Премьера в театре «Малый»: обнять жирафа за шею
Немного на театральной сцене историй, где главный герой — учитель (тем более, если спектакль идет в формате монолога). Но если вдуматься, каждый педагог как актер ежедневно проводит моноспектакль у доски, объясняя теорему Ферма, поэтику лермонтовского стиха и рассказывая о сражениях древних греков. И каждый учитель может рассказать: как сложно держать внимание аудитории даже сорок минут, вкладывая исторические понятия и научные формулировки в свою речь.
В Новгородском театре «Малый» новый сезон открылся настоящим гимном учителю — премьерой спектакля по книге Юдит Шалански «Шея жирафа» (перевод Ольги Козонковой). Режиссер Надежда Алексеева распутывает довольно сложную историю, в которой наука оказывается фундаментом, а отсутствие сердечности и гуманности — важным фактом, который приводит к катастрофе. Можно ли представить учительскую жизнь как умный напряженный триллер с саспенсом? Безусловно, да. Кажется, что за время спектакля, который длится чуть больше часа, ты получаешь прививку научной теории и сердечного чувства. Узнаешь о биологии больше, чем проходил в школе. Меняешь свое отношение к бывшим учителям. Проверяешь на прочность веру в человека. И при этом с большим удовольствием проживаешь этот умный и яркий спектакль.
Но в начале все мы, зрители, невольно оказываемся учениками в новом учебном году перед лицом учительницы биологии и классного руководителя фрау Инги Ломарк. Система ценностей для нее — это любимая наука и преподавание в гимназии имени великого ученого Чарльза Дарвина. Поневоле рифмуется с теорией видов и ее размышления об учениках, кто тут хищник, а кто жертва.
У Юлии Степановой изящно получается многогранный образ учительницы, от которой хочется сбежать без оглядки, но одновременно — изучать этот образчик дисциплины и научной логики. Нет, она совсем не холодная или угрюмая, она совершенно замечательно пародирует своих коллег, с которыми ей приходится есть за одним столом. Она прекрасно рассказывает за себя и за восторженную учительницу Шванике историю о любви к детям («от детей надо или бежать, или любить их!»), о грубоватом директоре с его мужланскими повадками и может посплетничать об увлечении мужа разведением страусов. Но есть ощущение, что в ней совершенно отсутствует геном любви, такой простой общечеловеческой любви. У нее есть семья и дочь, которая уехала, у нее есть работа. Она явно успешный учитель, который боготворит свой предмет. Но рассказывая о биологических процессах, она не в силах передать именно человеческую эмпатию и любовь своим ученикам.
Тем интереснее она сама исследует неведомое чувство, когда она понимает, что симпатизирует застенчивой ученице Эрике, видя в ней свою давно ушедшую дочь. Актриса Юлия Степанова замечательно эмоционально передает эти полутона, когда из бюрократического чудища, которое тайно недолюбливает свой класс, Инга Ломарк пробует проявить сочувствие или хотя бы сопереживание другому человеческому существу (и при этом может равнодушно наблюдать за издевательствами над другой ученицей, потому что та ученица — слабая жертва по всем законам биологии). Про таких учителей говорят «старой закалки», но, если вдуматься, героиня спектакля — вовсе не сухарь, просто она давно подавила свой страх перед учениками и не видит ни одной демократической формы существования в классе, она уважает регламент и силу, если это сила подчинения и сила биологических законов. Но все, что лежит в сфере эмоционального для нее неизведанная вселенная. Добро — это слабость. Интерес к жизни чужого ребенка — караем законом и осуждением. Безупречная репутация – главный орден и достижение.
Героиня спектакля «Шея жирафа» одевается в осенней гамме оранжевого и коричневого — с одной стороны, неброско, но ярко и заметно, алая блуза с бантом, но при этом клетчатый строгий костюм и тяжелые туфли. Дома она накинет биологически-правильное пончо с принтом из листьев, но при этом такое же неброское и невыразительное, как и ее домашняя жизнь с мужем, который ее обществу предпочитает общение со страусами на ферме. Художник Игорь Семенов сделал так, что Инга Ломарк со одной стороны, всегда ярка и заметна, но с другой стороны, она мимикрирует под пространство школы, где невозможно яркие цвета. Она всегда немного в клетке, в структуре, винтик в системе школьного образования внутри бесконечных квадратных шкафов и стеллажей на сцене.
Героиня Инга Ломарк не очень ладит с техникой и со всеми новомодными штучками — проектор в ее руках может не сработать и она покажет на бумажных пособиях про медузу или морскую корову, она с трудом получает письмо на ноутбуке от дочери. Ей этот новомодный быстрый мир явно не импонирует, не впечатляет своей быстротой и изменчивостью.
Но почему же этого монстра так хочется обнять, как того жирафа, о котором она упоминает — вот жираф с его шеей адаптировался и выжил, а тот, кто не сумел — обречен погибнуть. Это биология и закон жизни. Но даже такая мощная и яркая Инга Ломарк обречена и наказана за невозможность проявить любовь. Когда-то она публично отказалась проявить свои чувства к собственной дочери. Дочь не простит никогда. А полюбить, и простить ее за это сможет только зритель.
Фото: Марина Воробьева, Иван Люсов.
Источник: 53 новости