Архивы раскрывают тайны: Прадедушка классного журнала

19 апреля 2020 год, 23:02
Архивы раскрывают тайны: Прадедушка классного журнала

В хранилищах государственных архивов Новгородской области — сотни тысяч документов. Прикосновение к каждому вызывает трепет сопричастности подлинной человеческой жизни, закончившейся десятилетия, а может быть и столетия назад, но готовой говорить с нами, живущими сегодня. «53 новости» и государственные архивы Новгородской области публикуют цикл очерков, который может стать бесконечным. Бесконечным, как судьбы людей, стоящие за длинными номерами и шифрами «единиц хранения». Возможно, генетический код нашей земли зашифрован в них…

В своей повседневной жизни каждый из нас пользуется различными документами. Но мало кто задумывается над тем, что привычные для нас официальные бумаги прошли длинный путь в развитии своих форм – сто, двести, а тем более триста лет назад они выглядели иначе, не так как сейчас. В современном мире все процессы происходят с огромной скоростью. Благодаря цифровым технологиям многие знакомые нам с детства документы переводятся в электронную форму и непросто теряют привычный для нас «бумажный» вид, но и выходят из употребления, полностью заменяясь электронными. Это касается и такого документа, как школьный классный журнал. Да, тот самый журнал, в который учителя ставили нам отметки по разным предметам, записывали пройденные темы и домашние задания, сведения об учениках и их родителях. Для современных школьников, знакомых с электронной формой журнала, размещенной на платформе дневник.ru, этот вид документа уже стал раритетным.

Знакомая нам форма классного журнала сложилась не сразу, меняясь на протяжении столетий. Появление этого вида документов относится к началу XVIII века — времени создания в России регулярной школы. Известно, что первые регулярные школы открывались по указам Петра I при архиерейских домах. При Новгородском архиерейском доме школа была открыта в 1706 году братьями Лихудами. Она располагалась на территории владычного двора в корпусе, который и сейчас носит название «Лихудов». В ней преподавали грамматику церковнославянского и греческого языков, риторику и пиитику. В 1740 году школа была преобразована в духовную семинарию и переведена в Антониев монастырь. В семинарии было восемь классов, или как их тогда называли школ. В четырех низших школах — фаре, инфиме, грамматике и синтаксиме – изучали латинский язык, на котором велось обучение в средних и высших школах. Пиитику и риторику изучали в средних школах. Высшими школами считались школы философии и богословия.

Ведомость учеников Новгородской духовной семинарии. 1754 г. Государственный архив Новгородской области. Ф. 480. Оп. 1. Д. 929. Л. 2.

В фонде Новгородской духовной консистории Государственного архива Новгородской области сохранились документы, раскрывающие историю этих учебных заведений. Наиболее ценными из них являются ведомости учащихся, ставшие прототипом классного журнала. Первоначально ведомости состояли из одного-двух листов текста, оформленного в виде таблицы. Такое небольшое число листов было связано с малым количеством учащихся школ. Только в семинарии, где в одном классе могло учиться больше 50 человек, а общее число семинаристов превышало 300, ведомости становятся многостраничным документом по форме своей напоминающим классный журнал.

Причины составления ведомостей учащихся не совсем понятны. По всей видимости, ведомости архиерейских школ заполнялись учителями ежемесячно, что было связано с экономическими причинами – выдачей учащимся хлебного жалования. В ведомостях 1720-х века есть графа, в которой отмечены учебные и не учебные дни месяца. За последние, как известно, учащиеся хлеба из домовой казны не получали. При этом в ведомостях отмечалось, какой материал был пройден в течение месяца и какую оценку получил учащийся. В семинарии ведомости составлялись один раз в год с целью учета успеваемости семинаристов. В течение учебного года семинаристы изучали один предмет, соответствовавший названию класса (школы) — пиитика, риторика, философия, богословия. Правда, находится в одном классе семинаристы могли несколько лет и это не всегда зависело от их успеваемости. Например, в первой половине 1740-х семинаристы «сидели» в классе риторики четыре года, пока в 1746 году архиепископ Новгородский Стефан (Калиновский) не разрешил открыть новый философский класс.

Содержание разделов школьной ведомости начинает складываться после издания Духовного регламента в 1721 году, когда обучение детей духовенства становится обязательным. Степень информативности ведомостей в разные годы не была одинаковой. Проследить это возможно по документам Новгородской архиерейской школы и духовной семинарии.

