Депутатов Думы Великого Новгорода смутили изображения расстрелянных детей на проекте нового памятника Вадима Боровых
Сегодня на заседании Думы Великого Новгорода горячо спорили о проекте памятника жертвам политических репрессий, который планируется установить в областном центре.
Из описания «монумента-стелы «Стена Скорби»:
«Он включает скульптурную фигурную композицию матери и детей на фоне стелы. В скорбных фигурах женщины и её троих детей отражены ужас постигшего их горя, страдания и неизбывный страх перед будущим: и матери и детям, после ареста мужа и отца, присвоено клеймо «враги народа», и это обрекло их на лишения, отверженность и гонения. На лицевой стороне стелы размещен пояснительный текст с данными о жертвах политических репрессий на Новгородчине, завершающийся строками из поэмы «Реквием» Анны Ахматовой. На обратной стороне стелы отражена судьба тех, кого арестовали, расстреляли, сослали в лагеря: тюремная решётка, колючая проволока лагерей ГУЛАГа, расстрельная стена со следами пуль».
Бурю вопросов и горячие споры со взаимными претензиями и обвинениями вызывали и сам проект в целом, и надписи на нём, и изображения на памятнике расстрелянных детей. Разве в Новгороде расстреливали детей? – поинтересовались депутаты.
Вадим Боровых пояснил, что на эту мысль его натолкнул указ Ежова, но данных по казням детей на Новгородчине у него нет.
Татьяна Яковлева сообщила, что проект вызывает возмущение представителей общественных организаций, в том числе, «Детей войны». В частности, люди не согласны с тем, что памятник устанавливается и виновным, и невиновным. Ведь среди реабилитированных были и настоящие преступники. «Это спорный объект», - сказала депутат.
Сергей Молоканов отметил, что фракция КПРФ усматривает в таком формате памятника возмущение ненависти и вражды к людям, жившим в советский период. Он попросил прокуратуру обратить на это внимание. Кроме того, памятник должен вызывать однозначные чувства, не хочется, чтобы к нему на поклон приходили последователи изменников Родины и карателей.
Коммунист Никита Макаревич отметил, что памятник вызывает негативное отношение ко всему советскому периоду и народу страны, не отражает историческую правду, у него низкий художественный уровень. Стоит обратить внимание на памятники в других регионах, которые не вызывают таких отрицательных мыслей. «Мы категорически против негативного творчества в центре города», - добавил он.
По мнению Анны Черепановой («Яблоко»), памятник, напротив, отражает историческую правду, и Вадим Боровых создал точный образ, сумел показать трагедию народа.
Очень эмоционально выступила с большой речью представитель Общества реабилитированных (она была очень взволнована и не представителась), которая в качестве примера рассказала реальную историю одной из новгородских семей с маленькими детьми — на момент трагедии там ждали девятого ребёнка. Их репрессировали из-за того, что отец в толпе односельчан пожалел о разрушении храма. В лютые февральские морозы им пришлось покинуть родной дом, с малышами идти пешком. «Всё это было! Примите правильное решение», - завершила женщина свой рассказ.
Добавим, что с критикой проекта выступил и председатель совета мэров Евгений Андреев — по его мнению, нужно создавать памятник, достойный Великого Новгорода, предложил убрать даты, поменять название монумента, даже напомнил о «раскулаченной» Марфе Посаднице.
Некоторые депутаты отметили, что стоило бы направить миллионы, которые планируются на этот памятник, на ремонт уже существующих.
В итоге Дума проголосовала за установку памятника, но с поправками — там немного изменят тексты. Например, уберут слово «террор» и даты, которые тоже вызывали немало вопросов.
Добавим, что памятник планируют установить в сквере Памяти в квартале 237 Великого Новгорода (ул.Мусы Джалиля–Духовская). Территорию вокруг благоустроят.
Иллюстрации: сайт Думы Великого Новгорода
Источник: 53 новости