Экспорт-2020 — кейсы не для слабаков
Казалось бы, в год коронавирусного кризиса экспорт в любой сфере, за исключением, пожалуй, поставок медицинского оборудования, должен показать падение. Однако для новгородцев партнерство с другими странами всегда было больше, чем просто экономическим фактором. Это выход на новый уровень, подтверждение своего статуса человека дела. Вот и в 2020 году участники регионального конкурса «Экспортёр года» в различных номинациях представили свои кейсы. Мы же, «53 новости», получили эксклюзивные комментарии победителей, которые раскрывают секрет не просто сохранения бизнеса в неблагоприятных условиях, но и то, как в нём преуспеть.
Итоги ежегодного регионального конкурса «Экспортер года» подвели 21 июля в центре «Мой бизнес». Основные задачи конкурса — увеличение объемов, повышение качества и конкурентоспособности экспортируемой продукции и услуг.
Организаторы конкурса: министерство инвестиционной политики Новгородской области, Новгородский центр поддержки экспорта.
***
I место в номинации «Экспортер года в сфере услуг» — холдинг «Пауэрз»,
I место в номинации «Экспортер года в сфере высоких технологий» — ООО «Келаст»
Исполнительный директор холдинга «Пауэрз» Владимир Алексеев:
− Наши компании, ООО «Пауэрз» и ООО «Келаст», входящие в холдинг «Пауэрз», достаточно известны. В Великом Новгороде не так много производителей инновационного оборудования. Мы всегда участвуем в конкурсе «Экспортер года» и поддерживаем подобные мероприятия. В них заложен огромный смысл, ведь важно делиться информацией о достижениях, рассказывать, что происходит в наших компаниях, какие цели ставим и какие достигаем.
− «Пауэрз» победил в номинации «Экспортер года в сфере услуг». Расскажите, чем сегодня занимается ваша компания в этой отрасли? Есть какие-то нюансы, связанные с пандемией коронавируса?
− Весенняя ситуация с коронавирусом — это сложный период для всех промышленных предприятий не только России, но и всего мира.
Помните дефолты 1998 и 2008 годов, когда многие компании не выжили, а экономика страны восстанавливалась несколько лет? В те годы я работал на крупном машиностроительном предприятии и отлично помню проблемы с загрузкой мощностей, нестабильность в поставках сырья, сокращения штата. Лично у меня в апреле 2020 года складывалось ощущение, что наше предприятие может столкнуться с такими же трудностями. Работа в сложных условиях — это хороший опыт для бизнеса. Все выстроенные на предприятии процессы прошли проверку. Мы закалились и получили новые знания о том, как развиваться в текущих условиях, на какие направления нужно делать ставку. Даже если в дальнейшем наше правительство вынуждено будет принять меры, аналогичные тем, что были приняты весной этого года, то я с уверенностью могу сказать, что у нас есть опыт и силы для стабильной работы предприятия.
Возвращаясь к нашей победе в номинации «Экспортер года в сфере услуг», мне хотелось бы отметить, что «Пауэрз» ассоциируют со сложным, комплексным инжинирингом для энергетической отрасли. У нас филиальная система проектных офисов в Белгороде и Таганроге и проектно-конструкторский офис в Великом Новгороде. Всего порядка 50 инженеров-проектировщиков и инженеров-конструкторов. Основные направления нашей деятельности «в сфере услуг» — проектирование газоочистного оборудования, систем транспортировки материалов сухим способом. Хотя победу в конкурсе мы одержали, выполнив проекты подвода природного газа, мазута и воздуха к горелкам, а также автоматизации горения энергетического котла Кишиневской ТЭЦ-2.
Но если рассматривать долю инжиниринга в структуре выручки холдинга, то она не превысит 10 процентов. Все-таки мы производственная компания, производящая оборудование или выполняющая «под ключ» поставки оборудования, систем.
− Как «Пауэрз» и другие его подразделения работают сегодня? Какие цели вы ставите?
− Повторюсь, этот год очень сложный для нашей компании. Однако по результатам года мы планируем показать рост по основным финансовым показателям. Уже сегодня можно сказать, что мы выпустим больше продукции, чем в предыдущий год. Отчасти благодаря реализации программы Федерального центра компетенций на нашем предприятии. Загрузка всех производственных и проектных мощностей позволяет с оптимизмом смотреть в будущее. В планах следующего года — инвестировать в производственные мощности, строительство новой площадки и развитие новых направлений.
− Давайте теперь поговорим о победителе в номинации «Экспортер года в сфере высоких технологий». С кем работал «Келаст», что позволило получить ему первое место?
− Оборудование нашей компании для российского рынка — уникальное и высокотехнологичное. Я могу без преувеличения сказать, что в России «Келаст» — это единственный производитель тканевых компенсаторов, имеющий полный цикл производства.
По технологичности производства, гибкости и скорости реагирования на потребности рынка «Келасту» нет равных. Он более десяти лет доминирует на рынке компенсаторов. В 1990-2000-е годы рынок тканевых компенсаторов был полностью оккупирован немецкими производителями. Сейчас ситуация кардинально поменялась. Более того, последние годы «Келаст» экспортирует свое оборудование в Европу, в том числе и в Германию, где успешно конкурирует с иностранными производителями. Если предметно говорить про поставки оборудования «Келаст», я бы выделил отгрузку большой партии компенсаторов для ТЭС Лонг-Фу во Вьетнаме.
