписано об этих героях. И в интернете эту информацию разместим. И на Рюриково городище надо детей водить, показывать, откуда Русь пошла.
Кстати, когда мы сошли на берег с Жириновским, он меня спросил: «Так, мэр, а почему тут нет вывески «Отсюда начиналась Русь»?
И пример привел – «В Испании есть место с надписью «Здесь кончается Европа». И все едут туда смотреть. Или у нас в Челябинской области – граница между Европой и Азией. Там все останавливаются, фотографируются – одна нога в Европе, другая в Азии. А у вас Россия началась, Русь, а вывески нет».
- По-моему, верно говорит Владимир Вольфович! Кстати, говоря о празднике и открытии памятников, мы с вами не можем вспомнить, как его украсил президентский полк.
- Да, президентский полк очень поднял уровень торжественности и значимости праздника! Я когда смотрю на их выступления, то с одной стороны испытываю гордость, а с другой – желание, чтобы они побыстрее закончили, потому что боюсь, что кто-то карабин уронит. Сижу и искренне переживаю. Но у них так все отточено, что просто супер! Ребята четко все отработали.
- В общем, праздник вам понравился! А отсутствие первых лиц не разочаровало?
- Надо понимать, что речь идет о президенте. Думаю, что его приезду помешали какие-то чрезвычайные события, вроде бы в Средней Азии, которые нужно было срочно разруливать. Ведь уже передовая группа приехала, мы осматривали с ними объекты. Не сомневаюсь, что он в ближайшее время приедет.
А уровень праздника был очень высоким. Приехали Якунин, Неверов, Жириновский и лидеры других партий, делегации 14 государств, мэры многих городов – Смоленска, Твери, Вологды, Пскова, Рыбинска, Иваново, Череповца и так далее. Даже из Якутии из деревни Русское Устье приехали гости – потомки новгородцев, бежавших от репрессий Ивана Грозного!
Представители городов-побратимов из Финляндии, Германии, Норвегии, Швеции, Франции приехали. Причем были все три дня! Я общаюсь со многими горожанами (имею в виду не начальников, а простых людей, ведь я часто хожу на работу и с работы пешком), и никто мне не сказал, что это было плохо или что праздник вообще был не нужен.
- Юрий Иванович, давайте поговорим о вас лично?
- Не вопрос, давайте.
- Вы помните свой первый день в должности мэра?
- Конечно, помню. Но я начинал не с мэра, а исполнял обязанности главы администрации города с 4 декабря. Через пару месяцев будет ровно пять лет. Но я и до этого работал, у меня очень хорошие отношения был с Александром Владимировичем Корсуновым, при котором город серьезно развивался, с Николаем Ивановичем Гражданкиным. Поэтому город я неплохо знал.
- Недавно вы ехали с журналистами по виадуку на Сырковском шоссе и сказали что по приезду в Новгород жили с семьей в бараке за пивзаодом. Правда?
- Да, да! Мы жили там с июля 1973-го целый год, на станции Лужской, за забором, в брошенном, расселенном бараке.
- В общем, о том, каково жить в тяжелых условиях, вы знаете не понаслышке.
- В этом бараке молодые специалисты, не только я, оборудовали себе комнатки с печками-буржуйками. А топить было нечем, так что ломали на дрова старые заборы. А чтобы набрать воды, нужно было пролезть через 13 путей, под вагонами, не зная, тронется состав или нет. Но вы знаете, весело было! Мы же молодые были.
- По слухам, вы в стройбате служили? Там же страшно!
- Нет, не служил в стройбате, а работал в стройотрядах! – смеется мэр. – У меня же военная кафедра, так что два месяца всего служили после ее окончания. Но служили по-настоящему! И прыгали, и на танках катались и набегались в 40-градусную жару в химзащите - резиновых балахонах, с противогазом. Это был 1972 год. Неимоверная жара, лесные пожары.
- А у вас сохранилась дружба с кем-то с тех давних лет?
- Сохранилась. Мне было приятно, что на мой юбилей в прошлом году приехали мои друзья по студенческим годам из Барнаула, Витебска, Воронежа, с Украины, все приехали! Со школьными друзьями созваниваемся, изредка видимся.
- Юрий Иванович, ваши сыновья – предприниматели. Обращаются ли они к вам за советом по ведению бизнеса?
