Объясняем: как учиться в школе дистанционно
С 23 марта, в связи с профилактикой распространения коронавирусной инфекции в регионе, школьники Новгородской области перешли на дистанционное обучение. В настоящее время занятия проходят на семи образовательных платформах.
Почему новгородские учителя используют именно эти площадки, как правильно организовать домашний процесс обучения, а также о том, насколько важен контакт ученика с педагогом, «53 новостям» рассказала ректор Регионального института профессионального развития Ирина Середюк.
– Какими принципами в выборе платформ дистанционного обучения руководствовалось министерство образования Новгородской области?
– На этих платформах давно работают наши педагоги. К примеру, известная «Российская электронная школа» (РЭШ). На ней собраны записи уроков от лучших педагогов страны. Подготовкой этих материалов занималось министерство просвещения.
С «Яндекс.Учебником» школы Новгородской области также хорошо знакомы.
В прошлом году мы, в качестве пилотного региона, опробовали платформу Skyeng. Поэтому уже в настоящее время мы рекомендуем её использовать – она знакома руководителям образовательных учреждений и педагогам.
«Учи.ру» в основном используется педагогами для младших школьников.
На самом деле, платформ множество. Но мы рекомендуем педагогам именно эти, так как они с ними уже хорошо знакомы, а с некоторыми работают уже много лет.
– То есть они себя зарекомендовали?
– Конечно. А в наполнении РЭШ участвовали даже педагоги из Новгородской области – записывали свои уроки.
Сказать, чтобы какая-либо школа использовала какую-то определённую платформу мы, само собой, не можем. Просто у каждого образовательного учреждения уже есть опыт работы с тем или иным инструменталом. Мы просто даём рекомендации.
– Когда мы говорим о дистанционном обучении люди, как правило, делятся на две категории: те, кто за и те, кто против. Противники такой формы обучения говорят о том, что при отсутствии непосредственного контакта процесс замедляется, а то и вовсе становится неэффективным. В нашем случае выбирать, конечно, не приходится. Однако вопрос насущный. Так ли важен контакт «глаза в глаза» в обучении? И что в первую очередь страдает от отсутствия личного контакта ученика с учителем?
– Контакт, безусловно, важен. Но сейчас существует масса вариантов для индивидуального контакта педагога с учеником. К примеру, через социальные сети. То есть даже при дистанционном обучении контакт всё равно есть. Это не так работает, что «ребёнок вышел на дистанционную платформу, послушал какого-то неизвестного учителя и больше ничем не занят». Нет. У педагогов прописаны все занятия. Существует технологическая карта. И согласно этой карте, учитель выстраивает свой урок. Связь между педагогом и учеником не теряется.
Уже когда ребёнок индивидуально захотел что-то узнать, помимо программы, – всё зависит от него. В этом случае он сам выбирает, что ему посмотреть и на какой платформе. Что-то могут порекомендовать родители. Сейчас существует множество виртуальных образовательных ресурсов.
Конечно,непосредственный контакт ученика с учителем необходим. Но сегодняшняя ситуация – это временные меры. Мы не говорим о тотальной замене. Однако элементы дистанционного урока можно применять и без карантина, в любое время. Это же новые технологии, они интересны детям. Это только плюс для образовательного процесса.
– Как, по-вашему, должен выглядеть идеальный дистанционный урок?
Каждый учитель выстраивает свой урок сам. Для меня идеальный дистанционный урок, как для педагога, должен быть таким: я сама должна появиться на экране, сказать детям, что мы делаем, потом включить какую-либо дистанционную платформу, поработать с информацией, закрепить материал, получить обратную связь от детей. Такой урок методически выстроен. Обратная связь от ребёнка очень важна – понял он материал, не понял, остались вопросы. Все всё видят и воспринимают по-разному.
– Учёба из дома требует определённой самодисциплины. Как мотивировать ребёнка к обучению, когда вокруг привычная домашняя «зона комфорта»? Может, вы дадите пару советов родителям о том, как правильно организовать дистанционный учебный процесс?
– У ребёнка должны быть комфортные условия для занятий. Необходимо, чтобы ребёнок сконцентрировался, подготовился, включил свой гаджет, дистанционную платформу. Мы рекомендуем, чтобыурок был не более 30 минут. Промежуток от занятия до занятия должен быть также 30 минут. У ребёнка должно быть время на отдых. Дистанционное обучение – это уже совсем другое расписание. Это уже не семь уроков у экрана – это однозначно. В сумме занятия должны длиться не более трёх с половиной часов.
Конечно, очень важна поддержка родителей. К примеру, вместе посмотрите с ребёнком урок. Необходимо показать свою заинтересованность процессом. Я считаю, что родителям однозначно нужно увидеть всё самим и понять, какие сейчас есть возможности для обучения.
– Если в семье несколько детей, и они учатся в разных классах, а гаджет всего один, как планируются уроки?
– Конечно, это определённые сложности. Но всегда есть возможность договориться с учителем. Мы рассматриваем также ситуации, когда в семье вообще нет технических возможностей для дистанционного обучения. Тогда речь идёт об индивидуальных занятиях. Учитель может отправлять смскус заданием для ребёнка: прочитать определённую литературу, изучить что-либо. Также есть возможность индивидуально договориться с учителем. Так мы работали и раньше. В настоящее время существуют варианты, которые мы не можем предусмотреть. Это действительно сложно, но всё решаемо.
Региональный институт профессионального развития в эти дни оказывает поддержку учителям по дистанционному обучению. Вся необходимая информация есть на официальном сайте учреждения. Институт также проводит вэб-обучение. На сайте есть ссылка на вэбинары, в которых всё удобно пошагово объясняется: как зарегистрироваться на платформе, как завести свой класс, как проверить уроки. Кстати, родители также могут зарегистрироваться на платформе и получить доступ к классу.
Фото 1: pixabay.com.
Фото 2 и инфографика предоставлены министерством образования Новгородской области.
Источник: 53 новости