Новгородский театр «Малый». Быть или не быть реконструкции?
Из-за ряда сложностей при формировании городского бюджета на 2021-2023 годы остро встал вопрос о невозможности реконструкции Новгородского театра для детей и молодёжи «Малый».
Здание муниципального бюджетного учреждения культуры и искусства, как следует из самого этого определения, городской объект. И именно город, а точнее его власти, несут ответственность за то, насколько хорошо содержится здание театра, построенное еще в советские времена. Сам театр основан в 1990 году. Хотя он «городской», но известен далеко за пределами страны. Его главным проектом, Международным театральным фестивалем «Царь-сказка»/Kingfestival Великий Новгород может гордиться на весь мир. Поэтому проблема реконструкции вызвала большую обеспокоенность и региональных властей. Губернатор Новгородской области Андрей Никитин обсудил сложившуюся ситуацию с мэром Сергеем Бусуриным на встрече в формате видеоконференцсвязи.
Напомним, 21 декабря прошлого года региональное правительство и министерство культуры РФ заключили соглашение о выделении 539,5 млн рублей на реконструкцию театра в 2022-2023 годах. Софинансирование за счет средств федерального бюджета составляет 152,3 млн рублей в 2022 году и 110,55 млн рублей — в 2023-м. На сайте правительства РФ опять же еще в декабре 2019-го разместили распоряжение о выделении большей половины средств на реконструкцию театра.
Однако в настоящее время муниципальная программа «Развитие сферы культуры и молодежной политики Великого Новгорода» на 2017-2026 годы» предусматривает на реконструкцию театра всего 65,7 млн рублей из городского бюджета в 2022 году.
Ранее, 20 октября, заместителю председателя правительства Новгородской области Елене Кириловой поступило письмо мэра Великого Новгорода Сергея Бусурина о том, что предусмотреть денежные средства в городском бюджете в необходимом объеме не представляется возможным. Администрация города планирует участвовать в реализации мероприятий по реконструкции театра только при выделении из местного бюджета денежных средств в размере 10% от суммы софинансирования со стороны региона.
По словам градоначальника, в процесс формирования бюджета в этом году были внесены существенные изменения.
Три важных момента особо негативно сказались на финансовых планах муниципальных властей на будущее.
«Первое – с января этого года часть штрафов, которые раньше поступали в бюджет муниципалитета, теперь идут в региональный и федеральный бюджеты. Это десятки миллионов рублей.
Также негативно на формирование бюджета повлияло то, что были заморожены отчисления по упрощённой системе налогообложения — тоже существенные средства для городского бюджета. Но, самое главное то, что с 1 января 2021 года налоговый режим ликвидируется, и те 170 млн рублей, которые у нас были заложены в бюджете, растворятся в региональном и федеральном бюджете», – сказал Сергей Бусурин.
Мэр также подчеркнул, что по софинансированию реконструкции театра «Малый» федеральный бюджет не берет на себя большую часть расходов на себя, а финансирование осуществляется по принципу 50% на 50%.
«Поэтому мы сейчас даже не видим источников финансирования реконструкции театра», – заключил Сергей Бусурин.
«Вопрос финансирования реконструкции театра очень важен. Она стала возможной благодаря личным договоренностям Андрея Никитина с предыдущим министром культуры РФ Владимиром Мединским. Это было индивидуальным решением. Поэтому отказ от реконструкции повлечет за собой то, что повторно в соответствующую программу мы уже не попадём. Сергей Владимирович, написав такое письмо вы должны чётко отдавать себе отчёт в том, что реконструкция театра будет производиться только за счёт муниципального бюджета», - сказала Елена Кирилова, которая также принимала участие во встрече.
Как указал Андрей Никитин, федеральной программы по ремонту муниципальных театров в России нет, и, действительно, выделение денег на реконструкцию было индивидуальным решением.
Губернатор обратился к Сергею Бусурину с просьбой ещё раз обсудить ситуацию с депутатами городской Думы, общественностью, а также непосредственно с представителями «Малого», которые ждут этой реконструкции.
«Решение принимать вам, но оно должно быть осознанным. Насколько я понимаю, проблемы, связанные с пожарной безопасностью в театре, очень серьёзные. И просто год или два вы подождёте, а потом его либо закроют соответствующие службы, либо вы всю сумму потратите уже из городского бюджета. Поэтому ещё раз обсудите ситуацию и посмотрите резервы», – отметил Андрей Никитин.
Он также добавил, что областной бюджет находится не в лучшем состоянии, чем городской. Но региональные власти приняли решение брать ответственность на себя и искать дополнительные доходы и источники финансирования. Так, подчеркнул губернатор, ни одна из социальных программ Новгородской области не будет приостановлена на 2021 год.
Между тем, как отмечают эксперты, сложности с бюджетом 2021 года отнюдь не означают того, что они не компенсируются позитивными явлениями. Например, в налоговой политике.
Так, несмотря на отмену с 2021 года единого налога на вмененный доход и фиксации норматива по упрощенной системе налогообложения для бюджетов муниципалитетов на уровне 70%, налоговая служба даёт благоприятный прогноз. Налоговые доходы бюджета Великого Новгорода в 2021 году превысят уровень налоговых доходов 2019 года, а также значительно, более чем на 300 млн рублей, налоговые доходы 2020 года. Спрогнозировать налоговые поступления городского бюджета в 2022 году, можно будет уже по динамике шести месяцев 2021-го. Соответственно, 2022 год даст представление о 2023-м.
Администрация Великого Новгорода планирует снижение в 2021 неналоговых доходов, но это как раз её задача и полномочия — не снижать доходы от использования муниципального имущества. В том числе от земли, доходов от продажи имущества, доходов от предоставления мест размещения рекламных конструкций, доходов от оказания платных услуг. Здесь у города есть потенциал. Речь лишь идёт о его грамотном использовании.
Источник: 53 новости