Скажите «Сыр!» и улыбайтесь
О предпринимательстве в период пандемии коронавируса «53 новости» уже писали много. Меры государственной поддержки и попытки перепрофилировать бизнес, проблемы и способы их решения — всё это читатели могут узнать из наших публикаций. Но история успеха в то самое время, когда свернули свою деятельность целые отрасли в малом и среднем предпринимательстве, у нас впервые.
Знакомьтесь — победитель регионального этапа всероссийского конкурса «Молодой предприниматель России - 2020» в номинации «Производство» Елизавета Михайлова, которая вместе с мужем Григорием открыла семейную сыроварню.
− Какая предыстория у вашего бизнеса, первые шаги в предпринимательстве до участия в конкурсе?
− Если с самого начала, то где-то в конце 2018 года мы с супругом рассуждали на тему качества продуктов. И я в шутку предложила ему открыть свою сыроварню, чтобы перестать искать для детей-аллергиков нормальный вкусный сыр.
Я пошутила, но у мужа с чувством юмора не очень. Он поехал учиться в Ярославскую область, в Углич, чтобы понять, интересно ему будет этим заниматься самому или же нет. Вернувшись, он купил небольшую, но профессиональную сыроварню и начал делать сыр. Когда мой муж понял, что у него получается, то занялся поиском отдельного помещения.
В начале 2020 года мы открыли полноценную сыроварню с профессиональным оборудованием. Только одно оборудование нам изготавливали около четырех месяцев. Тогда же мы получили субсидию на возмещение затрат для начала производства. Открыться мы смогли в начале года, но началась пандемия. К счастью, мы не попали под ограничения, так как у нас пищевое производство. Но наше предприятие семейное, и, поскольку вся наша семья с апреля находилась на карантине, мы полностью ненадолго остановили производство.
А уже где-то в июне начал расти спрос на нашу продукцию. Получается, что пандемия даже сыграла в какой-то степени положительную роль для нашего бизнеса, так как люди перестали ездить за границу в поисках высококачественных продуктов. Люди стали больше заказывать их через интернет, что сделало нашу продукцию более востребованной.
− Вы упомянули о возмещении суммы на первоначальные расходы для запуска производства. Сколько составляла эта сумма?
− 250 тысяч рублей. Если же говорить по поводу поддержки предпринимателей от государства во время пандемии, то мы насчет этого никуда не обращались. Дело в том, что мы не попадали в перечень отраслей, пострадавших от коронавируса. Если же говорить о поддержке нашего бизнеса в дальнейшем, то мы планируем подать на грант от Новгородского фонда развития креативной экономики. У них есть гранты до 300 тысяч, которые можно потратить на развитие.
− Вам удается хотя бы немного извлекать прибыль из бизнеса? Как обстоят дела с продажами?
− Если сравнить два полных месяца, которые мы отработали после карантина — июль и август, то в августе продажи нашей продукции выросли на 200 процентов.
− Частой ошибкой многих предпринимателей является то, что они начинают заниматься делом, посмотрев на чужой пример, но не изучив его всесторонне. Были моменты, когда вы не ожидали каких-то проблем, а они появлялись?
− Наверное, пока нет. Единственное, мы немного не рассчитали с прибыльностью, так как не учли все расходы. Но я не скажу, что это является проблемой для нас. Мы полностью разделили нашу работу. Супруг производит и готовит, а я занимаюсь продвижением дела и продажами.
У меня ни разу не было опасений, что у нас не получится заинтересовать покупателей. Также я никогда не переживала насчет качества и вкуса сыра. Мы получаем отклик от покупателей и видим, что им нравится наша продукция. Конечно, хотелось бы побыстрее выйти на окупаемость. Сначала мы рассчитывали на год-полтора, но, к сожалению, история с коронавирусом сдвинула эти сроки. Но мы были готовы морально, верим в этот проект и делаем то, что нам нравится. Это залог успеха. Поэтому какие-то незначительные сложности мы не воспринимаем как крах - не расстраиваемся и продолжаем работать.
− Как вы думаете, рынок аналогичных предприятий — семейных сыроварен, ферм — в Новгородской области еще достаточно ёмкий?
− На этом рынке кроме нас вообще нет никого. На данный момент у нас в городе есть небольшая сыроварня, которая работает по турпотокам. У продукции этой сыроварни абсолютно другая целевая аудитория.
Мы делаем то, что люди едят ежедневно на завтрак, обед и ужин. Больше такой продукт никто не делает.
На конкурсе мы говорили о том, что даже если сейчас в городе откроются три-четыре сыроварни, то все равно нашу историю уже никто не повторит. В нашей идее нет никакого лукавства, и людям это нравится. Особенно тем, у кого есть дети.
О продвижении: сейчас у нас 1700 подписчиков в Instagram. Пусть это не так много, но все эти люди активны. Недавно мы проводили конкурс, в рамках которого каждому пользователю нужно было оставить один комментарий. Всего получилось более 800. Это очень много для такого количества подписчиков.
− Говорят, что двух одинаковых сыров не бывает. Когда вы производите свою продукцию, то получается какой-то стандартизированный сыр, или же это больше творчество?
− Нет, это точно не творчество. Мы говорим, что наша сыроварня семейная, поэтому у многих складывается впечатление, что мы изготавливаем нашу продукцию дома на кухне. Но это не так. У нас профессиональная сыроварня с профессиональным оборудованием. Например, количество ферментов и закваски высчитывается до мельчайших единиц. Но вкус может отличаться. Он зависит от молока, сезона и от ферментов. Однако, вы этого, скорее всего, не почувствуете.
Действительно, минимальные отличия вкуса от сезона к сезону могут быть, но вы этого не почувствуете, так как у каждого нашего сыра есть свой неповторимый натуральный вкус, его забыть невозможно.
Мы продумали нашу сыроварню с технической стороны до мелочей: качество и вкус молока строго контролируем на всех этапах производства. У нас есть для этого своя мини-лаборатория, а также мы следим за ветеринарными справками и берем молоко только с проверенных ферм. Мы сделали всё, чтобы наши сыры были безопасными, натуральными и со вкусом. Можете быть в этом уверены.
− Что же дал вам конкурс, участие в нём?
Для меня участие в конкурсе — это возможность представить себя и свой проект. Во-первых, каждому полезно услышать оценку своей работы не от обывателей, а от профессионалов. И я не только о похвале. Критика всегда работает во благо.
Во-вторых, новые контакты и знакомства — это важно, когда речь идет о бизнесе. Ну и, конечно же, конкурс — это возможность привлечь внимание к нашему проекту и со стороны потенциальных потребителей. К слову сказать, презентация сыров на защите проектов вызвала фурор, и мы сразу же получили несколько заказов.
Источник: 53 новости