Архив раскрывает тайны. Страницы истории Вяжищского монастыря
В хранилищах государственных архивов Новгородской области — сотни тысяч документов. Прикосновение к каждому вызывает трепет сопричастности подлинной человеческой жизни, закончившейся десятилетия, а может быть и столетия назад, но готовой говорить с нами, живущими сегодня. «53 новости» и государственные архивы Новгородской области публикуют цикл очерков, который может стать бесконечным. Бесконечным, как судьбы людей, стоящие за длинными номерами и шифрами «единиц хранения». Возможно, генетический код нашей земли зашифрован в них…
Вяжищский монастырь впервые упоминается в летописи под 1411 годом в связи со строительством деревянной церкви во имя святого Николая чудотворца. По-видимому, основание монастыря следует относить ко времени, непосредственно предшествовавшему этому событию. Монастырь был основан вблизи трассы Водской дороги, связывавшей Новгород с его северо-западными владениями. Подъем Вяжищского монастыря, безусловно, следует связывать с именем новгородского архиепископа Евфимия II. Будущий святитель еще в молодости принял постриг в Вяжищском монастыре и затем на протяжении всей своей жизни не терял с ним связи. В 1434-1458 годах он возглавлял архиерейскую кафедру Новгорода. Именно при Евфимии II в Вяжищском монастыре развернулось большое каменное строительство, а монастырь получил крупные земельные владения, ставшие впоследствии основой его самостоятельности. В 1436-1439 годах был построен, а в 1441 году расписан каменный Никольский собор, в 1457 году – каменная трапезная церковь.
Пергаменный лист Евангелие-апрокос от Матфея. XV в. ГАНО. Ф. 513. Оп. 1. Д. 1а. Л. 1.
Самый ранний документ, находящийся на хранении в Государственном архиве Новгородской области — пергаменный лист из Евангелия апракос, также относится ко времени святителя Евфимия. Лист был выявлен только в 1982 году в результате усовершенствования описи старшим архивистом Верой Семеновной Мурзиной. Пергаменный лист был сложен пополам и использовался как обложка архивного дела, в него были вшиты другие листы. После проведенных реставрационных работ лист был выделен как отдельная единица хранения. Выдающийся знаток рукописной книжности О.А.Князевская датировала его второй четвертью XV века, она же определила, что этот лист является частью роскошного пергаменного Евангелия, хранящегося ныне в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки. Э.С.Смирнова в своем исследовании, посвященном иллюстрированным новгородским рукописным книгам XV века, охарактеризовала эту рукопись как центральный памятник искусства книги Новгорода того времени. Подобная рукопись могла выйти, скорее всего, только из скриптория при Доме Святой Софии. Поэтому можно с полным основанием предположить, что Евангелие, лист которого сохранился в собрании Государственного архива Новгородской области, было написано по заказу архиепископа Евфимия II и вложено им в один из построенных им же каменных храмов Вяжищского монастыря.
В конце XV века, по сведениям писцовых книг, монастырь имел земельные владения во всех новгородских пятинах, кроме Бежецкой. К наиболее крупным относились владения близ монастыря в Заверяжье и Егорьевском Луском погосте Водской пятины, а также в Толвуйском погосте Обонежской пятины.
Важное значение Вяжищского монастыря в XVI веке подтверждается тем фактом, что его игумен в качестве члена освященного собора 1589 года подписал грамоту об учреждении патриаршества в России.
В начале XVII века, в эпоху Смуты, Вяжищский монастырь, как и вся Русская земля, пережил тяжелые испытания. Шведская оккупация Новгорода коснулась его самым непосредственным образом, так как монастырь находился на Водской дороге. Именно эта дорога стала в 1611-1617 годах самой оживленной магистралью Новгородской земли, по которой шло снабжение шведских войск и поддерживались контакты со Швецией.
Но после окончания шведской интервенции Вяжищский монастырь быстро возрождается, и на XVII век приходится его подлинный расцвет. В середине столетия повышается статус настоятелей Вяжищского монастыря — с 1651 года они стали носить титул архимандрита. Впервые это было зафиксировано в настольной грамоте новгородского митрополита Никона (будущего патриарха), выданной архимандриту Евфимию при его переводе из Хутынского монастыря в Вяжищский.
В конце XVII века в монастыре развернулось грандиозное строительство, полностью изменившее его облик. В 1681-1685 годах на месте древнего Никольского храма XV века был выстроен новый грандиозный собор, а в 1694-1697 годах был возведен храм Иоанна Богослова и Вознесения с трапезной палатой и колокольней. В результате монастырь приобрел тот облик, который сохраняется и доныне. Особенно выделяется своим декоративным убранством трапезная церковь, фасады которой опоясаны поясами полихромных изразцов. Высказывалось предположение, что эти изразцы изготавливались непосредственно на месте строительства мастерами, прошедшими выучку в мастерской при валдайском Иверском монастыре.
