Делиться надо
На иллюстрации: Новгородское вече было сложным организмом, жизнь которого строилась на взаимном учёте интересов политических группировок и социальных слоёв.
Это старая как мир история — делиться властью или ее монополизировать. В Великом Новгороде идет подготовка к проведению второго форума «Дни лидеров муниципального управления».
Обмен передовым опытом и успешными кейсами управления дело конечно хорошее, если бы не одно «но» — исключение населения из управления городом. Термин «самоуправление» в таком формате достаточно условный, потому что лидеры — мэры и главы районов, лидеры разве что по статусу занимаемого кресла, поскольку давно уже не избираются напрямую населением.
В свое время было сломано много копий в отношении «закона Димы Игнатова», отменившего прямые выборы мэра Великого Новгорода. Одним из аргументов принятия этого закона был тезис, что выборы населению не интересны, и ничего страшного не произойдет, если мэра будут, по сути, назначать.
С губернатором удобнее выстраивать отношения. Качество управления городом повысится.
Сегодня очевидно — ожидания не оправдались.
На момент движения к отмене прямых выборов избранные мэры городов, по крайней мере, на практике Союза городов Центра и Северо-Запада России, осторожно, но сопротивлялись отмене выборов, аргументировано доказывали, что власть от этого крепче не станет, но преодолеть установки федерального центра не смогли. В итоге теперь основная проблема состоит в том, что вместо того, чтобы поделиться с избранным мэром и его электоратом ответственностью за социально-экономические проблемы, губернатор, за кем «последнее слово» в выборе кандидатуры на назначение, взял все репутационные и рейтинговые издержки на себя.
Дальше будет больше. Готовится плацдарм для интеграции органов местного самоуправления уже даже не в региональную, а в федеральную вертикаль власти. Федеральный центр тестирует новые конституционные полномочия по установлению контроля над муниципалитетами. В рамках эксперимента — пока в сфере образования. Это уже второе «пока». Как известно, полномочия по здравоохранению, а, следовательно, и финансирование, отобраны у новгородских муниципалитетов еще при экс-губернаторе Сергее Митине.
24 апреля 2020 года вступил в силу федеральный закон №147, который серьезно поменял взаимоотношения федеральной, региональной и местной власти. При этом он был принят еще до изменения Конституции РФ, которое формально позволило органам государственной власти официально вмешиваться в систему муниципального самоуправления. В частности, власти субъектов федерации получили полномочия по «согласованию» руководителей местных органов власти, отвечающих за сферу образования. Данная «интеграция» совершенно очевидно ведет к тому, что мэр города, например, по факту становится всего лишь одним из замов губернатора. В лучшем случае, и скорее всего — замом председателя правительства региона.
Население в таком случае будет окончательно выведено из раскладов как хотя бы партнер местной власти, решающей силой оно уже давно не является. Ликвидация остатков местного самоуправления как связующего звена между властью и народом устойчивости власти не добавит.
Потому что не участие народа в управлении своим городом или населенным пунктом ведет к «народному творчеству» в протестном формате.
Иллюстрация: фрагмент картины Сергея Рубцова «Новгородское вече».
Источник: 53 новости