Пандемии прошлых столетий в произведениях искусства: о чём нам могут рассказать старинные полотна?
Недавно на сайте BBC Culture вышел интересный материал, посвященный теме эпидемий в произведениях искусства.
Долгое время художники обращались к теме эпидемий строго в религиозных рамках. Например, пандемия бубонной чумы в XIV веке, прозванная Чёрной смертью, трактовалась в их в картинах как предупреждение о наказании грешников.
В последующие века художники выражали в своих полотнах сочувствие к жертвам чумы, напоминали о хрупкости жизни, поднимали вечные вопросы.
Сегодня, во время пандемии коронавируса, эти картины дают нам возможность задуматься над этими вопросами и задать свои собственные.
Чума как предупреждение
Перед вами — одно из первых произведений искусства эпохи Возрождения, изображающих эпидемию бубонной чумы, прозванной Чёрной смертью. Она унесла жизни около 25 миллионов человек в Европе. В этой иллюстрированной рукописи, написанной в Тоскане в конце XIV века, демоны стреляют в людей из луков, чтобы посеять ужас и страх. Убийство изображается в реальном времени, стрела вот-вот попадёт в голову одной из жертв. Символ стрелы, как переносчика болезней, несчастий и смерти, опирается на метафоры Ветхого Завета и греческую мифологию.
А вот ещё одна картина, изображающая чуму как наказание и предупреждение о конце света. Главный посыл художника: нужно измениться и начать христианскую жизнь, исполняя Божественную волю.
Целительные свойства картин
Любопытный факт: в XVII веке многие считали, что воображение способно причинить вред или исцелить. Французский художник Никола Пуссен написал «Чуму в Ашдоде» (1630–1631) в разгар эпидемии чумы в Италии. Воссоздавая трагическую библейскую сцену, вызывающую ужас и отчаяние, художник хотел защитить зрителя от той самой болезни, которую изображает картина.
А вот ещё один пример — картина японского художника по имени Цукиока Ёситоси. Она изображает мифического воина-самурая Минамото-но Тамэтомо, противостоящего двум богам — покровителям оспы. Воин, известный своей выносливостью и стойкостью, изображён сильным и уверенным в себе, одетым в ярко-красные богатые одежды. Он вооружён мечами и колчаном, полным стрел. А вот убегающие, напуганные, бесцветные боги наоборот выглядят совершенно беспомощными.
Преодоление боли через автопортрет
Когда пандемия испанского гриппа (испанки) поразила Европу сразу после Первой мировой войны, норвежский художник Эдвард Мунк стал одной из её жертв. Его тело всё еще боролось с тяжёлым гриппом, когда он изобразил себя больным — бледным, измученным и одиноким, с открытым ртом. Этот разинутый рот перекликается с его самой известной работой «Крик» и, возможно, свидетельствует о затрудненном дыхании Мунка в то время. Художник изображает себя жертвой, которая вынуждена переживать свою «чуму» в одиночестве.
Американский художник Дэвид Войнарович в своё время страстно критиковал правительство США и Католическую Церковь за неспособность информировать людей о безопасном сексе. В глубоко личном автопортрете он размышляет о своей смерти.
Примерно за шесть месяцев до того, как Войнарович скончался от СПИДа, он проезжал через Долину Смерти в Калифорнии и попросил своего попутчика остановиться. Он вышел из машины, выкопал яму и засыпал себя песком. Так появилась эта фотография.
В наши дни, когда мы сами столкнулись с реальной угрозой пандемий, иногда следует всматриваться в картины художников прошлого.
(По статье Эмили Касриэль «What plague art tells us about today» / BBC Сulture)
Над материалом работали: Валерий Дорохов (перевод), Ольга Лаврова
Источник: 53 новости