Обязательное невсеобщее: образование детей духовенства в первой половине XVIII века
В хранилищах государственных архивов Новгородской области — сотни тысяч документов. Прикосновение к каждому вызывает трепет сопричастности подлинной человеческой жизни, закончившейся десятилетия, а может быть и столетия назад, но готовой говорить с нами, живущими сегодня. «53 новости» и государственные архивы Новгородской области публикуют цикл очерков, который может стать бесконечным. Бесконечным, как судьбы людей, стоящие за длинными номерами и шифрами «единиц хранения». Возможно, генетический код нашей земли зашифрован в них…
В октябре этого года исполняется 280 лет со дня основания Новгородской духовной семинарии, открытой в 1740 году в Антониевом монастыре. Значительное количество документов Государственного архива Новгородской области раскрывает отдельные страницы истории этого учебного заведения.
Новгородская духовная семинария внесла огромный вклад в формирование не только местной элиты, но и в формирование общероссийского образовательного пространства. Ученики семинарии, получая очень разнообразное образование в стенах духовной школы, становились для простых людей, которые не имели возможности получать образование, помощниками в различных областях жизнедеятельности. Новгородскую духовную семинарию окончили многие церковные и общественные деятели.
Паспорт сторожа Михаила Петрова, выданный ему Новоторжским духовным правлением для отведения в Новгородскую консисторию детей духовенства города Торжка, определенных для обучения в семинарии. 5 ноября 1752 г. Государственный архив Новгородской области. Ф. 480. Оп. 1. Д. 830. Л. 11.
Однако система образования в стенах семинарии сложилась не сразу. Создание системы регулярного школьного образования для детей духовенства начинается в России в Петровскую эпоху. В допетровской Руси существовало в качестве общепринятого лишь элементарное образование, дававшееся в приходских школах или на дому и состоявшее в обучении чтению, пению и письму. Первые попытки ввести обязательное школьное обучение для детей духовенства мы находим в указах Петра I, изданных в 1708 и 1710 годах. В них сказано, «… чтоб поповым, диаконовым, пономаревым, диачковым, сторожевым, просвирницыным детям учится в греческой и латинской школах, а которые в тех школах учится не похотят и их в попы и диаконы на отцовы места и никуды не посвящать, и в подьячие и ни в какие чины опричь салдатскаго чина не принимать».
Окончательно положение об обязательном обучении детей духовенства было закреплено в «Духовном регламенте», изданном в 1721 году. Этот документ обязывал епископов открывать в своих епархиях школы для обучения детей. В Новгородской епархии такая школа была открыта еще в 1706 году по инициативе митрополита Иова и успешно действовала при архиерейском доме вплоть до создания духовной семинарии.
Обучение в школе было многоуровневым: в разных классах ученики изучали грамматику церковнославянского языка, грамматику греческого языка, риторику, и поэтику. Первые набранные в школу ученики были служителями архиерейского дома и уже имели начальное образование, поэтому начали обучение с грамматики. Со временем в школу стали набирать детей духовенства и крестьян архиерейского дома, подкидышей, обучение которых начиналось с изучения Псалтири, Часослова и букваря. Только после этого они приступали к изучению грамматики церковнославянского, греческого, а с 1724 года и латинского языков.
Параллельно с архиерейской школой действовала так называемая школа ставленников или букварная школа. В ней учились дети духовенства, которые должны были получить ставленические грамоты и занять свободные церковнослужительские места, но не имели для этого достаточной подготовки. Их учили «книгочтению», Псалтири, Часослова и букваря специально определенные к ставленическим делам учителя. После успешного прохождения испытаний они отправлялись на приходы.
