Владимир Варнаев: как мультикультурализм стал залогом процветания Новгородской республики
17 сентября в новгородском пабе «Гринсливс» прошла встреча из цикла «Новгородские вечера». Старший научный сотрудник Новгородского объединённого музея-заповедника Владимир Варнаев поделился с земляками своим видением такого понятия, как новгородский мультикультурализм.
Начал историк с происхождения двух основных племён, стоявших у истоков Новгородской феодальной республики: приильменских словен и их соседей — псковских кривичей. Согласно одной из версий, предки словен когда-то пришли на территорию Приильменья с юга. Точнее, с берегов Днепра. Вторую версию — об их западном происхождении — сформулировал известный российский археолог, академик Валентин Седов.
Вспомнив о новгородских берестяных грамотах, Владимир Варнаев упомянул о присущим нашим предкам «оканьи» и «цоканьи». Псковским же кривичам, без сомнения пришедшим с запада, характерно польское «шоканье».
Что касаемо погребальной культуры, то новгородские словене практиковали возведение для усопших соплеменников сопок, а псковские кривичи — длинных курганов.
Из музыкальных инструментов у средневековых новгородцев были популярны гусли. Их аналоги можно встретить на территории Западной Европы — у народов, населяющих территории современных Австрии и Словении. Неслучайно именно оттуда, по версии упомянутого выше академика Седова, и пришли новгородские словене. По пути они сталкивались с культурой и обычаями прибалтийских народов и пруссов, у которых тоже многое позаимствовали. Таким образом в сообществе переселенцев и возникла та самая мультикультурная среда, которой и была посвящена лекция новгородского историка.
Остановившись окончательно у берегов Ильмень-озера, путники начали создавать свою цивилизацию. При этом активно контактировали с финно-угорскими племенами, весью, корелами и многими другими. Соответственно, началось и взаимопроникновение столь разнообразных культур.
Деятельный характер первых новгородцев заставлял их затевать всевозможные, порой — весьма рискованные, предприятия. В частности, едва обосновавшись, они отправили своих посланников в походы — в частности, на Урал. Такая активная экспансия позволила им создать самое большое в Европе государство — Новгородскую республику, в состав которого вошли сотни народов.
Одним из инструментов, позволивших объединить столь непохожие друг на друга культуры, стало принятие единой веры — христианства.
Представители всех народов были равноправными. О том свидетельствует тот факт, что несколько новгородских посадников были финно-уграми, точнее, чудинами. Как минимум четыре посадника оказались пруссами. Их присутствие в Великом Новгороде оставило заметный след и даже улица в нашем городе по сей день именуется Прусской. Как бы то ни было, историкам не известно ни одного случая, чтобы в Новгородской республике кого-либо преследовали по национальному признаку. Напротив, жителей связывали чувство единения и даже братства, что выражалось в многочисленных проявлениях взаимовыручки. Впрочем, случались и исключения. К примеру, за случаи предательства новгородцы откровенно недолюбливали племя водь. По крайней мере, братьями их точно не считали.
Отдельно Владимир Варнаев остановился на варяжской теме. Впрочем, история скандинавского присутствия в Хольмгарде, сиречь, Новгороде, многим хорошо знакома.
Кроме того, историк рассказал о роли, которую в истории Новгородской республики сыграли вепсы, коми и некоторые другие племена.
Фото: Михаил Рогалев.
Источник: 53 новости