8 неудобных вопросов дорожникам
В последнее время ремонт дорог в Новгородской области некоторые СМИ стали оценивать не по объективным результатам, а по тому — чьи интересы в бизнесе не учли, кто не получил контракт и почему. Интересы простых людей при таком «разборе» играют третьестепенную роль. «53 новости» тоже решили посмотреть: каков алгоритм принятия решений в дорожной отрасли в регионе. Вдруг «что не так», и «разве так можно было»?
В программе НТ «Главный эфир» заместитель председателя регионального правительства Станислав Шульцев уже подробно прокомментировал ситуацию на рынке ремонта дорог. Поэтому для простоты мы решили собрать сказанное воедино и разбить по пунктам для удобства читателей.
{youtube https://youtu.be/L_M8-rn5DmY}
СКОЛЬКО НАЛОГОВ ТЕРЯЕТ ОБЛАСТЬ ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО КОНТРАКТЫ ВЫИГРЫВАЮТ ИНОГОРОДНИЕ ПОДРЯДЧИКИ?
Нисколько. Все подрядные организации, которые трудятся на территории Новгородской области в рамках или вне нацпроекта, зарегистрированы и имеют филиалы в регионе. Это очень важно для бюджета области, так как это не только юридическая регистрация, или даже вполне конкретные рабочие места, а налоги в бюджет региона: НДФЛ, налог на прибыль.
Контролируют это от правительства области и сам Станислав Шульцев и его коллега Евгений Богданов, ответственный за финансовую политику региона.
Процесс контроля осуществляется совместно с налоговой службой: по величине отчислений в бюджет, их пропорциональности работам и финансам, поступившим на счета подрядных организаций. Уже на основании этой информации налоговая служба получает сигнал подключиться, или отправить проверку.
ОТНИМАЮТ ЛИ ИНОГОРОДНИЕ ПОДРЯДЧИКИ РАБОЧИЕ МЕСТА У НОВГОРОДЦЕВ?
Руководящий состав дорожных организаций определяют сами подрядчики. Однако основная рабочая сила — местные. Недавний пример: контракты на содержание региональной дороги от Пестова до Холма, которую передали в федеральную собственность, выиграли московская и санкт-петербургская фирмы. Но набрали они 90% работников в Новгородской области. Для этого компании основали базы в Пестове, в Марёве, в Холме.
ПОЧЕМУ КОНТРАКТЫ НА РЕМОНТ ДОРОГ ТАКИЕ БОЛЬШИЕ?
Потому что и объемы работ и задачи по нацпроекту соответствующие.
Представим, что некий отдельный трёхлетний контракт на ремонт дороги стоит 100 млн рублей. Если он заключается на три года, то, соответственно, каждый год на этой дороге выполняется работ примерно на 30 млн рублей. Это, в лучшем случае, пять километров дороги.
Для справки: средняя протяжённость региональной межмуниципальной дороги - 30-40 километров.
В таких условиях 100-миллионный контракт никак не поможет выполнить показатели нацпроектов. Вдобавок, в любой момент в регион могут перечислить дополнительные федеральные деньги.
А ЗАЧЕМ НАМ ВООБЩЕ ТРЕХЛЕТНИЕ КОНТРАКТЫ?
Во-первых, при трёхлетних контрактах, дорожники не зависят от календаря проведения торгов, и фактор погодно-сезонных условий сводится к минимуму. Так, если в 2017 году дорожники вышли на работы в августе, в 2018 — в мае-июне, то в 2019-20 годах они начали работать весной. Сейчас сроки сдвинулись на апрель. Главное, чтобы позволяла погода.
Кстати, если благодаря климатическим условиям дорожники смогли выполнить объемы текущего года досрочно — они не останавливаются, а продолжают трудиться в рамках контракта на будущий год. И новгородцы получают отремонтированные дороги раньше срока.
Во вторых, экономится масса времени и ресурсов на самих процедурах торгов. Если быть точными — втрое, по количеству лет контракта.
В-третьих, Новгородской области, как передовику дорожных ремонтов, часто выделяются дополнительные федеральные субсидии. Иногда это происходит в середине года и даже осенью. Благодаря трехлетним контрактам эти деньги можно сразу направить в дело — ведь и объемы и подрядчики уже определены. А на сэкономленные средства областного бюджета в следующем году отремонтировать еще больше дорог.
ЕСТЬ ЛИ НЕБОЛЬШИЕ КОНТРАТЫ НА РЕМОНТ ДОРОГ?
Основные объекты по ремонту дорог, конечно, попадают в большие лоты. Это объекты нацпроекта, а также те, которые необходимо делать срочно. Но также в Новгородской области остается много объектов меньшей стоимости — в 100, 70, 30 млн рублей. Они торгуются отдельно.
А ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ НЕ ВЫПОЛНИТЬ ПОКАЗАТЕЛИ НАЦПРОЕКТА?
Если какой-то из субъектов федерации не выполняет показатели нацпроекта, то у него возникают проблемы с финансированием ремонта дорог. Логика проста и эффективна: кто молодец, тому и распределяются деньги.
НАРУШАЮТ ЛИ ЗАКАЗЧИКИ РЕМОНТА ДОРОГ АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО?
Правительство Новгородской области выполняет рекомендации ФАС. Так, в настоящее время в один лот не могут входить участки дорог в разных районах. Раньше такое допускалось. В случае необходимости ФАС вносит свои коррективы — это нормальная практика. Недавно были обжалованы одни из проведенных торгов. В результате их документация была переработана. Сроки работ при этом не были сорваны — дорожники вовремя вышли на объекты. И, кстати, в письме руководителя ФАС в адрес регионального правительства сказано: в рамках нацпроекта есть возможность формировать лоты до 1 млрд рублей.
ЧТО С ГАРАНТИЯМИ НА РЕМОНТ?
Гарантийные обязательства — обязательное условие договора. В среднем их срок составляет 4-5 лет.
В соседних регионах бывает так, что небольшая фирма выигрывает контракт, ремонтирует дорогу, а при наступлении гарантийных обязательств оказывается, что подрядчика уже нет.
В Новгородской области сильные и мощные подрядчики исключают этот риск. При портфеле заказов в несколько миллиардов рублей по всей стране, такая компания никогда не будет лишать себя репутации. Также такие компании менее уязвимы перед банкротством.
Фото: Станислав Потоцкий.
Источник: 53 новости