Трагедия мирного населения. Новгород в период оккупации 1941-1944 гг.
Общероссийский проект «Без срока давности», c которым мы познакомимся в этом году, включает в себя подготовку сборников документов и выставок. Один из томов посвящен преступлениям гитлеровцев и их пособников против мирных жителей на новгородской земле в 1941-1944 годах. Более 200 документов новгородских и федеральных архивов, вошедших в сборник, стали свидетельством горя и страданий, принесенного нацистами на оккупированные территории. Государственные архивы Новгородской области подготовили серию публикаций, в которых по материалам документальных источников расскажут о злодеяниях захватчиков.
Немецко-фашистские оккупанты за время своего пребывания в Новгороде и районах области с августа 1941 года по февраль 1944 года учинили злодеяния в невиданных до того в истории масштабах. Речь идет об истреблении мирного населения и советских военнопленных, в варварском грабеже и уничтожении государственной и личной собственности граждан. Далеко не все жители оккупированных районов Новгородской области смогли эвакуироваться в тыл. По разным причинам за линией фронта оставалось значительное количество мирного населения, на долю которого выпали тяжелые испытания, а их повседневная жизнь превратилась в выживание. Оккупированные территории в первую очередь должны были служить сырьевой и продовольственной базой Германии, а население — дешевой рабочей силой.
Численность населения Новгорода к началу 1941 года составляла свыше 48 000 человек. В период с 15 июля по 15 августа 1941 года было эвакуировано в глубинные районы СССР около 45 000 человек.
Первое непосредственное соприкосновение с войной для жителей Новгорода началось с массированной бомбардировки города. 16 июля около 6 утра на Новгород фашистской авиацией был произведен налет двух самолетов. Самолеты летели на небольшой высоте, не более 800-1000 метров, при хорошей видимости. У магазина на Ленинградской улице, в ожидании его открытия, было большое скопление народа. В основном это были женщины и дети. Никаких расположенных около магазина военных частей и промышленных объектов не было. Несмотря на это, германским летчиком была сброшена серия осколочных бомб, которые попали в гостиницу, в дом, занимаемый рабочими водочного завода, в магазин военторга. У магазина, где собралась толпа, было убито 10 человек, около 15 было ранено.
В этот же день во втором налёте немецкой авиации из семи самолетов были сброшены бомбы на окраину города, на маленькие деревянные домики, около которых также не было никаких стратегических объектов. Были разрушены дома на Чернышевской улице (ныне Большая Власьевская улица), дом № 5 на улице Бебеля (ныне Каберова-Власьевская улица). Было убито около 10 человек женщин и детей, ранено около 15.
21 июля после прибытия пассажирского поезда на станцию Новгород, часть прибывших пассажиров разместилась в садике у вокзала, часть пошла к магазину на Гужевой (ныне улица Германа) улице. Ввиду того, что продавец не мог сразу обслужить всех посетителей, народ ожидал отпуска товара около магазина. В это время, около 16 часов дня, налетели три немецких самолета и на бреющем полете сбросили с одного захода бомбы на сад, в котором находились пассажиры, и на магазин. В результате этого налета было убито не менее 80 человек. Вывозили их тела на шести грузовых автомобилях. Раненых было около 150 человек.
13-14 августа Новгород подвергся активнейшей бомбардировке немецкой авиацией. По свидетельству очевидцев, город горел со всех сторон. Жертвы были в жилых квартирах по Молотковской, Тихвинской и другим улицам. На улицах были убитые дети. В Кремле также были жертвы, так как бомбы попали в здание ремесленного училища. В результате бомбардировок 18 августа были почти полностью сожжены или разрушены дома на улице Льва Толстого, много домов сожжено на Ленинградской улице.
В одну из августовских ночей, около 22 часов, немецкая авиация совершили очередной налёт на город. Самолеты с небольшой высоты сбросили бомбы, разрушившие много домов по Тихвинской и Мстинской улицам. Также они разрушили городскую больницу, под развалинами которой погибло много больных и медицинского персонала.
Акт Новгородской городской комиссии содействия по расследованию немецко-фашистских злодеяний о факте потопления фашистскими бомбардировщиками барж с мирным населением на р. Волхов. Государственный архив Новгородской области. Ф. Р-1793. Оп. 1. Д. 24. Л. 17.
Самым зверским актом проявления нечеловеческой жестокости противника является факт потопления двух барж в августе 1941 года. Около 21 часа из Новгорода по течению реки Волхов была отправлена баржа с эвакуировавшимся гражданским населением, на которой находилось значительное количество женщин и детей. От воздушного нападения противника баржа не была защищена. Около совхоза «Захарьино» на баржу напал немецкий самолет, который заходами начал обстреливать ее из пулемета, а затем сбросил бомбу. Баржа была потоплена. Число погибших составило около 600 человек. В тот же день немецкий самолет напал на Волхове на вторую баржу с гражданским населением, которую вел катер. В результате погибло около 160 человек. Фамилии погибших не были установлены. Баржи обстреливались с небольшой высоты, поэтому пилоту хорошо было видно, что на них следовало мирное население в «разноцветных платьях».
