Искусствовед обратил внимание на странные детали, скрытые в знаменитых картинах
Известный американский искусствовед, критик-культуролог и историк Келли Гровьер уже давно занимается такой увлекательной темой, как тайны шедевров живописи. Недавно он поделился с BBC Culture некоторыми своими наблюдениями.
По словам Келли Гровьера, он попытался разобраться, почему некоторые произведения искусства продолжают волновать воображение людей столетие за столетием, в то время как подавляющее большинство художественных творений мгновенно забываются.
Внимательно изучая шедевры, искусствовед с удивлением обнаружил странные вещи, которые могут навсегда поменять наше восприятие этих полотен.
Так, например, в знаменитой картине Яна Вермеера «Девушка с жемчужной серёжкой» (1665) содержится оптическая иллюзия. Присмотритесь: серьга висит в воздухе, ничем не прикреплённая к уху девушки.
По основной версии, прообразом для картины «Крик» (1893) послужила перуанская мумия, которую Эдвард Мунк увидел на Всемирной выставке в Париже. Но вот интересный факт: экспонаты выставки освещались новомодным изобретением Томаса Эдисона. А Мунк, как истинный любитель технологий, просто не мог пройти мимо. Именно поэтому у «кричащего» такая форма головы.
Обратите внимание на платье женщины, изображенной на картине «Поцелуй» Густава Климта (1909). Не напоминают ли вам узоры кое-что знакомое по урокам биологии? На самом деле, это чашки Петри с пульсирующими внутри них клетками. Дело в том, что Густава Климта однажды пригласили в Венский университет для создания картин, основанных на медицинских темах…
А в шедевре французского живописца Жоржа-Пьера Сёра «Купальщики в Аньере» спрятана благодарность французскому химику Шеврёлю.
Мишель Эжен Шеврёль (1786-1889) — французский химик-органик, один из творцов научного метода анализа органической химии. Он также внёс огромный вклад в развитие теории цвета, работал над органическими красками, исследовал цветовые контрасты. О мыслителе напоминают трубы, которые дымят на заднем фоне, напоминая кисти. Это трубы фабрики, которая производила свечи в соответствии с промышленным нововведением, за которое также отвечал Шеврёль.
А вот знаменитое полотно «Рождение Венеры» Сандро Ботичелли (1482-1486). На нём нас ждёт геометрическая загадка. Обратите внимание на правое плечо богини —её золотистые волосы образовали не случайный завиток, а логарифмическую спираль, которая притягивает наш взгляд. Логарифмическая спираль часто встречается в природе. Например, её можно увидеть в раковине моллюска. В XVII веке швейцарский математик Якоб Бернулли окрестил её Spira mirabilis — «удивительная спираль».
Кстати, мы нашли в российских книжных интернет-магазинах издание «Что скрывают шедевры. Искусство в деталях» Келли Гровьера на русском языке — исследование о загадках живописи. Правда, не всем оно по карману — стоит эта книга больше двух тысяч рублей.
Источник: 53 новости