Как новгородцы почти спасли Россию 400 лет назад и почему «шваль» слово ругательное
Вчера вечером в Великом Новгороде, в пабе Greensleevs, прошла очередная встреча участников Клуба интересной истории «Новгородские вечера». «53 новости» транслировали её в нашем сообществе «ВКонтакте».
Минувший День народного единства напомнил нам о страшном периоде российской истории начала XVII века — Смутном времени.
Этому событию и посвятил лекцию старший научный сотрудник Новгородского объединённого музея-заповедника Владимир Варнаев.
Напомним, речь шла о малоизвестной странице истории уже потерявшего к тому времени независимость Великого Новгорода, который на определённом этапе развития событий всё же смог сыграть ключевую роль в сохранении оказавшегося тогда на грани потери независимости русского государства.
Тогда, 400 лет назад, новгородцы во главе с воеводой Михаилом Скопином-Шуйским и Якобом Делагарди вошли в освобождённую от воровских казаков, «лисовчиков», литовцев и поляков Москву. Местные жители были настолько воодушевлены нежданным избавлением, что падали перед новгородцами на колени, а Скопин-Шуйский стал настоящим национальным героем. В народе он был настолько популярен, что царь Василий Шуйский увидел в нём реального соперника. Потому в скором времени 23-летний потенциальный претендент на российский трон был отравлен и через две недели скончался в страшных муках. Как результат — народный бунт. Воодушевлённые столь разительной переменой поляки вновь подняли голову, а возмущённые вероломством царя новгородцы и шведы покинули Москву и отправились обратно на север.
Поляки же наконец-то добились желаемого — захватили Москву, и взяли в плен уже низложенного к тому времени царя Василия Шуйского, где он через полтора года и умер. Таким образом враги в очередной раз ликвидировали российскую государственность, по сути превратив страну в польскую колонию.
Между тем шведы, которым Шуйский сулил за освобождение Москвы золотые горы, в счёт уплаты долга захватили Новгород вместе с его землями — Северо-Западом России. Как гласит легенда, овладеть хорошо укреплённым и отлично вооружённым городом им помог предатель — местный ремесленник Ивашка Шваль, открывший врагу городские Чудинцевы ворота. Так вполне приличное слово «шваль», которым именовали портных, превратилось в синоним дрянного, никчёмного человечишки. Как бы то ни было, 17 июля 1611 года Великий Новгород впервые за всю свою многовековую историю пал перед иноземным захватчиком.
Победители попытались хозяйничать на захваченных землях, но все попытки наладить экономику терпят фиаско, поскольку местное население по большей покинуло обжитые места, а оставшиеся сотрудничать с оккупантами ни в какую не желали. Дело дошло до того, что захватчики, дабы рассчитаться со своими же воинами, начали чеканить фальшивую монету.
В это время в стране происходят серьёзные изменения. Начинается освободительное движение, Минин и Пожарский исполняют свою великую историческую миссию — собирают ополчение, выгоняют поляков из Москвы и освобождают русские земли. В 1613 году в костромском Ипатьевском монастыре избирается новый царь из рода Романовых. Жизнь постепенно входит в привычное мирное русло. Существование же шведов на новгородской земле при этом становится всё более и более отчаянным, поэтому они с радостью вступают в предложенные Михаилом Романовым переговоры. В итоге в 1617 году в деревушке Столбово, что находится под Тихвиным, был заключён мирный договор, согласно которому шведы покидают Новгород и другие крепости, но оставляют за собой земли севернее Невы.
К тому моменту население пожертвовавшего собой некогда великого города, исполнившего в годы Великой Смуты миссию северного стража Руси, составляло не более 4 000 человек. С тех пор начинается постепенный закат и угасание Новгорода, со временем превратившегося в обычный провинциальный городок. Окончательно его добило появление Петербурга, который академик Дмитрий Лихачёв совсем не случайно назвал «новый Новгород».
Фото: Михаил Рогалев.
Источник: 53 новости