После того, как в 1698 году буря сорвала главы и кровли на соборах, начались работы по их восстановлению. Богословская церковь была освящена 8 декабря 1702 года, Вознесенская — 2 декабря 1708 года митрополитом Иовом. Ремонт каменных храмов выполняли каменщики — Симон с братом. Деревянные постройки возводили крестьяне Толвуйской волости Олонецкого уезда — вотчины Вяжищского монастыря. В 1708 г. над трапезной была сооружена каменная пятиглавая колокольня, первоначально имевшая 10 колоколов. Вес самого большого колокола, отлитого мастером Дмитрием Матвеевым неизвестен. Второй колокол весил 62 пуда, третий – 28 пудов и ещё 7 — от 10 пудов и меньше.
В 1764 году по указу Екатерины II «О секуляризации церковных и монастырских земель» Вяжищский монастырь лишился собственных вотчинных имений и стал штатным, то есть стал получать годовое жалование, и был причислен ко II классу.
В разные годы количество проживающих в монастыре менялось. По реестру Николаевского Вяжищского монастыря, составленному в 1722 году, в нём проживало 42 монашествующих. В 1724 году их количество уменьшилось до 38, а в 1725-м — до 34. По статистическим сводкам 1734 года в монастыре находилось 18 монашествующих и священноцерковнослужителей, 41 служитель. В 1864 году штат монастыря состоял из настоятеля, 3 иеромонахов, 1 иеродиакона, 1 священника, 1 диакона, 2 монахов, 9 послушников - всего 18 человек. В 1894 году в монастыре числился 21 человек: настоятель, 5 иеромонахов, 3 иеродиакона, 1 диакон, 2 монаха, 9 послушников. В 1914 году - настоятель, 5 иеромонахов, 4 иеродиакона, 1 монах, 3 указных послушника, 9 проживающих на испытании по документам.
По описи 1739 года в монастыре числились каменные церкви: соборная во имя Николая Чудотворца, «во имя святителя Евфимия, архиепископа Новгородского, чудотворца, в которой имеются означенного чудотворца Евфимия мощи», церковь во имя святого апостола Иоанна Богослова с приделом во имя Вознесения Господня и с трапезной. К трапезной была пристроена колокольня с колоколами и боевыми часами. На территории монастыря находились семь келий каменных и восемь деревянных, «сад с яблоневыми деревьями» и «два огорода для сажения овощей». Среди хозяйственных построек находилась братская баня с предбанником. За территорией монастыря находилась деревянная часовня «на большой дороге… для сбора от доброжелателей» подаяний, яблоневый сад, в котором располагалась настоятельская баня с предбанником, огород. В существующей при монастыре кузнице выковывались подковные гвозди, петли для ворот, топоры и прочее.
По свидетельству архивных документов XVIII-XIX веков в Вяжищском монастыре постоянно велись строительные и ремонтные работы. Так в 1780 году на ремонт обветшавшей главы на соборной церкви было израсходовано 500 рублей, выданных по просьбе настоятеля Вяжищского монастыря архимандрита Поликарпа из конторы государственной коллегии экономии, о чём был составлен подробный отчёт. А в отчёте за 1843 год сообщается, что в монастыре «1. Отбелены два раза серой и белой известью соборная церковь с принадлежащими к ней переходами, также Вознесенская вместе с Богословской, колокольня и настоятельский корпус; 2. Исправлены некоторые братские келии; 3. …окрашены кровли масляной краской; … 5. Устроены три амбара на столбах для различных служб; 6. Часовня при монастыре подрублена новыми брёвнами и окрашена; 7 Часовня каменная, находящаяся при С.-Петербургском шоссе, отштукатурена и обелена известью…».
После Октябрьской революции в жизни монастыря произошли кардинальные перемены. Согласно циркуляра Новгородского губернского земельного Совета от 27 ноября 1917 года № 2609 хозяйство трудового типа Вяжищского монастыря было принято по акту от 28 февраля 1918 года в заведывание Троицким земельным Советом. А по акту от 10 октября 1918 года об отобранных и оставленных за монастырем землях, монастырю отходили 30 десятин земли. Монастырские храмы с богослужебными предметами от Новгородского губернского Совета рабочих и крестьянских депутатов приняли граждане деревни Вяжищи для религиозных потребностей. Точной даты постановления о ликвидации Вяжищского монастыря нет, процесс растянулся до конца 1930-х, когда были закрыты монастырские храмы. По сведениям 1919 года состояние Вяжищского монастыря было «весьма удовлетворительно, благодаря образованию при монастыре прихода». На 1919 год братии значилось 10 человек. Своими силами они обрабатывали землю. Средств на ремонт построек уже не хватало, дали течь крыши, отваливались художественные изразцы.