Одним из ранних образцов ведомости архиерейской школы, является «Табель великоновгородския грекославянския школы учеников…» Табель датирована декабрем 1723 года и состоит из четырех разделов: табели «…учеников гречески учащихся», «…учеников славенски учащихся», «…учеников, вновь принятых» и «сумма». Табели учеников «гречески» и «славянски учащихся» имеют следующую структуру: «сын отца» (происхождение), «чин ученика», имя и возраст ученика, «кто, что изучил», «во учении кто каков», «не учебные сего месяца дни». Следует отметить, что графа «чин ученика» встречается только в ранних ведомостях. Для раннего периода в истории Новгородской архиерейской школы было обычным явлением обучение в школе молодых людей, имевших низшие церковнослужительские и канцелярские чины — диаконы, дьячки, подьяки, пономари и так далее. Это объясняется тем, что первые ученики школы, учившиеся у братьев Лихудов, в большинстве своем были уже взрослые люди. Позднее эта практика исчезает, и в ведомостях указаны только учащиеся школьного возраста.

Особый интерес в этих ведомостях представляет графа «во учении кто каков». Успеваемость учащихся в XVIII веке оценивалась не по привычной пятибалльной системе. Спектр оценок, выставляемых преподавателем, был гораздо шире. Положительные оценки представлены в ведомостях следующим образом: «понятен», «прилежен», «остроумен», «посреднему», «прилежнопонятен», «прилежнотщателен и остроумен»; удовлетворительные и неудовлетворительные оценки: «понятен, но ленив», «непонятен», «ленив», «туп».

В ведомостях архиерейской школы за 1725–1726 годы вместо графы «во учении кто каков» встречается графа «ум и память», в которой представлены не оценки, а скорее краткие характеристики способностей учащихся: «острота и память средняя», «остроумен и память добрая», «средния памяти и остроты», «память добрая», «память и острота средняя», «в понятии и памяти посреднему», «остроумен, но память средняя», «туп и малопонятен», «туп и память посреднему». В этих же ведомостях есть графа «нравы», в которой сделаны отметки о поведении учащихся — «смирен», «смирен и послушен», «послушен и подобострастен», «смирен, послушен, не крадет, прилежен», «смирен, упрям», «прилежен», «прост», «ленив, обманчив», «ленив, непостоянен», «ленив, играет», «ленив, драклив и дерзок», «ушник и лукав», «несмирен, пьяница, сворлив, непослушен» и другие.

Табель об успеваемости учащихся Новгородской грекославянской школы. 1723 г. Государственный архив Новгородской области. Ф. 480. Оп. 1. Д. 107. Л. 1.

Окончательная унификация формуляра ведомости епархиальных школ и семинарий в России происходит в конце 1730-х. 23 февраля 1738 году Святейший Синод утвердил «Форму примерную, с каковым изъяснением в святейший Синод из епархией и монастырей о имеющихся в школах учениках ныне прислать и впредь погодно присылать ведомости». В это время школы уже существовали практически во всех епархиях России, даже действовали две академии — в Москве и Киеве, но исследователи истории отечественного образования считают, что прообразом для «Формы примерной …» стали ведомости именно новгородской архиерейских школы. В унифицированном формуляре, спущенном епархиальным властям, содержалась информация об учащемся, его возрасте и происхождении, о времени поступления в школу, о том, что он уже изучил и изучает, а также об успеваемости и причинах выбытия из школы.

После приведения ведомостей к единой форме об их содержании можно судить по ведомости 1753 году, которая является наиболее поздней и полной из известных сегодня ведомостей Новгородской духовной семинарии. В ней содержится информация обо всех семинарских классах: от низшей «фары» до высшего «богословия». Ведомость составлена накануне первого выпуска новгородских семинаристов, состоявшегося в 1754 году, и насчитывает имена 355 учащихся. Графы ведомости «Чему обучены», «Что ныне обучают» и «Кто к науке понятны и кто не понятен» заполнены собственноручно учителями семинарии. Согласно ведомости семинаристов, учившиеся в разных классах, получили следующие оценки: «понятен», «средствен», «средне понятен», «хорош», «посредствен», «слабо понятен», «слаб», «ниже средствен», «весьма слаб», «непонятен», «понятен был бы, но всегда болел», «понятен, только весьма косноязычен», «за болезнью мало когда в школе был» и другие.

Конечно, в дальнейшем, оформление ведомости с отметками учащихся претерпело многочисленные изменения: оценка успехов от словесной формы отзывов перешла к числовой, балльной шкале, да и внешний облик ведомости менялся много раз, особенно в XIX и XX столетиях. Но прообраз школьных ведомостей, появившийся в XVIII веке на заре становления системы регулярного образования в России, связан именно с деятельностью новгородских архиерейских школ.

Заведующая отделом использования документов Государственного архива Новгородской области Екатерина Федоровна Михайлова.

Директор Музея истории Новгородского государственного университета Николай Вячеславович Салоников.

Источник: 53 новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
010203
04050607080910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь