Пестовские краеведы восстановили историю дворянского рода и обычного, на первый взгляд, дома
Сегодня видавший виды дом, стоящий в Пестове, на перекрёстке улиц Профсоюзов и Пионеров, не вызывает у прохожих никакого интереса. Тем не менее, его история изобилует любопытными, порой — жутковатыми фактами.
Об них корреспонденту «53 новостей» рассказала методист отдела краеведения и истории комитета культура администрации Пестовского района Елена Наумова. По её словам, в 1930-е годы, когда формировался административный центр рабочего посёлка Пестово, в этом доме располагалось районное отделение НКВД. Его стены помнят, как выносились приговоры кулакам, мещанам, священнослужителям, бывшим помещикам и прочим «врагам народа».
Как рассказывают местные старожилы, после войны дом передали районному отделу образования. Там поселились семьи педагогов, имена некоторых удалось установить. В одной из квартир жила Галина Соломоновна Медведникова — учитель биологии школ №1 и №3. В другой — супруги Ивановы: Иван Яковлевич — директор школы №4, Капитолина Кузьминична — учитель начальных классов из школы №1.
Информация эта весьма занимательна, но гораздо более сильное впечатление производят предшествующие события.
Начнём с того, что в своё время этот дом был в другом месте. А именно он являлся центральным строением усадьбы местного помещика Евграфа Васильевича Самарского-Быховец, родившегося в 1840 и почившего в 1891 году. Построили его в местечке Никитинское, что находится на территории нынешнего Богословского сельского поселения Пестовского района. Там он и стоял долгие годы.
Отец Евграфа Васильевича Василий Евграфович Самарский-Быховец был человеком выдающимся. По всей вероятности, он выходец из Томской губернии. Воспитывался в горном кадетском корпусе, который окончил в 1823 году. В 1847 году Василий Самарский-Быховец основал Санкт-Петербургский Горный институт.
Заслуги этого человека в горном и инженерном деле были столь значительны, что в 1839 году немецкий химик Генрих Розе назвал в его честь самарскитом открытый в южноуральских Ильменских горах минерал. А в 1879 году французский химик Лекок де Буабодран выделил из самарскита новый химический элемент — самарий.
Сегодня доподлинно неизвестно, как сын прославленного горного инженера — офицер императорской армии Евграф Самарский-Быховец попал в Устюженский уезд Новгородской губернии. Тем не менее, мы знаем, что он владел двумя поместьями — Афанасьевским и Никитинским. Оба находились неподалёку от деревни Высоково. Женился Евграф Васильевич на крестьянской девушке Екатерине Терентьевой. Вскоре, в 1880 году, на свет появился сын, назвали его Василием.
Пестовские краеведы отправились в деревню Высоково, чтобы узнать, не припомнят ли местные жители что-либо, связанное с фамилией Самарских-Быховец. Старейший житель округи — 98-летняя Мария Покровская — рассказала, что прекрасно помнит местного барина из сельца Никитинское. Василий Самарский был женат на её троюродной сестре Ефросинье, в девичестве Поташевой. Простая крестьянская девушка была в усадьбе прислугой, а потом вышла за барина замуж. Мать Ефросиньи благословила молодых иконой Богородицы «Всех скорбящих радость». В деревне поговаривали, мол, другую икону матери надо было взять, от такого благословения жизнь у молодых скорбно сложится.
Краеведы нашли место, на котором когда-то находилась усадьба Евграфа Васильевича и Василия Евграфовича Самарских-Быховец.
Так и оказалось. После октябрьского переворота Василия и Ефросинью Самарских лишили и имения, и средств, выселили из усадьбы в деревню Высоково. Супруги ютились в будке-водогрейке. Бывший барин на народ не обижался, даже паял местным жителям самовары. Позже его арестовали и увезли из деревни. С тех пор о нём никто ничего не слышал.
Краеведы же установили: Василия Евграфовича доставили в Пестово и допрашивали в том самом перевезённом в райцентр отчем доме. Постановили расстрелять, приговор привели в исполнение в 1937 году, даже не сообщив об этом жене.
Ефросинья Николаевна ездила к мужу в тюрьму, потом ждала его всю жизнь. Приютили её две племянницы. Они же через некоторое время и похоронили несчастную, которую свело в могилу горе.
Так замкнулся круг — кухаркины дети обрекли достойнейшего человека на смерть в том самом доме, где он появился на свет. А поскольку детей Самарские завести не успели, с уходом главы семейства прервался дворянский род, хорошо известный не только в дореволюционной России, но и в цивилизованных странах мира.
Ранее «53 новости» сообщали о разносторонней деятельности пестовских краеведов.
Источник: 53 новости