Психолог рассказал, как родителям вовремя узнать об опасных увлечениях детей

19 марта 2020 год, 21:00
Психолог рассказал, как родителям вовремя узнать об опасных увлечениях детей

Недавно наше издание рассказывало о новой опасной игре под названием «Вызов прыжка», которая набирает популярность среди российских школьников.

Её суть заключается в том, что три человека одновременно подпрыгивают, и в прыжке двое крайних подсекают под ноги третьего, который находится в центре. Как правило, после этого человек падает. По мнению врачей, подобная игра может стать причиной как перелома позвоночника, так и сотрясения мозга, и даже закончиться летальным исходом.

Но почему детям интересны подобные увлечения? И как родителям вовремя понять, что их ребенок занимается чем-то опасным? Об этом и многом другом мы пообщались с новгородским психологом Михаилом Луковым. 

— Как вы считаете, почему подростков тянет на различные опасные развлечения? Например, игра «Вызов прыжка»?

— Эта игра очень похожа на подростковое «взять на слабо». Наиболее подвержены такому воздействию дети с нестабильной самооценкой. Если ребенок не знает, как к нему относятся окружающие, то ему будет важно доказать, что он не хуже других. Он будет готов ввязаться в любую авантюру, лишь бы не ударить в грязь лицом.

Важнейшую роль в этой ситуации играет семья. Если родители принимают своего ребенка таким какой он есть, уделяют ему внимание, имеют доверительные отношения, то уверенность в себе у него будет значительно выше. А вероятность того, что его втянут в опасную игру, уменьшается. В психике формируется такая связка: «Если самые важные люди – родители ‒ меня принимают, то это значит, что со мной все в порядке. А те, кто подвергают этот факт сомнению, пытаются мной манипулировать».

Если же родители постоянно критикуют ребенка, не доверяют ему, то он и сам начинает сомневаться в себе, и начинает искать подтверждение своей значимости со стороны. Пусть даже через доказательство: «Я могу это сделать».

— Как родителям понять, что их ребенок увлечен чем-то опасным?

— Если вы хотите понять, что происходит в жизни ребенка, то нужно с ним разговаривать. Это должно быть на регулярной основе, а не только тогда, когда вы заподозрили что-то неладное. Когда есть доверие, ребенок сам поделится тем, что для него важно, чем он увлечен.

— Что делать в ситуации, когда родители видят, что у ребенка что-то случилось, но он не идет с ними на контакт?

— Если ребенок не идет на контакт, то, скорее всего, он вам не доверяет. Для него небезопасно рассказать что-то личное из своей жизни. Или он уверен, что не найдет понимания. Доверие важно на протяжении всей жизни. Если оно пропало, то в ситуации кризиса вероятность откровенного разговора уменьшается вдвойне. В этом случае необходимо создать обстановку максимальной безопасности для ребенка. Он должен чувствовать: что бы ни случилось, вы на его стороне. Не будете ругать, осуждать, а постараетесь спокойно помочь в сложившейся ситуации.

— Стоит ли ругать ребенка за его провинности или этим можно только усугубить ситуацию?

— Ругать не стоит, это поставит барьер между вами и ребенком. В первую очередь, необходимо понять причину произошедшего. Случайно ли так вышло, по незнанию или намеренно. Если вы покажете, что искренне хотите разобраться в ситуации и помочь, то это значительно повысит доверие к вам.

— Если ребенок много времени проводит в интернете, стоит ли родителям следить за его действиями в соцсетях, нарушая, тем самым, его личное пространство?

— Здесь опять же ключевым является вопрос доверия. Вторгаясь в личное пространство ребенка, вы косвенно сообщаете ему: «Я тебе не доверяю и буду следить за тобой, чтобы контролировать поступки». Если у вас с ребенком хороший контакт, то он сам будет делиться своими переживаниями и тем, что происходит у него в жизни. Как минимум, вы почувствуете, что что-то не так, без явной слежки. В противном случае, он будет еще сильнее закрываться и найдет способ, чтобы его не смогли отследить. Проблему вы не решите, а ребенок будет чувствовать себя еще более одиноким.

— Некоторые родители считают, что после 16-летия детям можно давать полную свободу. Правы они или нет?

— Многие воспринимают слово «свобода» как синоним слову «вседозволенность». Это не совсем так. Настоящую свободу можно получить, лишь взяв ответственность за свою жизнь. Поэтому ответ такой: необходимо прививать ребенку ответственность за свои поступки. Причем начинать важно с самого раннего возраста. Тогда к 16 годам подросток сможет быть самостоятельным во многих сферах жизни. Если же просто сказать: «Тебе уже 16 (или 18), теперь живи как хочешь», то это то же самое, что бросить в воду не умеющего плавать. К этому нужно планомерно готовить. Сколько бы лет ни было вашему ребенку, ему важно чувствовать поддержку, главным образом, эмоциональную. Всего остального он добьется сам.

Напомним, что в конце февраля школьница в Омске сломала позвоночник, когда решила поиграть в «Вызов прыжка». Медики диагностировали у девочки растяжение связок грудного отдела позвоночника и закрытый неосложненный компрессионный перелом трех позвонков.

Стоит отметить, что 18 марта гостями очередного выпуска программы НТ «Скажите, доктор» стали психотерапевт, психиатр-нарколог Светлана Иванова и медицинский психолог Александра Науменко.

Темой выпуска стало аддиктивное поведение подростков (продиктованное потребностью уйти из реального мира с помощью интернета, азартных игр, алкоголя и так далее). 

Во время эфира специалисты рассказали, как родителям добиться доверия в отношениях с детьми, а также ответили на различные вопросы телезрителей о сложностях во взаимопонимании между поколениями.

{youtube https://youtu.be/0DiTwKclTqI}

Фото: №1,3,4 ‒ pixabay.com, №2 ‒ личный архив Михаила Лукова.

Источник: 53 новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
010203
04050607080910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь