Дмитрий Иванов (Бардымский). «Рок над Северной Пальмирой». Анатолий Гунницкий
«53 новости» продолжают публиковать книгу известного новгородского музыканта Дмитрия Иванова (Бардымского) «Рок над Северной Пальмирой. Интервью, лирические отступления». Предыдущие главы вы можете прочитать по этой ссылке.
Сегодня мы публикуем главу «Анатолий Гунницкий (мнение Старого Рокера)».
Анатолий Гунницкий, именующий себя Старым Рокером уже лет тридцать, — это музыкальный критик, специализирующийся в основном на русском роке. Он также поэт и драматург, радио и тележурналист. Анатолий стоял у истоков создания группы «Аквариум», принимал участие в работе ленинградского рок-клуба, писал статьи для самиздатовского журнала «Рокси» и музыкальной газеты «Рокси-экспресс», и ещё он - автор нескольких поэтических сборников.
В 2007 году в издательстве «Амфора» вышла его книга «Записки Старого Рокера». Книга интересна не только статьями о российских, в основном питерских музыкантах, но и рецензиями на некоторые альбомы и концертные программы групп, как хорошо ныне известных, так и уже забытых. Эта информация даёт возможность вспомнить эти группы и альбомы, познакомиться с ними и, может быть, узнать для себя что-то новое о них.
Интервью с Анатолием Гунницким (А.Г.) состоялось в 2013 году.
- Считаете ли вы, что русский рок состоялся как культурное явление «на удивление всему миру», как пел когда-то Шевчук.
А.Г.: Я сам часто цитирую эти слова Юры в своих статьях. Нет, не взошёл и, видимо, не взойдёт. Он не достиг того уровня, какой есть там. Наша самая крутая группа, если говорить обобщённо, играет слабее, чем западная группа среднего уровня. Проблема также заключается в том, что на Западе рок стал всенародным явлением, а у нас этим интересуется лишь небольшая часть населения нашей необъятной страны.
- Есть ли в нашей стране какое-то сообщество, занимающееся популярной музыкой на государственном уровне, или всё пущено на самотёк?
А.Г.: Я сейчас как-то перестал следить за тем, что происходит с развитием этой музыки. Когда я активно занимался журналистикой и работал на радио, то интересовался всем этим больше, но насколько я знаю, такой структуры у нас нет.
- Как вы думаете, что нужно делать для того, чтобы молодёжь знала лучшие песни отечественной и зарубежной рок-музыки?
А.Г.: Честно говоря, я не очень хорошо понимаю психологию теперешней молодёжи, поэтому затрудняюсь с конкретным ответом.
- Как вы думаете, имеет ли английский язык преимущество перед русским при написании и исполнении песен в жанре рок?
А.Г.: Да, он удобней для этой музыки. Он ведь и возник в англоязычных странах.
- Как вы думаете, насколько справедливо высказывание Платона о том, что «ритмы и лады музыки, достигая глубин души, воздействуют на мысль, делая её сообразной им самим»?
А.Г.: В этом есть, конечно, большой резон.
- В продолжение этого вопроса: может ли современная рок-музыка в каких-то крайних её проявлениях способствовать падению нравов в обществе?
А.Г.: Музыка может в какой-то степени способствовать, как взлёту, так и падению нравов. Всё зависит от самой музыки, от общества и от конкретного слушателя. Хотя, в общем-то, прямой зависимости я не вижу. Помните, как раньше утверждалось, что рок-музыка может привести к распаду личности. Сейчас это вроде бы уже прошло. Прошло, но не совсем. Некоторые элементы этого сознания до сих пор остались в нашем государстве. В целом я считаю, рок-музыка не может способствовать падению нравов, хотя может по-своему восприниматься какими-то отдельными персонажами.
- Известен ли вам механизм раскрутки молодых, талантливых исполнителей в масштабе нашей страны, в мировом масштабе?
А.Г.: Механизм в принципе один и тот же, как здесь, так и там. Там это механизм уже налажен десятилетиями — это уже отработанная структура, У нас это происходит так же, как и там, но в более сдавленном, более сжатом варианте. Были эпизодические поездки на Запад. В начале, русский рок воспринимался там, как экзотика, но в дальнейшем это не стало интересно массовому западному слушателю и какого-то перелома в восприятии нашей музыки не произошло. Мы как всегда идём своим путём, повторяя всё то, что уже было сделано там, но несколько в другой ситуации и другой сфере. Вот и всё.
- Так в чём же дело? У нас нет такого механизма продвижения или нет талантливых исполнителей?
А.Г.: Талантливых исполнителей у нас много. Тот же «Аквариум» довольно часто выступал в США и странах западной Европы, как и «ДДТ». Были большие поездки, большие туры. Но кто на них ходил? В основном ходили русские эмигранты. Это происходило раньше и это происходит теперь. Круг слушателей нашей рок-музыки там узок и сама эта музыка не стала там сенсацией, каким-то крупномасштабным явлением. Исключением, может быть стал Израиль, поскольку там очень много эмигрантов из России. Наши музыканты любят туда ездить. Они получают там хорошие деньги, но, повторяю, всё это события локального значения.
- А альбом БГ «Radio Silence»?
А.Г.: Я помню это время, эту поездку, как это всё происходило. До поездки в США Гребенщиков делал ставку на этот альбом, он работал там с хорошими музыкантами. Получился хороший альбом, но он не стал там явлением по большому счёту.
- Он ещё ведь записывал альбомы на Западе?
А.Г.: Он записал в Англии альбом «Радио Лондон». Опять же хороший альбом, но, спустя какое-то время оказалось, что ярким явлением там он тоже не стал.
- Насколько, по-вашему, востребована сегодня серьёзная академическая музыка: опера, симфония, балет?
А.Г.: Я не могу назвать какие-то конкретные цифры, но всё же не думаю, что академическая музыка не находится сейчас в загоне, как и джаз. В таком городе, как Петербург, всегда есть куда пойти, исходя из собственных музыкальных пристрастий. Апофеоз рок-н-ролла всё-таки сейчас пошёл на спад. Сейчас всё воспринимается немного под другим углом. Происходит смешение жанров и так далее.
- А какие-то молодые группы вы можете выделить?
А.Г.: Совсем молодые, наверное, нет. Я сейчас несколько отошёл от этого. Ну, вот, «Animal ДжаZ», мне нравится. Но, однако, каких-то ярких музыкальных событий у нас, в России, я не наблюдаю. Или, может быть, просто мало сейчас слежу за этим.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Фото 1: Википедия (Алексей Балакин); фото 3: Википедия. Концерт «Аквариума» в Германии в 2004 году
Источник: 53 новости