Митрополит Иларион посетил город Достоевского
Сегодня в Старой Руссе работала съемочная группа под руководством митрополита Волоколамского Илариона, викария Патриарха Московского и всея Руси, ведущего телепрограммы «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24». Дому-музею Ф.М. Достоевского выпала честь попасть в четырехсерийный документальный фильм о русском классике по книге самого викария. Рабочее название картины — «Достоевский». Съемки проходили также в Спасо-Преображенском монастыре и Георгиевском храме. Результатом некоммерческого кинопроекта станет выход в свет фильма, посвященного 200-летию Ф.М. Достоевского, на телеканале «Культура». Премьера ожидается в следующем году, как и издание книги, по которой создается кинолента.
Иерарх Русской Православной Церкви, побывавший с рабочим визитом в Старой Руссе в роли автора сценария к фильму, ведущего и руководителя всего киносъемочного процесса, имеет весьма разносторонние интересы. Как и обязанности. Судите сами: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, постоянный член Священного Синода, председателем Синодальной Библейско-богословской комиссии, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, настоятель Черниговского Патриаршего Подворья.
Он автор более тысячи публикаций. В том числе — книг, посвященных жизни и учению Иисуса Христа и святых апостолов, Отцов Церкви эпохи Вселенских соборов, различным аспектам догматического учения Православной Церкви, церковно-исторической и общественной проблематике. Кроме того, владыка — автор музыкальных произведений камерного и ораториального жанров и более чем восьми десятков документальных фильмов.
Владыка Иларион прекрасно знает историю пребывания Достоевского в Старой Руссе. Он оценил старорусский музей и те детали в экспозиции, что отражают жизнь и мировоззрение писателя: восстановленную библиотеку, книгу афонского инока-путешественника Парфения, описавшего приключения, некоторые из которых отразились в романе «Братья Карамазовы».
О рождении идеи написать книгу и создать фильм о Достоевском митрополит Иларион сказал так: «В период пандемии, когда мы оказались в режиме самоизоляции, я перечитал Достоевского, которого знал с детства, с ним связана моя юность, и решил создать о нем фильм. Но чтобы его создать, нужно сначала написать книгу. Я несколько недель собирал накопившиеся мысли о Достоевском, цитаты из произведений, посвященных ему у Бердяева, Чуковского... Все это обобщил. Но главная тема моего труда и создаваемого фильма — Евангелие в творчестве Достоевского. Причем я говорю не только о том Евангелии, которое он читал, но и о том, которое он писал — о его романах Великого Пятикнижия».
По завершении съемки в старорусском Доме-музее Ф.М. Достоевского его гость любезно согласился на интервью с корреспондентом «53 новостей».
- Владыка, вы в детстве обучились игре на скрипке. Позволяете ли себе играть на этом инструменте?
- Нет, последний раз я играл на скрипке, когда мне было 14 лет. Нет уже ни навыка, ни времени, ни желания. Я иногда играю на фортепиано. Но музыку пишу без инструмента – за рабочим столом.
В 1984 году Григорий Алфеев (мирское имя митрополита) окончил школу имени Гнесиных по классу скрипки и композиции.
- Вы служили в армии. Не было ли там сложностей в связи с вашим рано сложившимся мировоззрением?
- Я служил в образцовом оркестре пограничных войск, играл на электрооргане в эстрадном составе и на духовом баритоне в строевом составе. Определенные сложности у меня были, прежде всего, связанные с тем, что я не был комсомольцем. Замполит нашего оркестра дал мне две недели на раздумья: или вступить в комсомол, или отправиться в Воркуту охранять зеков. Когда время прошло, и я мысленно приготовился отправиться в Воркуту, наш замполит исчез и никогда в нашей части не появлялся.
