С места преступления — в место заключения
Стали известны подробности воровства нефтепродуктов из трубопроводов в двух регионах.
Броские заголовки новостей, связанные с распространением COVID-19, по понятным причинам надолго заняли первые полосы изданий. Меры по противодействию короновирусу коснулись почти всех сторон жизни россиян, а введенные ограничения отразились на работе большинства предприятий и госучреждений.
Но все эти ограничения не должны остановить деятельность правоохранительных и судебных органов, нельзя допустить, чтобы короновирусная пандемия породила другую криминальную эпидемию. В непростых условиях продолжается расследование уголовных дел, в том числе по топливным преступлениям — о врезках в нефтепродуктопровод на территории сразу двух регионов Северо-Запада.
Как правило, правоохранители расследуют только отдельные эпизоды, связанные с врезками в своем родном регионе. В этом же случае под их прицел попала группировка, предположительно, орудовавшая в разное время на трубе как в Ленинградской, так и в Новгородской областях. Совсем недавно Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга продлил срок содержания под стражей до конца июня новгородским фигурантам этого дела.
О размахе деятельности преступных группировок, последствиях их криминального бизнеса уже неоднократно писали СМИ. Из материалов этого дела известно, что трех участников преступной группы удалось задержать в декабре 2018 года во Всеволожском районе Ленинградской области. Наглость и самоуверенность злоумышленников поражает — свою деятельность они развернули практически у стен объекта культурного наследия федерального значения усадьбы Приютино, проложив туда отвод от магистрального трубопровода. Не секрет, что кустарные врезки — это всегда огромный риск разлива нефти или нефтепродуктов. Страшно представить последствия такой аварии, случись она рядом с памятником истории.
Оперативная съемка. Пример врезки
По факту было возбуждено уголовное дело по части ч. 4 ст. 158 УК РФ (кража в особо крупном размере, максимальная санкция — до 10 лет лишения свободы). Ущерб от их действий оценили в более чем 5 млн рублей.
Вторая «партия» участников группировки попалась оперативникам уже в Новгородской области спустя полгода — в июле 2019 года. Емкость, куда вел отвод от трубопровода, была тщательно замаскирована в лесу, а грузовик, приезжавший за топливом, ничем не выделялся среди большого количества других большегрузных машин, задействованных для работ на железной дороге в этом районе. На месте были задержаны еще двое подозреваемых.
Новгородские полицейские также возбудили уголовное дело по ст. 30, ч. 3 ст. 158 УК РФ (покушение на кражу из нефтепродуктопровода в крупном размере, максимальная санкция — 6 лет лишения свободы).
Оперативная съемка. Пример врезки в Новгородской области
Места совершенных преступлений на одном нефтепродуктопроводе разделяет около 300 километров, врезки совершались с разницей во времени более чем полгода, однако, нашелся признак, который позволил объединить правонарушения в одно производство — это предполагаемые организаторы. Кто-то из них уже был задержан и ждет суда, поиски других продолжаются.
Еще одним связующим звеном в этих делах стал характерный «почерк» врезчиков. Было обнаружено специфическое оборудование для изготовления врезки в трубу, которое выделяет эту группу среди остальных любителей поживиться халявным топливом. Оперативники не исключают, что в деле могут добавиться и новые эпизоды, которые можно будет связать с этой группой именно благодаря определенному «стилю» работы.
Нефтепродуктопровод, на котором орудовали злоумышленники, проходит по территориям семи областей — Нижегородской, Владимирской, Ивановской, Ярославской, Тверской, Новгородской и Ленинградской. Врезчики «работают» везде, где проходит труба-кормилица, не замечая границ регионов. Главное для них — быстро и скрытно изготовить врезку и слить топливо в одном месте, затем переместиться на другое, чтобы не «засветиться» с большим объемом похищенного на месте преступления и не оказаться с реальным сроком в местах заключения.
Оперативная съемка. Емкость в авто
Остановить такой криминальный транзит и вовремя пресечь криминальные врезки возможно только при совместной скоординированной работе правоохранителей всех регионов, где пролегают нефтепродуктопроводы. Лишь в тесном взаимодействии, не давая спуску злоумышленникам на всем протяжении трубы, силовики могут добиться успеха в борьбе с топливными преступлениями, лишив воров мест «безопасной работы».
Сотрудники ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области уже взялись за объединенное дело. Возможно, Центральному аппарату МВД пришло время задуматься о создании совместных межрегиональных следственно-оперативных группах, расследующих топливные преступления, совершенные в нескольких субъектах РФ. Появление таких подразделений поможет остановить беспредел нефтеврезчиков и поставить заслон перед опасными последствиями топливных преступлений.
Источник: 53 новости