- В то, что я сейчас скажу, мало кто поверит. Но с тех пор, как я ушел из бизнеса сюда, почти пять лет назад, я был на предприятии всего два раза. И то на поздравлении с профессиональным праздником. Как ни странно, я вообще не вмешиваюсь в их деятельность.
По двум причинам – во-первых, хочу, чтобы сыновья самостоятельно всем занимались. Старшему ведь уже сорок лет, и у него серьезное образование, в том числе и зарубежное. Так что он и без меня справится.
Во-вторых, мне некогда. Пол 8-го утра – я уже на работе, пол 9-го вечера и позже – я еще на работе… Раньше 22 часов я домой не прихожу, включая субботу.
Я своих внуков – а их четверо – вижу всего раз в месяц! Вот за это дети на меня обижаются, что дел с внуками не видится. Но они понимают, что это потому, что я не хочу. Я за лето на дачу всего раза четыре выбираюсь ненадолго.
- А ваши близкие – сыновья, супруга – подсказывают вам что-то относительно благоустройства города, например?
- Критикуют, да еще как, - вздыхает мэр. – Первые годы у меня главный критик была супруга. «Так, говорит, пойдем, покажу помойку, - и ведет меня. - Ты куда смотришь?» Хоть домой не приходи! Критика и советы. Старший сын много за границей бывает, сравнивает. Те же рестораны открывали – перенимали зарубежный опыт.
Ведь если мы хотим, чтобы город был туристическим, мы должны так сделать, чтобы иностранные туристы не чувствовали большой разницы в таких вещах. Чтобы им было уютно, как дома. Тогда турист поедет, когда поймет, что ему здесь безопасно и что бытовые условия мало отличаются от тех мест, где он живет. А на что посмотреть – у нас есть. Я имею в виду памятники. Но одними памятниками сыт не будешь…
- Юрий Иванович, а вот если пофантазировать – в бюджете появился миллиард непредвиденных доходов… На решение какой городской проблемы вы бы направили средства?
- У нас две главные проблемы. Первая - состояние жилищного фонда. Мы тратим громадные деньги, но надо понимать, что за счет бюджета мы никогда дома не отремонтируем. Не из-за того, что мэр такой плохой, а из-за того, что это – реальная ситуация.
В то же время мы должны этим заниматься, вместе с жителями. Ко мне недавно на улице подошла женщина и говорит: «Вот вы, такие-сякие, дома не ремонтируете! Вы их довели!» Не вы, а мы. Я 21 год жил в квартире на Мира, 42, 8 лет жил на Менделеева, 14. Там и сейчас люди живут. И в подъезды можно зайти, и не противно, и цветы стоят. Потому что мы там убирали, мыли площадки, цветы ставили. И зайдите туда, где загажено и все ждут, что кто-то придет и уберет за ними.
Да, лет 15 было упущено в нашем государстве, когда был бардак и этим вопросом никто не занимался, когда все было брошено на самотек. Теперь государство выделяет средства, но эти полтора миллиарда – пятая часть того, что нужно.
Я в прошлом году поднимал этот вопрос перед нынешним президентом, тогда премьером, когда вручали диплом за самый благоустроенный город. И он обещал, что действие ФЗ-185 будет продлено. И его продлили, но только в части расселения ветхого жилья. Сейчас, я знаю, готовится постановление о продлении остальных пунктов. Должно государство вмешаться в эту ситуацию. Совместными усилиями мы разберемся с жилищным фондом.
А вообще, людям нужно менять психологию. Вот в домах собираются и начинают голосовать за ремонт крыши. И тот, кто живет на пятом этаже – говорит, что ремонт нужен, а кто на третьем – говорит, что ему это не нужно, ведь на него не капает. Есть и хорошие примеры – управляющая компания, которую возглавляет Наталья Вячеславовна Лыкова. У них в домах и денег хватает на ремонты, и чистота в подъездах.
- А вторая проблема?
- Нехватка спортивных сооружений. Да, строится вторая очередь Ледового дворца, начали строить ФОК на Псковской, вот на Щусева появился инвестор, которого я очень боюсь спугнуть, который собирается построить частный закрытый ледовый каток… Но сравните с нашим побратимом – Биллефельдом, который по численности чуть больше Новгорода: там только муниципальных бассейнов там 24!
