Психолог рассказал, как родителям вовремя узнать об опасных увлечениях детей
Недавно наше издание рассказывало о новой опасной игре под названием «Вызов прыжка», которая набирает популярность среди российских школьников.
Её суть заключается в том, что три человека одновременно подпрыгивают, и в прыжке двое крайних подсекают под ноги третьего, который находится в центре. Как правило, после этого человек падает. По мнению врачей, подобная игра может стать причиной как перелома позвоночника, так и сотрясения мозга, и даже закончиться летальным исходом.
Но почему детям интересны подобные увлечения? И как родителям вовремя понять, что их ребенок занимается чем-то опасным? Об этом и многом другом мы пообщались с новгородским психологом Михаилом Луковым.
— Как вы считаете, почему подростков тянет на различные опасные развлечения? Например, игра «Вызов прыжка»?
— Эта игра очень похожа на подростковое «взять на слабо». Наиболее подвержены такому воздействию дети с нестабильной самооценкой. Если ребенок не знает, как к нему относятся окружающие, то ему будет важно доказать, что он не хуже других. Он будет готов ввязаться в любую авантюру, лишь бы не ударить в грязь лицом.
Важнейшую роль в этой ситуации играет семья. Если родители принимают своего ребенка таким какой он есть, уделяют ему внимание, имеют доверительные отношения, то уверенность в себе у него будет значительно выше. А вероятность того, что его втянут в опасную игру, уменьшается. В психике формируется такая связка: «Если самые важные люди – родители ‒ меня принимают, то это значит, что со мной все в порядке. А те, кто подвергают этот факт сомнению, пытаются мной манипулировать».
Если же родители постоянно критикуют ребенка, не доверяют ему, то он и сам начинает сомневаться в себе, и начинает искать подтверждение своей значимости со стороны. Пусть даже через доказательство: «Я могу это сделать».
— Как родителям понять, что их ребенок увлечен чем-то опасным?
— Если вы хотите понять, что происходит в жизни ребенка, то нужно с ним разговаривать. Это должно быть на регулярной основе, а не только тогда, когда вы заподозрили что-то неладное. Когда есть доверие, ребенок сам поделится тем, что для него важно, чем он увлечен.
— Что делать в ситуации, когда родители видят, что у ребенка что-то случилось, но он не идет с ними на контакт?
— Если ребенок не идет на контакт, то, скорее всего, он вам не доверяет. Для него небезопасно рассказать что-то личное из своей жизни. Или он уверен, что не найдет понимания. Доверие важно на протяжении всей жизни. Если оно пропало, то в ситуации кризиса вероятность откровенного разговора уменьшается вдвойне. В этом случае необходимо создать обстановку максимальной безопасности для ребенка. Он должен чувствовать: что бы ни случилось, вы на его стороне. Не будете ругать, осуждать, а постараетесь спокойно помочь в сложившейся ситуации.
— Стоит ли ругать ребенка за его провинности или этим можно только усугубить ситуацию?
— Ругать не стоит, это поставит барьер между вами и ребенком. В первую очередь, необходимо понять причину произошедшего. Случайно ли так вышло, по незнанию или намеренно. Если вы покажете, что искренне хотите разобраться в ситуации и помочь, то это значительно повысит доверие к вам.
— Если ребенок много времени проводит в интернете, стоит ли родителям следить за его действиями в соцсетях, нарушая, тем самым, его личное пространство?
— Здесь опять же ключевым является вопрос доверия. Вторгаясь в личное пространство ребенка, вы косвенно сообщаете ему: «Я тебе не доверяю и буду следить за тобой, чтобы контролировать поступки». Если у вас с ребенком хороший контакт, то он сам будет делиться своими переживаниями и тем, что происходит у него в жизни. Как минимум, вы почувствуете, что что-то не так, без явной слежки. В противном случае, он будет еще сильнее закрываться и найдет способ, чтобы его не смогли отследить. Проблему вы не решите, а ребенок будет чувствовать себя еще более одиноким.
— Некоторые родители считают, что после 16-летия детям можно давать полную свободу. Правы они или нет?
— Многие воспринимают слово «свобода» как синоним слову «вседозволенность». Это не совсем так. Настоящую свободу можно получить, лишь взяв ответственность за свою жизнь. Поэтому ответ такой: необходимо прививать ребенку ответственность за свои поступки. Причем начинать важно с самого раннего возраста. Тогда к 16 годам подросток сможет быть самостоятельным во многих сферах жизни. Если же просто сказать: «Тебе уже 16 (или 18), теперь живи как хочешь», то это то же самое, что бросить в воду не умеющего плавать. К этому нужно планомерно готовить. Сколько бы лет ни было вашему ребенку, ему важно чувствовать поддержку, главным образом, эмоциональную. Всего остального он добьется сам.
Напомним, что в конце февраля школьница в Омске сломала позвоночник, когда решила поиграть в «Вызов прыжка». Медики диагностировали у девочки растяжение связок грудного отдела позвоночника и закрытый неосложненный компрессионный перелом трех позвонков.
Стоит отметить, что 18 марта гостями очередного выпуска программы НТ «Скажите, доктор» стали психотерапевт, психиатр-нарколог Светлана Иванова и медицинский психолог Александра Науменко.
Темой выпуска стало аддиктивное поведение подростков (продиктованное потребностью уйти из реального мира с помощью интернета, азартных игр, алкоголя и так далее).
Во время эфира специалисты рассказали, как родителям добиться доверия в отношениях с детьми, а также ответили на различные вопросы телезрителей о сложностях во взаимопонимании между поколениями.
{youtube https://youtu.be/0DiTwKclTqI}
Фото: №1,3,4 ‒ pixabay.com, №2 ‒ личный архив Михаила Лукова.
Источник: 53 новости