«Латынь из моды вышла ныне…»: как учились новгородские семинаристы в XVIII веке
В хранилищах государственных архивов Новгородской области — сотни тысяч документов. Прикосновение к каждому вызывает трепет сопричастности подлинной человеческой жизни, закончившейся десятилетия, а может быть и столетия назад, но готовой говорить с нами, живущими сегодня. «53 новости» и государственные архивы Новгородской области публикуют цикл очерков, который может стать бесконечным. Бесконечным, как судьбы людей, стоящие за длинными номерами и шифрами «единиц хранения». Возможно, генетический код нашей земли зашифрован в них…
В октябре этого года исполняется 280 лет со дня основания Новгородской духовной семинарии, открытой в 1740 году в Антониевом монастыре. За время деятельности в семинарии менялась система преподавания, но первоначально учебный процесс в Новгородской духовной семинарии был подробно регламентирован ее штатом. В нем предполагалось открытие трех классов, разделенных на двенадцать школ. В первом, низшем классе было четыре школы – Аналогии, Инфимы, Грамматики и Синтаксимы, с общим количеством студентов 120 человек. Кроме обучения латыни семинаристов в этом классе должны были обучать арифметике и части геометрии, а неспособных к латинскому языку – в рисовальной школе иконописному и живописному художеству. Во втором классе, разделенном на две школы – Пиитики и Риторики, обучалось 50 человек. Учащиеся этого класса должны были также изучать церковную историю. В третьем, высшем классе, насчитывавшем 30 человек, были открыты школы Философии и Богословия, а также Греческого и Еврейского языков.
Основу преподавания в семинарии составляло изучение латинского языка, который изучали по учебнику «De institutione grammatica libri tres» Эммануила Альвара (1526–1582), португальского иезуита, учителя грамматики в первой коллегии Игнатия Лойолы в Лиссабоне. Впервые опубликованный в 1572 г., учебник Альвара стал официальной грамматикой иезуитов и играл исключительную роль в преподавании.
Кроме Альвара, который никогда не издавался в России, никаких печатных учебных пособий (по поэтике, риторике, философии и богословию) по традиции, принятой на Западе, в Новгородской семинарии не существовало. Каждый преподаватель составлял собственный рукописный учебник на основе полученных им самим знаний в подобном учебном заведении.
Например, курс риторики, который был прочитан в семинарии Иосифом (Ямницким) состоит из введения (Stimulus ad candidatos Eloquentiae) и пяти книг. Содержание и структура риторического курса Иосифа (Ямницкого) практически полностью совпадает с риторикой, прочитанной в 1734/1735 учебном году в Киеве иеромонахом Сильвестром (Кулябкой). В первой книге, состоящей из семи глав, рассматриваются некоторые предварительные риторические понятия; вторая книга «О достоинстве стиля», насчитывает пять глав и изучает следующие вопросы: «о тропах как речи, так и слова», «о фигурах как слов, так и речи», «о периодах» и т. д.; третья книга «Об аргументе и аргументации» разделена на четыре главы; четвертая книга «О речах официальных» состоит у Иосифа (Ямницкого) из пяти глав, в то время как у Сильвестра (Кулябки) – из семи; пятая книга – «О большой речи как священной, так и светской», содержит в своих пяти главах разные вопросы – «о частях большой речи», «о писании истории», «о правильном и чистом переводе с одного языка на другой» и т. д. Объяснить такое совпадение можно только тем, что Иосиф (Ямницкий), будучи студентом Киево-Могилянской академии, учился у Сильвестра (Кулябки).
Точно не известно, как проходило обучение в классе. По традиции, сложившейся еще в средневековых университетах, преподаватель семинарии мог диктовать свои лекции, которые записывали семинаристы, а мог комментировать их, т.е. проводить лекцию. Видимо и в новгородской семинарии, основным видом учебного занятия была лекция – комментированное чтение текста учебника преподавателем совместно с семинаристами. А ученические записи курсов преподаватель читал, исправлял и выставлял оценки.