А дороги… такими темпами еще два-три года и мы дороги полностью приведем в порядок по всему городу. Когда говорят, что у нас дорог нет, я не согласен. Вы съездите в любой соседний город и сравните. Все забывается. Вспомните, какой парк был, все фонари побиты. Площадь какая была и какая стала. Тротуаров не было! Сколько всего появилось - сквер с памятником Рахманинову, Ганзейский фонтан, новые памятники, вот даже беседку в Кремлевском парке расписали! Фонтаны все были заброшены, мы все восстановили.
- Недавно на блоге губернатора вы прокомментировали материал о стоянке у универмага «Русь», который вышел в «Новой новгородской газете» и у нас. Вы сказали, что стоянка останется. А в каком виде она останется?
- Это чисто политические ходы, причем для меня совершенно ясно, кто этим занимается. Может, надо было спросить у первой руководительницы «Руси» как на самом деле все было? Ведь она первой проводила акционирование, но вдруг «Русь» оказалась у каких-то сидоровых-петровых, которые сейчас выступают. Причем вопрос выеденного яйца не стоит. Речь шла только о предварительном согласовании. Есть проект променадной улицы, разработанный господином Коржевым, за которой он получил приз на выставке в Париже. Если осуществлять этот проект, надо и часть территории «Алкона» забирать, еще я там работал и дал согласие поделиться территорией, чтобы сделать эту променадную зону.
Если же говорить с точки зрения защиты памятников, то «Руси» там вообще не должно быть, как и нашего уважаемого Театра драмы! Они не вписываются ни в какие законы об охране объектов культурного наследия. Речь идет о том, чтобы сохранить вал, но в то же время его и использовать! В Белозерске вал используют и нет никаких проблем. Что же касается стоянки… А кто им мешал оформить собственность?
Кстати, была предварительная договоренность с компанией «Ашан» построить на этом месте мини-маркет с сохранением стоянки, под крышей. Ее даже бы увеличили. Да, это потеснило бы «Русь». Понятно, что это бизнес совсем другого уровня. Но совсем недавно те, кто сейчас шум поднимает, не пускали в город никакие сети. Почему? Потому что как только новое приходит, покупатели делятся. Вот куда сейчас все ходят за покупками?
- В «Ленту»!
- Именно в «Ленту». А появился бы «Ашан», часть покупателей со средним и высоким доходом пошла бы туда. Но пока намерения остались намерениями. В общем, вопроса никакого нет и предмета разговора нет. Не будет стоянка ликвидирована.
- Время истекает, а хочется еще успеть поговорить о политике. Вот сегодня планируется подписание соглашения «За честные выборы» между политическими партиями. КПРФ и «Справедливая Россия» заявили, что не будут ничего подписывать, поскольку их кандидаты не преодолели муниципальный фильтр. Как вы оцениваете сложившуюся ситуацию с выборами губернатора?
-Как простой человек, я считаю, что лучше бы все были, все прошли и участвовали в выборах. Но закон есть закон, он принят. И я знаю, что никто никого не заставлял отдавать подписи ни за какого кандидата. Я вот ни за кого не подписался, как мэр.
- Голосовать пойдете?
- Конечно, пойду! И всех новгородцев призываю прийти на выборы. Не хочу больших красивых слов, но исторически Новгород – город, где была демократия. У нас есть право пойти на выборы, а хорошо бы еще была и обязанность! Любой интеллигентный человек, который считает себя гражданином, обязан идти на выборы. Как проголосуете, такой и будет результат. А проценты, которые наберут кандидаты, дадут материал для действий новому губернатору. Он должен на это опираться и учитывать мнения людей, в том числе, и противоположные. Если мы любим свой город и уважаем сами себя, надо прийти на выборы.
- А сами планируете выдвигаться на следующий срок?
- Не буду лукавить. Идти на выборы или не идти на выборы мэра – это сложное решение, для которого важно не только желание, но и многие компоненты и перспективы отношений. Мы с Сергеем Герасимовичем несколько лет отработали и неплохо, результаты есть. Если губернатором останется Сергей Митин, то я не исключаю, что вполне могу пойти. Но прежде, чем пойти, я спрошу у коллективов, проконсультируюсь с разными группами людей.
Фото: Алексей Мальчук, Алексей Александров, Александр Кочевник
Источник: Ваши Новости