После армии Григорий Алфеев поступил послушником в Вильнюсский Свято-Духов монастырь. 19 июня 1987 года пострижен в монашество и вскоре рукоположен во иеродиакона. Затем в иеромонаха. Служил настоятелем четырех храмов Виленской и Литовской епархии. В 1990 году назначен настоятелем Каунасского Благовещенского кафедрального собора. Участвовал в работе Поместного собора, избравшего Патриархом митрополита Ленинградского Алексия. Заочно окончил Московскую духовную семинарию, Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, аспирантуру МДА при Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата.
- Чем вам запомнилась стажировка в Оксфордском университете?
- Она мне запомнилась тем, что я занимался творчеством преподобного Симеона Нового Богослова, писал о нем на английском языке для людей, которые ничего не знают не только об этом святом, но и вообще о православных традициях. Мне было интересно рассмотреть ту духовную традицию, к которой я сам принадлежу, как бы извне, описать ее для людей, которые к ней совершенно непричастны. Я и в будущем стал пользоваться этим методом: говорить о том, что мне известно очень хорошо, и кажется мне понятным, людям, которые незнакомы с данной тематикой. Это требует определенного навыка и знания научного метода.
Владыка преподавал в свое время гомилетику, Священное Писание Нового Завета, догматическое богословие, Новый Завет, патрологию.
- Как вы думаете, востребована ли патрология в светском обществе?
- Думаю, что востребована. Хорошим примером тому служит история с Достоевским. Он был светским человеком, но всю жизнь интересовался деяниями святых отцов, творения которых искал повсюду, просил брата прислать их сочинения. В его библиотеке были сочинения Симеона Нового Богослова, Исаака Сирина, книга инока Парфения. И он оттуда черпал не только вдохновение, но и сюжеты для отдельных эпизодов своих романов. А также черпал глубокие мысли, которые вкладывал в уста старца Зосимы, Алеши Карамазова и других персонажей.
В 1995 году наш герой защитил диссертацию с присуждением ему степени доктора философии Оксфордского университета.
- Для чего вам понадобилось изучать сирийский язык?
- Для того, чтобы перевести на русский язык труды преподобного Исаака Сирина, одного из авторов, которого очень любил и читал Федор Михайлович Достоевский. Но во времена писателя был известен только один том сочинений Исаака Сирина, а уже в наше время был открыт еще один том. Когда я с ним познакомился, мне очень захотелось перевести его на русский язык.
- Как вы думаете, почему книгу преподобного Исаака Сирина писатель вручает в руки не лучшему своему герою — Павлу Смердякову?
- Достоевский самого себя и круг своих интересов распределил между всеми братьями Карамазовыми, включая и их незаконного брата. Хотя это персонаж как бы отрицательный, но у Достоевского никогда не бывает стопроцентно отрицательных или положительных героев. У него всегда добро и зло в душе человека борется. И даже тогда, когда он пишет заведомо отрицательных персонажей, таких как Смердяков, он все равно частицу себя вкладывает в это. В частности, свой собственный интерес к Исааку Сирину он распределил между старцем Зосимой, воспроизводящим мысли преподобного, и Смердяковым, у которого эта книга в руках, а уж что он извлек из нее — мы не знаем.
Владыка многократно читал курсы лекций в США — на Аляске, в Нью-Йорке, в Великобритании — в Кембриджском университете. В Париже удостоен степени доктора богословия.
- Отличаются ли духовные семинарии Запада и России?
- Очень сильно отличаются, совершенно разные типы учебных заведений. В духовные семинарии в России поступают после школы, а в духовные семинарии на Западе поступают после университета. Как правило, здесь мы работаем с юношами, а там — со взрослыми людьми с семьями, детьми, то есть на уровне наших аспирантур.
У владыки Илариона богатый послужной список в сфере архиерейства, богословско-литературной деятельности, музыкально-композиторской, чему не перестаешь восхищаться. Как показало общение, он очень интересный собеседник, невероятно организованный, беспредельно талантливый и благодарный человек. От него лучится свет. Наверное, тот самый, о котором гласит Евангелие от Иоанна: «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света!»
Перед отъездом владыка поблагодарил всех сотрудников музея за теплый прием и подарил одну из многочисленных своих книг.
Фото автора.
Источник: 53 новости