В апреле 1745 г. для учащихся школы риторики Иосиф (Ямницкий) начал читать курс диалектики. Диалектика состояла из введения, в котором разбиралось пять вводных вопросов (в частности, «что есть диалектика»; «что является объектом диалектики» и т. д.), и трех рассуждений «О трех операциях разума». Структура и содержание курса практически полностью соответствует курсу диалектики, прочитанному в апреле 1735 г. Сильвестром (Кулябкой).
В новом 1745/1746 учебном году школа философии в семинарии открыта не была, очевидно, из-за смерти архиепископа Амвросия (Юшкевича). Ее открыли в 1746 г. при Новгородском архиепископе Стефане (Калиновском), преподавателем в ней стал префект семинарии Иосиф (Ямницкий). В новый класс были переведены 25 семинаристов из школы риторики. Содержание философского курса Иосифа (Ямницкого) известно благодаря сохранившимся рукописям. В соответствии с традициями Киево-Могилянской академии курс философии делился на три части: логику, включая выдержки из «Органона» Аристотеля, метафизику и физику.
Школа богословия была открыта в семинарии в сентябре 1748 г. после того, как Иосиф (Ямницкий) прочитал двухгодичный курс философии. Однако 30 декабря 1748 г. он умер, и ученики богословия были вынуждены возвратиться в философский класс. Окончательное открытие школы богословия состоялось в сентябре 1750 г.
Помимо посещения лекций семинаристы могли заниматься самообразованием, читая книги из богатейшей семинарской библиотеки. В инструкции, составленной для преподавателей семинарии 9 октября 1761 г. свт. Тихоном Задонским, в то время викарием Новгородской епархии, особое внимание уделено чтению семинаристами книг. Он рекомендовал ученикам школы богословия читать Иоанна Златоуста, «как сладкаго и удобнаго автора и проповедникам весьма нужнаго», ученикам философии читать другого автора по усмотрению учителя, а риторам – классических авторов, также подобранных учителем. В школе пиитики он советовал обучать учащихся переводу, используя для этого «легкаго и полезнаго историка», а также учить «фразесы и идиотизмы латинскаго языка». В синтаксиме учить регулы грамматические и «разговоры», а также переводить какого-нибудь легкого автора. В грамматике, инфиме и фаре учить грамматические регулы и латинские вокабулы.
К сожалению, на сегодняшний день сложно сказать, что читали новгородские семинаристы в XVIII столетии. Книги выдачи книг из семинарской библиотеки и записи на книгах, выданных семинаристам для чтения, появились только в XIX в. Сегодня известно только франкфуртское издание сборника нравоучительных двустиший Дионисия Катона со схолиями Эразма Роттердамского, на обороте задней крышки переплета которого есть запись: «Реторики ученик Михаил Иванович господин Рябков владеет сею книшкою а именно Дистихою 1785 года…». То, что семинаристы в XVIII в. читали книги из библиотеки видно из инструкции свт. Тихона Задонского. Однако ученикам книги из библиотеки не выдавались, они должны были их читать в библиотеке. Видимо, этим объясняется то, что на книгах нет записей о выдачи их семинаристам.
Круг чтения семинаристов в начале XIX в. известен достаточно хорошо. Прежде всего, это школьные авторы: Вергилий, Овидий, Курций, Цицерон, Корнелий Непот, произведения которых использовались для совершенствования в латинском языке, изучения латинского стихосложения и риторики. Сохранились свидетельства о том, что в 1750 г. библиотека семинарии выписала произведения этих авторов из-за границы: Вергилия (50 экз.), Овидия (50 экз.), Курция (60 экз.), «Selectarum orationum et epistolarum» Цицерона (60 экз.), Корнелия Непота (60 экз.).