Новый этап в закрытии религиозных центров наступил в 1929 году, после выхода 8 апреля постановления Президиума ВЦИК «О религиозных объединениях». Ликвидировались и церкви Вяжищского монастыря: 26 октября 1929 года была произведена ликвидация церкви Ивана Богослова с трапезной и церкви Вознесения. Имущество распределено между школой, коллективом верующих, окружным музеем, окрархивом.
Договор на бесплатное пользование церковью Николая Чудотворца был заключен 28 марта 1929 года. На общем собрании коллектива верующих 20 декабря 1931 года Никольскую церковь постановили добровольно передать для использования под культурные цели колхоза. За коллективом верующих предлагалось оставить церковь в честь святителя Ефимия. На основании постановления президиума Новгородской райисполкома 3 января 1932 года произведена «ликвидация» церкви Николая чудотворца – верхнего храма Никольского собора. Имущество распределили между хозяйственным отделом ОГПУ, районным музеем, колхозами Сырковского сельсовета, Госфондом. В 1961 году здание Никольского собора использовалось под клуб и контору совхоза «Гвардеец». Богослужения продолжали совершаться в нижнем храме св. Евфимия.
Договор на бесплатное пользование церковью в честь святителя Ефимия был заключен 23 ноября 1929 года. Согласно постановлению Ленинградской областной комиссии по вопросам культа от 5 мая 1936 года предписывалось церковь святителя Ефимия закрыть и передать в ведение госмузея. Основанием служило, что «в том же здании находится школа, помещение церкви содержится бесхозяйственно, вследствие чего подвергается разрушению, ближайшее же молитвенное здание, расположенное на расстоянии 7 км, вполне достаточно для удовлетворения религиозных нужд». На что в Ленинградский областной исполнительный комитет было дано объяснение двадцаткой Вяжищской церкви, что «школа находится в ином здании, следов разрушения в подвальном помещении, занимаемом церковью нет и капитального ремонта не требуется, а ближайшие церкви располагаются в 14-ти км». В 1939 году было предложено использовать закрытую церковь под овощехранилище, но Президиум Верховного Совета РСФСР постановил согласовать использование церкви с местным краеведческим музеем, так как здание состояло на государственной охране.
В дальнейшем значительный урон постройкам монастыря нанесла Великая Отечественная война. В 1947 году Вяжищский монастырь был внесен в список памятников архитектуры, подлежащих государственной охране на территории РСФСР. В 1954 году Вяжищский монастырь был внесен в список памятников архитектуры Новгорода и Новгородской области, в связи с чем для них были заказаны охранные доски. В 1960 года состояние Вяжищского монастыря было признано аварийным, монастырь внесен в список на проведение ремонтных работ, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР № 1292 от 20 ноября 1958 года. С 1964 года в монастыре были начаты восстановительные и проектно-изыскательные работы, на период 1964-1978 годов было запланировано восстановление изразцов. Автором проекта реставрации монастырского комплекса стал архитектор-реставратор Л.Е. Красноречьев. Основной объем реставрационных работ был выполнен в 1970-е годы. По заключениям инженера Н.П. Зворыкина первостепенной задачей ставилось обеспечить сток воды с территории монастыря, ремонт кровли. В 1989 году для восстановления Вяжищского монастыря по обращению митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия Холмским райисполкомом и Новгородским облисполкомом были переданы обломки мраморного иконостаса недействующего Рдейского монастыря.
Возрождение монастыря началось в период празднования 1000-летия крещения Руси. Постановлением Совета по делам религий при Совете Министров СССР от 14 октября 1988 года Вяжищский монастырь был передан Новгородскому епархиальному управлению Московской патриархии. По акту от 31 июля 1989 года постройки бывшего Вяжищского монастыря были переданы Новгородскому епархиальному управлению. В 1990 году в нем возродилась монашеская жизнь в качестве женского монастыря. Сюда были переведены сестры Пюхтицкого монастыря. 6 октября 1995 года монастырь получил статус ставропигиального.
Заведующая. отделом использования документов Государственного архива Новгородской области Екатерина Федоровна Михайлова.
Источник: 53 новости