Архивы раскрывают тайны: холокост на Новгородской земле
Общероссийский проект «Без срока давности», c которым мы познакомимся в этом году, включает в себя подготовку сборников документов и выставок. Один из томов посвящен преступлениям гитлеровцев и их пособников против мирных жителей на новгородской земле в 1941-1944 годах. Более 200 документов новгородских и федеральных архивов, вошедших в сборник, стали свидетельством горя и страданий, принесенного нацистами на оккупированные территории. Государственные архивы Новгородской области подготовили серию публикаций, в которых по материалам документальных источников расскажут о злодеяниях захватчиков.
В истории оккупации районов Новгородской области есть огромное количество мест, где были массовые расстрелы, где мирные жители погибали от голода, где в лагерях в тяжелейших условиях содержались военнопленные, мирные граждане. Одной из трагических страниц стало уничтожение граждан еврейской национальности в Старой Руссе в 1941 году.
Старая Русса была оккупирована немецко-фашистскими войсками с 8 августа 1941 года по 18 февраля 1944 года. За время оккупации в городе было уничтожено более 300 жилых каменных зданий и более 400 деревянных, здания административного и культурно-бытового назначения. До войны в городе проживало около 45 тысяч человек, на день освобождения города в нем осталось около 15 тысяч человек. Среди тех, кто пал от рук захватчиков стало всё еврейское население города. До Великой Отечественной войны в Старой Руссе жило много евреев. В городе была синагога, еврейское духовное училище, еврейское кладбище.
С приходом в город немецко-фашистских захватчиков была утверждена обязательная форма регистрации проживающих в городе, приезжающих и выбывающих. При утрате старых домовых книг необходимо было завести новые. По указанию немецкого коменданта майора Мосбаха за две недели была сформирована управа с жилищным, техническим, трудовым, снабженческим, финансовым, юридическим, регистрационно-статистическим отделами и бухгалтерией. Немецкими властями была организована городская полиция. Все граждане городе заносились в учетные списки, которые были составлены в 1941–1942 годах и которые вели по полу, возрасту, партийности, по национальности и адресам. Всем жителям города были выданы специальные удостоверения, где указали как общие биографические данные, так и в обязательном порядке сведения о национальности.
Уже в общих списках жителей города за 1941 год нет ни одного еврея. Их регистрация проводилась отдельно в первых числах сентября 1941 года, после чего независимо от возраста они должны были носить белые повязки на рукаве. Однако подлинная картина трагедии мирного еврейского населения Старой Руссы стала очевидна только после обнародования фактов городской комиссией по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и в ходе следствия над изменниками в послевоенные годы.
Акт, заключенный Старорусской комиссией в составе председаделя, по опросу жительницы города Зинаиды Шпиндле о злодеяниях фашистов. Ф. Р-1793. Оп. 1. Д. 31. Л. 33.
По воспоминаниям свидетелей, дававших показания Старорусской городской комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, спустя две недели после регистрации, в октябре 1941-го, все жители города еврейской национальности уже были арестованы. Первоначально арестовали еврейские семьи, где не было русских. Часть из заключенных была посажена в тюрьму, а часть содержалась в Спасо-Преображенском монастыре, где также помещения переоборудовали для содержания заключенных. Многие арестованные евреи еще до организации полиции немецкими властями были вывезены в немецкий лагерь в пригороде Старой Руссы, в деревню Дубовицы. Сначала к заключенным применялись пытки и истязания, а после их расстреливали. Впоследствии многочисленные массовые захоронения граждан еврейской национальности были обнаружены на улице Бетховена, у реки Порусьи, на берегу реки Полисти, у Воскресенского собора.
К моменту организации немецкой полиции в конце октября 1941 года в городе оставалось примерно 4-5 семей евреев. Эти несколько семей не были взяты в лагерь, так как считались крещенными евреями, и в их семьях глава семьи либо был женат на русской женщине, либо русские были женаты на еврейских женщинах. По переданной информации агентов немецкой комендатуры данные семьи были выявлены и установлено их местожительство. За одну ночь все оставшиеся семьи еврейского населения были арестованы.
По сводным данным в ходе действий немецко-фашистских захватчиков в Старой Руссе было убито более двух тысяч евреев. В официальных списках расстрелянных значатся Борушкин Михаил с отцом, Зеликман — муж и жена, Борушкина Зеля, Борштейн Софья Борисовна, Филькинштейн с двумя малолетними детьми. Общий список еврейского населения, погибшего в результате расстрелов, истязаний в период оккупации Старой Руссы городской комиссией составлен не был.
Екатерина Федоровна Михайлова,
заведующая отделом использования документов Государственного архива Новгородской области
Источник: 53 новости