В первой половине 20-х годов XVIII века дети духовенства могли получить образование как по старинке – в домах своих отцов, так в школах. При этом не обязательно было изучение грамматики, достаточно было начального (рудиментарного) обучения, в курс которого входили заповеди, Часослов, Псалтырь и букварь. Более того школа была всесословной: в ней могли учиться разночинцы. Ситуация начинает меняться к концу 30-х годов XVIII века. Прежде всего, школа становится строго сословной. Учиться в ней могут только дети духовенства. В указе Петра I от 2 сентября 1723 года сказано: «По имянному его императорскаго величества указу велено поповских и дьяконских и причетнических детей, которые в подушной оклад будут не включены и к школному учению полетам их потребны, всех, которые учится могут, хотя которые во учении быть и не похотят, неволею взять в школы и учить к надежде лучшаго священства как духовным регламентом определено».
Всепокорное прошение архиепископу Новгородскому Стефану (Калиновскому) с просьбой освободить священнического сына Василия от обучения в семинарии. 1750 г. Государственный архив Новгородской области. Ф. 480. Оп. 1. Д. 751. Л. 106.
Старая система начального образования, которое дети духовенства получали дома, теперь не освобождала их от необходимости учиться в школе латинскому языку и высшим наукам: поэтике, риторике, философии и богословию. Именно эти предметы составляли полный курс семинарского образования.
Определение детей духовенства в архиерейские школы и семинарию осуществлялось Новгородской комиссией о разборе церковников и прочих чинов. Для духовенства Новгородской епархии обучение детей в семинарии было обязательным. Духовенство обязывали представить сведения о своих детях в возрасте от 10 до 15 лет, которые должны были учиться в семинарии. Отказ от учебы в семинарии и сокрытие данных о своем ребенке влекли за собой строгое наказание: штраф, отлучение от церковной должности и лишение детей наследства отца. Требования к поступающим в Новгородскую духовную семинарию были достаточно высокими: умение читать, писать и знакомство с богослужебными книгами. Если же в результате вступительных испытаний кандидат в семинаристы не соответствовал этим требованиям, его отправляли в родительский дом для «доучения» в течение года. После этого родители «под страхом беспощадного штрафования» должны были вновь представить своих детей для поступления. В Новгороде в Белониколаевском монастыре организовали русскую школу, в которой кандидаты в семинарию проходили курс начального обучения, закончив который успешно, могли поступить в семинарию. Правда, были и «неудобные» к учению высших наук.
До 1747 года семинария сама вела списки учеников, которые могли поступить по своим «летам». Списки эти составлялись в духовных правлениях. Доставкой в семинарию детей заведовали духовные правления, отправляя по приходам своего уезда заказчиков и приставов, которые собирали мальчиков и представляли их в правления, а те, в свою очередь, со сторожами отправляли их в семинарию.
В 1747 году все дела по определению учеников в семинарию переходят в ведение духовной консистории. В духовных правлениях по-прежнему составлялись реестры детей, которые проверялись в консистории. В ней же будущие семинаристы проходили испытания. В реестрах делались соответствующие отметки: «писать обучается», «псалтирь стверживает», «псалтирь обучает», «обучается писать, токмо имеет болезнь каменную».
Реестр детей духовенства Шелонской пятины Залесской половины, высланных в Новгородскую духовную семинарию. 1752 г. Государственный архив Новгородской области. Ф. 480. Оп. 1. Д. 830. Л. 69.
Такая схема набора учеников в семинарию была малоэффективна. Духовенство обходило эту схему различными путями. В сохранившихся свидетельствах видно, что священнослужители завышали возраст своих детей или приписывали им различные болезни: «головную», «сердечную» или «животную». Можно говорить о том, что духовенство Новгородской епархии в первые десятилетия после открытия Новгородской духовной семинарии отрицательно относилось к семинарскому образованию, стараясь под разными предлогами не посылать своих детей в Новгород. Духовенство встретило обязательность обучения детей в духовной школе как новую для себя повинность. В связи с этим дело и не обошлось без применения принудительных мер. Но в дальнейшем семинария устанавливает порядок в образовательном процессе, что показывает развитие учебного заведения как важного духовно-образовательного центра.
Екатерина Федоровна Михайлова, заведующая отделом использования документов Государственного архива Новгородской области.
Николай Вячеславович Салоников, директор Музея истории Новгородского государственного университета.
Источник: 53 новости