− А как в целом вы охарактеризуете работу компании «Келаст»?
− Экспортная составляющая у «Келаст» не такая большая, как у «Пауэрз». В основном «Келаст» ориентируется на внутренний рынок. С каждым годом доля экспортных заказов у компании увеличивается. Безусловно, это показатель качества и доверия иностранных партнеров к нашему российскому оборудованию. Мы ведём статистику, и она показывает, что иностранные заказчики, которые приобретают оборудование у «Келаст», при возникновении новых потребностей снова обращаются к нам.
Также очень многие иностранные компании рассматривают нас как безальтернативного поставщика. И это очень высокий показатель изменений, которые произошли в компании за последние несколько лет. Если вернуться к портфелю заказов, то на сегодняшний день компаниями холдинга подписано контрактов на поставку оборудования за пределы России на сумму, превышающую 1 миллиард рублей.
− Вы не ожидаете негативных последствий от второй волны коронавируса?
− Я уже говорил, что за время пандемии мы получили большой опыт, сделали выводы в структуре работы с партнерами, пересмотрели планы по инвестициям. Вторая или какая-либо другая волна коронавируса в дальнейшем не должны доставить нам существенных проблем в достижении целей, стоящих перед нашей компанией.
***
II место в номинации «Экспортер года в сфере услуг»
Начальник коммерческого отдела ООО «Гостиница «Садко» Марина Иванова:
− Когда мы ознакомились с условиями участия в конкурсе, то решили, что у нас есть все необходимое для участия в нём. Ведь мы действительно экспортер. Мы предлагаем наши услуги в Германии, Австралии, Нидерландах, Китае.
Так, например, у нас долгосрочные контакты с партнерами из компании «Интрепид» (Австралия), «Ратта Райзид» (Германия), «Олле Лукойе» (Эстония), «Тиит Райзид» (Эстония), «Аркадия» (Польша). Сотрудничество с этими фирмами продолжается уже более двадцати лет. Взаимоотношения регламентируются рамочным договором. Ежегодно подводятся итоги прошедшего сезона, при необходимости пересматриваются условия договора. Мы предоставляем услуги размещения и питания для иностранных туристов, которые прибывают в Великий Новгород.
Для примера, в 2019 году гостиница «Садко» обслужила 7 208 иностранных туристов, оборот продаж с фирмой «Интрепид» составил более 1 миллиона рублей.
− Гостиничный бизнес сегодня конкурентен?
− Безусловно. Мы конкурируем с новгородскими гостиницами, которые находятся в нише обладателей «трёх звезд»: с «Россией» и «Интуристом».
− А вы общаетесь с конкурентами по каким-либо вопросам? Есть ли какой-то профессиональный клуб?
− Как такового клуба нет, но есть личные контакты. Мы не только советуемся, но и поддерживаем друг друга, помогаем в трудных ситуациях. Например, если у нас случается перебронь, то выручают партнеры. Они предоставляют размещение для наших гостей. И мы действуем точно также.
− Говоря о международном аспекте деятельности, нельзя пройти мимо сервиса интернет-бронирования отелей Booking.com, который принадлежит компании из США. Как осуществляется ваша работа на этой площадке?
− Booking.com — агрегатор. Сервис заключает договоры со всеми средствами размещения, и он сам в этом заинтересован. Гостиницы также вынуждены заключать договоры с Booking.com, так как он сейчас монополист. Если говорить о продвижении и продажах в интернете, то данный сервис занимает первую позицию среди других аналогичных сайтов на сегодняшний день.
− А вы получаете какую-то прибыль, благодаря сотрудничеству с Booking.com?
− Да, конечно, мы получаем новых гостей, которые бронируют гостиницу через данный канал продаж. Поскольку это крупнейший агрегатор и серьезная компания, у них есть свои маркетинговые инструменты, которые они предлагают активно использовать. Гостиницы с большим номерным фондом вынуждены применять данные инструменты, чтобы сохранить свою конкурентную позицию. Ведь выбор гостиницы остается за гостем, а гость выбирает самое привлекательное для него предложение.
− Вы сказали, что они монополисты. Но разве нет каких-то других аналогичных сервисов?
− Агрегаторы есть, но так мощно на рынке присутствует именно Booking.com. Я не знаю, как в других странах и регионах, но именно на российском и новгородском сегменте у Booking.com пока практически нет конкурентов.
− Какие у вас планы на следующий год?
− Нельзя сказать, что наша отрасль находится в замешательстве в связи с пандемией коронавируса. Мы, как и наши партнеры, надеемся, что в следующем году ситуация стабилизируется, границы откроют, и иностранный туризм займет свою традиционную нишу на рынке гостиничных и туристских услуг. Активно проходят обсуждения цен и условий сотрудничества, заключаются контракты на предстоящий сезон. Мы оптимистично смотрим в 2021 год и надеемся, что новый год ознаменуется подъемом в сфере международного туризма.
Источник: 53 новости