Кроме того, семинаристам для чтения выдавались труды западноевропейских ученых XVI–XVII вв. по риторике, философии и богословию. Так, в качестве пособия по риторике семинаристами использовался труд известного богослова реформатской церкви и педагога Иоганна Штурма. На обороте верхней крышки переплета этой книги имеются записи библиотекарей: «Выдана из казны Ивану Воробьеву для пользы»; «Осиновскому выдана из Библиотеки». Как пособие по риторике семинаристы читали также сочинение доминиканского профессора теологии в Кельне Людовика Гранатенсия. Книга содержит запись библиотекаря: «Евграфу Орнатскому», свидетельствующую о том, что книгу использовали семинаристы. В библиотеке семинарии это издание было представлено несколькими экземплярами, один из которых находится в составе конволюта, начинающегося «Риторикой» профессора элоквенции и истории Матвея Дрессера. На верхней крышке переплета имеется запись: «Казенная дана для пользы ученику Ивану Веселовскому». Автором еще одной риторики, использовавшейся семинаристами, был Эдмунд Рихер. На ее титульном листе имеется запись: «Малиновскому казенная».
Из трудов по философии семинаристы использовали, в частности, многочисленные экземпляры сочинения лютеранского богослова, доктора теологии в Виттенберге Балтазара Мейснера «Philosophia sobria…». Нам сегодня известно около 10 экземпляров этого издания с записями библиотекарей: «Лукинскому», «Михаилу Воскресенскому», «Iohannes Romanov III/IX 1828». Большим спросом пользовались также философские произведения лютеранского богослова Христофора Шейблера, сочинения профессора философии и Священного Писания Конрада Хорнея, содержащие множество помет семинаристов. На книге лютеранского богослова Маттиаса Христиана Дитмарса имеется запись: «Пользуется сей книгой ученик философии Иван Вихров».
Как известно, большинство трудов по философии XVI–XVII вв. являются аристотелианскими в своей основе. В середине XVIII в. происходит переход от схоластического аристотелизма к вольфианству. Отныне, обучаясь философии, семинаристы читали произведения Христиана Вольфа. Сохранилось франкфуртское издании 1730 г. этого автора, на котором есть запись библиотекаря: «Ученику философии Гавриилу Рождественскому».
Из трудов по богословию семинаристы читали произведения отцов Церкви. Так, на 4-м томе сочинений Блаженного Августина имеется запись библиотекаря Новгородской семинарии: «Павлу Ровенскому дана из библиотеки для пользы. Сентября… 1825 года…».
Кроме печатных книг из семинарской библиотеки новгородские семинаристы читали и рукописи. Свидетельством этого является ряд манускриптов из фонда рукописей Новгородской духовной семинарии. Один из них – Grammatica Hebraica (Еврейская грамматика) с записью на заднем форзаце: «Из учения Федора Малиновского»; другой – De arte Rhetorica Феофана (Прокоповича) с записью библиотекаря: «Алексею Малиновскому казенная».
Учебная деятельность Новгородской духовной семинарии XVIII в. была построена на принципах средневековой образовательной модели. В процессе обучения использовались формы и методы преподавания, характерные для средневековых школ и университетов: лекции, упражнения. Основная задача обучения состояла в воспроизведении, а не в открытии нового знания, поэтому преподаватели семинарии излагали свои курсы, следуя той же структуре и содержанию (иногда их полностью воспроизводя), по которым они самим учились. Не был изжит из учебной деятельности семинарии и другой средневековый принцип – опора на авторитетных авторов (прежде всего, Аристотеля в преподавании философии).
В 60-е гг. XVIII столетия в учебной деятельности семинарии начинают происходить изменения. Так, на смену рукописным учебникам приходят печатные пособия по риторике и философии, созданные западноевропейскими учеными эпохи Просвещения. В преподавании богословия на смену системе второй схоластики приходит протестантская теология, которая со второй половины XVIII в., благодаря богословскому курсу Феофана (Прокоповича), становится господствующей в духовных учебных заведениях России. Постепенно все большее место в обучении семинаристов начинают играть новые языки – немецкий и французский.
Заведующая отделом использования документов Государственного архива Новгородской области Екатерина Федоровна Михайлова.
Директор Музея истории Новгородского государственного университета Николай Вячеславович Салоников.
Источник: 53 новости