Еще одной страшной страницей истории стала сама оккупация города гитлеровцами. Для того, что эксплуатировать местное население оккупационные власти ввели его строгий поголовный контроль. Новгородцы жили по деревням, так как немецкое командование в городе жить не разрешало. Гражданского населения в городе оставалось ничтожно мало: 30-40 человек. Тех новгородцев, которые не успели эвакуироваться, немцы вывозили сначала в Поозерье, затем в немецкий тыл.
По свидетельским показаниям солдата-перебежчика 5-й роты 2-го батальона 1-й авиаполевой дивизии Вальтера Кулика из Новгорода и близлежащих населенных пунктов в октябре 1943 года в несколько приемов принудительным порядком было вывезено на Запад, преимущественно в Германию, Латвию, Литву и Эстонию, все гражданское население: «Будучи несколько раз на станции Григорово, я лично видел в составе железнодорожных эшелонов два-три вагона с эвакуируемым населением, в числе которого было много женщин, а также и малолетних детей до десяти лет. Лиц старше сорока лет я лично в числе эвакуируемых не видел. Многие не хотели уезжать. Тогда их силой втолкнули в вагон и повезли…»
Для отправки отбиралось, в основном, работоспособное население. При этом, вооруженные до зубов немецкие солдаты, обходили дома и выгоняли из них жителей. На сборы обычно давалось мало времени, бывало и 2-3 часа. Не разрешалось брать с собой достаточное количество вещей и продуктов. Как известно из свидетельских показаний, те, кого отправляли в Литву, работали «у богачей в батраках». Особенно тяжело было семейным с малыми детьми, которых разделяли и распределяли по разным хозяйским домам.
До угона населения в немецкий тыл комендант Новгорода и Новгородского района капитан Руф давал командирам подразделений людей для обслуживания. Так, у начальника прачечного отряда 2-го немецкого батальона Роберта Хенгена в прачечной работали и обстирывали весь батальон три русских женщины, а на кухне трудилась семья из пяти человек.
При немецкой комендатуре, которая размещалась в Духовом монастыре, находилась жандармерия, куда на допросы из населенных пунктов привозили «всех провинившихся». Шефом жандармерии был обер-фельдфебель Циссель, его помощником — унтер-офицер Мандель.
Лисенкова Л.Н., работавшая в жандармерии во время оккупации, была свидетелем избиений и издевательств над арестованными: «Один раз я видела, что сзади тюрьмы на земле ползал человек, лет пятидесяти, и плакал. Мандель его избивал носками сапог и приговаривал: «Коммунист ты!» Этот человек как-будто был из деревни Колмово. После избиения его опять посадили в тюрьму (по-немецки — бункер). Один раз избивали женщину, в доме. Она вырвалась на улицу и стала кричать «Спасите!» Мандель с солдатами выбежали, поймали ее и опять втолкнули в комнату…» Таких случаев была масса.
Справка Новгородского городского Совета депутатов трудящихся о численности населения Новгорода на 1941 год и на день освобождения города. Государственный архив Новгородской области. Ф. Р-1793. Оп. 1. Д. 24. Л. 63.
20 января 1944 года, в день освобождения Новгорода воинскими частями Красной Армии, город представлял собой сплошные развалины. Немецкая армия при отступлении сжигала оставшиеся здания. По данным на 1 мая 1945 года число строений в Новгороде составляло 166 (кирпичных и каменных 42, деревянных и смешанных 95, прочих 29), из них жилых домов 162 (с числом жителей 3 347 человек), бараков 4 (с числом жителей 140 человек). На нежилой площади проживало 3 279 человек. Вернувшись в город, семьи были вынуждены жить в землянках, церквях и полуразрушенных зданиях.
Новгородская городская комиссия по установлению и расследованию немецко-фашистских злодеяний в марте 1945 года на основании имеющихся следственных документов — справок, свидетельских показаний, показаний немецких военнопленных — установила, что в Новгороде немецкими оккупантами было расстреляно 112 человек. Также умерло после истязаний и пыток 427 человек, погибло при бомбардировке и артобстрелах 870 человек, подверглось арестам, побоям и насилиям 180 человек, угнано в немецкое рабство 2 000 человек.
Юлия Николаевна Струкова, научный сотрудник Государственного архива Новгородской области
Источник: 53 новости